СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Вещная метафора в произведениях Н. В. Гоголя

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Вещная метафора в произведениях Н. В. Гоголя»

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   Подготовила учитель русского языка и литературы  Демченко Наталья Станиславовна

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Подготовила учитель русского языка и литературы Демченко Наталья Станиславовна

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Произведения Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852) объединены принадлежностью к «русскому пространству». Философия и поэтика художественного творчества всецело подчинена поиску души «живой». Вероятно, ощущая корневую связь со всем тем, что составляет самую суть национальной культуры, Есенин в Автобиографии (1922) признавался: «Любимый мой писатель – Гоголь»

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

Произведения Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852) объединены принадлежностью к «русскому пространству». Философия и поэтика художественного творчества всецело подчинена поиску души «живой».

  • Вероятно, ощущая корневую связь со всем тем, что составляет самую суть национальной культуры, Есенин в Автобиографии (1922) признавался: «Любимый мой писатель – Гоголь»
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ     30-40гг.-создание петербургских повестей В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» очень силен фантастический элемент, в «Петербургских повестях» фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности .

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • 30-40гг.-создание петербургских повестей
  • В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» очень силен фантастический элемент, в «Петербургских повестях» фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности .
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ :   Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, например, как  сон  («Нос»),  бред  («Записки сумасшедшего»),  неправдоподобные слухи  («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней мистического элемента. Иррациональное растворяется в быту, сюжет достаточно беден (анекдоты)

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ :

  •   Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, например, как  сон  («Нос»),  бред  («Записки сумасшедшего»),  неправдоподобные слухи  («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней мистического элемента. Иррациональное растворяется в быту, сюжет достаточно беден (анекдоты)
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Одной из характерных особенностей гоголевского гротеска являются, по словам М. Бахтина , «положительно-отрицательные преувеличения» . Они входят у Гоголя непосредственно в систему художественных оценок его персонажей и во многом определяют их образную структуру. Различные формы хвалы и брани, как это не раз отмечалось, имеют в поэтике писателя амбивалентный характер («фамильярная ласковая брань и площадная хвала»).

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Одной из характерных особенностей гоголевского гротеска являются, по словам М. Бахтина , «положительно-отрицательные преувеличения» . Они входят у Гоголя непосредственно в систему художественных оценок его персонажей и во многом определяют их образную структуру. Различные формы хвалы и брани, как это не раз отмечалось, имеют в поэтике писателя амбивалентный характер («фамильярная ласковая брань и площадная хвала»).
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Самый распространенный прием у Гоголя. –  опредмечивание, овеществление одушевленного . Суть этого приема в сочетании несовместимых по качеству элементов антропоморфного и вещественного (или зооморфного) рядов. Сюда относится и  редукция персонажа до одного внешнего признака

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

Самый распространенный прием у Гоголя. –  опредмечивание, овеществление одушевленного . Суть этого приема в сочетании несовместимых по качеству элементов антропоморфного и вещественного (или зооморфного) рядов. Сюда относится и  редукция персонажа до одного внешнего признака

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ все эти талии, усы, бакенбарды и т. д., гуляющие по Невскому проспекту. Кроме редукции человеческого тела встречается и противоположный прием –  гротескная экспансия  (распадение тела на отдельные части — повесть «Нос»).

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • все эти талии, усы, бакенбарды и т. д., гуляющие по Невскому проспекту. Кроме редукции человеческого тела встречается и противоположный прием – гротескная экспансия (распадение тела на отдельные части — повесть «Нос»).
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Есть и случаи растворения в среде, в результате чего окружение персонажа выступает в роли гротескного продолжения тела (ср. описание Собакевича или Плюшкина в «Мертвых душах»). Оказывается, что гоголевские фигуры лишены определенности контуров и осциллируют между полюсами сжимания в одну точку и растворения в предметном мире.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Есть и случаи растворения в среде, в результате чего окружение персонажа выступает в роли гротескного продолжения тела (ср. описание Собакевича или Плюшкина в «Мертвых душах»). Оказывается, что гоголевские фигуры лишены определенности контуров и осциллируют между полюсами сжимания в одну точку и растворения в предметном мире.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Гротескное тело у Гоголя принадлежит поверхности видимого, внешнего мира. Это тело без души или с чудовищно суженной душой. Бросается в глаза противоречие невероятного изобилия внешних признаков и внутренней пустоты персонажей. Гротескное тело или тонет в море вещественного мира, потому что у него нет внутреннего содержания, или его суть сводится к одной господствующей «ничтожной страстишке».

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Гротескное тело у Гоголя принадлежит поверхности видимого, внешнего мира. Это тело без души или с чудовищно суженной душой. Бросается в глаза противоречие невероятного изобилия внешних признаков и внутренней пустоты персонажей. Гротескное тело или тонет в море вещественного мира, потому что у него нет внутреннего содержания, или его суть сводится к одной господствующей «ничтожной страстишке».
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   Движение сюжета у Гоголя всегда служит раскрытию «обмана», дискредитации внешних форм в целях поиска внутреннего содержания ( «Невского проспекта»). Гротескные коллективные образы : Невский проспект, канцелярии, департамент (начало «Шинели», ругательство – «департамент подлостей и вздоров» и т.п.).

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

 

  • Движение сюжета у Гоголя всегда служит раскрытию «обмана», дискредитации внешних форм в целях поиска внутреннего содержания ( «Невского проспекта»).
  • Гротескные коллективные образы : Невский проспект, канцелярии, департамент (начало «Шинели», ругательство – «департамент подлостей и вздоров» и т.п.).
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего»

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Гротескная смерть: веселая смерть у Гоголя – преображение умирающего Акакия Акакиевича (предсмертный бред с ругательствами и бунтом), его загробные похождения за шинелью. Гротескны переписывающиеся собаки в бреде Поприщина в «Записках сумасшедшего»
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ  Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность.  Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда».

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Гротеск у Гоголя не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность.  Он как бы говорит, что добра надо ждать не от устойчивого и привычного, а от «чуда».
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ  Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска , нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь.  Но так случилось , и бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание“.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Конец „Шинели“ — эффектный апофеоз гротеска , нечто вроде немой сцены „Ревизора“. Гоголь: „Но кто бы мог вообразить, что здесь еще не все об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь.  Но так случилось , и бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание“.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ На самом деле конец этот нисколько не фантастичнее и не „романтичнее“, чем вся повесть. Наоборот — там была действительная гротескная фантастика, переданная как игра с реальностью; тут повесть выплывает в мир более обычных представлений и фактов, но все трактуется в стиле игры с фантастикой

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • На самом деле конец этот нисколько не фантастичнее и не „романтичнее“, чем вся повесть. Наоборот — там была действительная гротескная фантастика, переданная как игра с реальностью; тут повесть выплывает в мир более обычных представлений и фактов, но все трактуется в стиле игры с фантастикой
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Это — новый „обман“, прием обратного гротеска: „привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «тебе чего хочется?» и показало такой кулак, какого и у  живых  не найдешь. Будочник сказал: «ничего» да и поворотил тот же час назад. Привидение однако же было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в темноте“.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Это — новый „обман“, прием обратного гротеска: „привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «тебе чего хочется?» и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «ничего» да и поворотил тот же час назад. Привидение однако же было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в темноте“.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В повестях позднего периода творчества писателя преобладает показ прозаических сфер жизни, неприглядного быта персонажей, их рутинного существования.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • В повестях позднего периода творчества писателя преобладает показ прозаических сфер жизни, неприглядного быта персонажей, их рутинного существования.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Н.В.Гоголь нарочито вставляет в свое повествование неприукрашенные картины окружающей реальности, описание неуютных помещений, беспорядочные интерьеры, переполненные ненужными вещами, неэстетичную, неряшливую одежду героев.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Н.В.Гоголь нарочито вставляет в свое повествование неприукрашенные картины окружающей реальности, описание неуютных помещений, беспорядочные интерьеры, переполненные ненужными вещами, неэстетичную, неряшливую одежду героев.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Таким образом проявляется художественная позиция Н.В. Гоголя: не радовать глаз обывателя придуманным показным благополучием, но заставить читателя задуматься над несовершенством жизни, над её пустотой .

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Таким образом проявляется художественная позиция Н.В. Гоголя: не радовать глаз обывателя придуманным показным благополучием, но заставить читателя задуматься над несовершенством жизни, над её пустотой .
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В целом в петербургском цикле становится, на наш взгляд, возможным распределение вещных образов по двум основным группам:

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • В целом в петербургском цикле становится, на наш взгляд, возможным распределение вещных образов по двум основным группам:
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ 1. Предметы интерьера, упомянутые в повествовании вскользь, не имеющие или почти не имеющие описания, встречающиеся чаще единожды, реже небольшое количество раз. Данные вещи или просто названы автором, или обозначены быстрым единичным штрихом. Как нам представляется, первостепенного художественного значения такие предметы не имеют.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

1. Предметы интерьера, упомянутые в повествовании вскользь, не имеющие или почти не имеющие описания, встречающиеся чаще единожды, реже небольшое количество раз. Данные вещи или просто названы автором, или обозначены быстрым единичным штрихом. Как нам представляется, первостепенного художественного значения такие предметы не имеют.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ 2. Предметы интерьера, сочетающиеся между собой и составляющие определенную картину внутреннего убранства того или иного помещения. Интерьер в таком случае выписан полно, детально; точно передается его художественная атмосфера.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • 2. Предметы интерьера, сочетающиеся между собой и составляющие определенную картину внутреннего убранства того или иного помещения. Интерьер в таком случае выписан полно, детально; точно передается его художественная атмосфера.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ описание гоголевского предмета может ограничиваться указанием на определенный внешний штрих, на какую-либо единичную деталь (оборванный диван, цельные стекла и т.д.); описание может быть более подробным, своеобразным описанием-характеристикой (поднос в руках лакея из повести «Шинель»

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • описание гоголевского предмета может ограничиваться указанием на определенный внешний штрих, на какую-либо единичную деталь (оборванный диван, цельные стекла и т.д.); описание может быть более подробным, своеобразным описанием-характеристикой (поднос в руках лакея из повести «Шинель»
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ создаваемые автором вещи способны раскрывать как характер непосредственно с ними связанных персонажей (ящичек-копилка Акакия Акакиевича), так и нравы жителей столицы в целом (скамьи для любопытных горожан в повести «Нос»); неодушевленные предметы в повествовании нередко изображаются на равных рядом с живьми людьми (примеры тому найдены в повестях «Невский проспект», «Коляска» и др.)

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • создаваемые автором вещи способны раскрывать как характер непосредственно с ними связанных персонажей (ящичек-копилка Акакия Акакиевича), так и нравы жителей столицы в целом (скамьи для любопытных горожан в повести «Нос»); неодушевленные предметы в повествовании нередко изображаются на равных рядом с живьми людьми (примеры тому найдены в повестях «Невский проспект», «Коляска» и др.)
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Функции многих вещей расширяются: к примеру, зеркало в произведениях писателя перестает быть просто частью интерьера. Данный предмет становится помощником в создании нового образа того или иного героя («Шинель»), свидетелем процесса внешнего преображения персонажей («Портрет»)

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

Функции многих вещей расширяются: к примеру, зеркало в произведениях писателя перестает быть просто частью интерьера. Данный предмет становится помощником в создании нового образа того или иного героя («Шинель»), свидетелем процесса внешнего преображения персонажей («Портрет»)

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ при этом сам процесс изменения внешнего облика, статуса, общественного положения осмыслен автором иронически. Усложняется также художественное значение образа уличного фонаря, вписанного в общий образ Невского проспекта, значение отдельных музыкальных инструментов и прочего

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • при этом сам процесс изменения внешнего облика, статуса, общественного положения осмыслен автором иронически. Усложняется также художественное значение образа уличного фонаря, вписанного в общий образ Невского проспекта, значение отдельных музыкальных инструментов и прочего
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В текстах повестей отсутствует подробное представление Невского проспекта, «красавицы нашей столицы» («Невский проспект», с. 9). Автор, изображая данную улицу, избегает детализации и иронически передает общее ощущение блеска и уличного оживления. Невский проспект — это яркий красочный фасад, но фасад фальшивый, представляющий не настоящую жизнь, а ту, которой многие гоголевские герои хотят жить.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • В текстах повестей отсутствует подробное представление Невского проспекта, «красавицы нашей столицы» («Невский проспект», с. 9). Автор, изображая данную улицу, избегает детализации и иронически передает общее ощущение блеска и уличного оживления. Невский проспект — это яркий красочный фасад, но фасад фальшивый, представляющий не настоящую жизнь, а ту, которой многие гоголевские герои хотят жить.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Почти каждый персонаж на Невском проспекте стремится казаться не тем, кто он есть па самом деле: всс желают выдумать себе более яркую, заметную внешность, показать свою индивидуальность именно броской необычной деталью внешнего облика, а не внутренним миром.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Почти каждый персонаж на Невском проспекте стремится казаться не тем, кто он есть па самом деле: всс желают выдумать себе более яркую, заметную внешность, показать свою индивидуальность именно броской необычной деталью внешнего облика, а не внутренним миром.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В течение суток Невский проспект способен изменяться, и в его описание добавляются новые штрихи. Вечерняя улица становится опасной для героев своей «ненастоящей» загадочностью, таинственностью, умением одновременно скрывать сущность предметов и явлений и раскрывать её .

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • В течение суток Невский проспект способен изменяться, и в его описание добавляются новые штрихи. Вечерняя улица становится опасной для героев своей «ненастоящей» загадочностью, таинственностью, умением одновременно скрывать сущность предметов и явлений и раскрывать её .
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к циклу «Петербургских повестей» мир гоголевских вещей разрастается, предметы городской материальной сферы становятся активными и вмешиваются в жизнь героев.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • От сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» к циклу «Петербургских повестей» мир гоголевских вещей разрастается, предметы городской материальной сферы становятся активными и вмешиваются в жизнь героев.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Если в повестях первого сборника зло в основном представлено инфернальными силами и деньгами как таковыми, то в последующем творчестве обыкновенные вещи начинают представлять угрозу для человеческих отношений (к примеру, ружье в «Повести о том, как поссорился...», косвенно коляска в одноименной повести).

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Если в повестях первого сборника зло в основном представлено инфернальными силами и деньгами как таковыми, то в последующем творчестве обыкновенные вещи начинают представлять угрозу для человеческих отношений (к примеру, ружье в «Повести о том, как поссорился...», косвенно коляска в одноименной повести).
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Жизнь персонажа может зависеть от вещи (шинель из «Шинели»); быт, наполненный предметами всех сортов, способен придать человеческой жизни смысл («Старосветские помещики»).

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

Жизнь персонажа может зависеть от вещи (шинель из «Шинели»); быт, наполненный предметами всех сортов, способен придать человеческой жизни смысл («Старосветские помещики»).

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Концентрация основного авторского внимания на предметной сфере порождает проблему изображения вещей, ставит вопрос о способе их представления в тексте. Искажение реальности, смещение ценностей и приоритетов в жизни героев помогает раскрыть система художественных приемов и стилистических средств. 

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Концентрация основного авторского внимания на предметной сфере порождает проблему изображения вещей, ставит вопрос о способе их представления в тексте. Искажение реальности, смещение ценностей и приоритетов в жизни героев помогает раскрыть система художественных приемов и стилистических средств. 
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   Использование приема гротескной подачи внешности того или иного персонажа, внутреннего убранства помещения («Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Нос» и др.) позволяет автору придать образам фантастический характер, вывести их за пределы вероятного, деформировать с определенными художественными целями.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  •  
  • Использование приема гротескной подачи внешности того или иного персонажа, внутреннего убранства помещения («Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Нос» и др.) позволяет автору придать образам фантастический характер, вывести их за пределы вероятного, деформировать с определенными художественными целями.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   Прием яркого цветового акцента во внешности персонажей, отмеченный нами в повестях всех трех сборников, также вписывается в созданную автором гротескную картину мира, где намеренно выпячивается и замечается окружающими лишь внешняя, видимая сторона жизни.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  •   Прием яркого цветового акцента во внешности персонажей, отмеченный нами в повестях всех трех сборников, также вписывается в созданную автором гротескную картину мира, где намеренно выпячивается и замечается окружающими лишь внешняя, видимая сторона жизни.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В большинстве произведений сборника «Миргород» и в цикле «Петербургских повестей» при описании героев используется прием гиперболизации, то есть чрезмерного преувеличения определенных сторон внешности персонажей, что касается в первую очередь их одежды.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • В большинстве произведений сборника «Миргород» и в цикле «Петербургских повестей» при описании героев используется прием гиперболизации, то есть чрезмерного преувеличения определенных сторон внешности персонажей, что касается в первую очередь их одежды.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Повесть «Невский проспект» содержит образы «обманывающих» вещей, которым не следует доверять. Гоголевские предметы могут быть противопоставлены друг другу в рамках одного произведения, описаны по контрасту.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Повесть «Невский проспект» содержит образы «обманывающих» вещей, которым не следует доверять. Гоголевские предметы могут быть противопоставлены друг другу в рамках одного произведения, описаны по контрасту.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   При этом описания нередко выполнены в гротесковом ключе и окрашены авторской иронией. Как представляется, причина подобной избирательности и подробности кроется в желании автора подчеркнуть убогость внутреннего мира своих персонажей, указать на бесполезность их существования.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  •   При этом описания нередко выполнены в гротесковом ключе и окрашены авторской иронией. Как представляется, причина подобной избирательности и подробности кроется в желании автора подчеркнуть убогость внутреннего мира своих персонажей, указать на бесполезность их существования.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ :

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ :

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ В повести «Невский проспект» автор посредством представленных атрибутов предметного мира развенчивает суть романтически настроенных личностей, к каким, на наш взгляд, относится художник Пискарев. Увлеченность внешним блеском, восхищение видимой роскошью проступает в его сновидениях и доказывает тем самым, что внутренний мир молодого человека во многом пошл и скуден, так же как и мир его, казалось бы, антипода, поручика Пирогова.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • В повести «Невский проспект» автор посредством представленных атрибутов предметного мира развенчивает суть романтически настроенных личностей, к каким, на наш взгляд, относится художник Пискарев. Увлеченность внешним блеском, восхищение видимой роскошью проступает в его сновидениях и доказывает тем самым, что внутренний мир молодого
  • человека во многом пошл и скуден, так же как и мир его, казалось бы, антипода, поручика Пирогова.
 ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Обывательское видение основных ценностей жизни, желание обладать яркими дорогими вещами проникли, по мысли автора, повсюду, сознание большинства персонажей писателя оказалось порабощенным мишурным блеском и видимым лоском.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Обывательское видение основных ценностей жизни, желание обладать яркими дорогими вещами проникли, по мысли автора, повсюду, сознание большинства персонажей писателя оказалось порабощенным мишурным блеском и видимым лоском.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Таким образом, материальную сферу писателя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в бытии.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Таким образом, материальную сферу писателя с полным правом можно считать важнейшим предметом описания и средством раскрытия внутреннего мира персонажей, так как вещь у Гоголя становится не только средством социальной характеристики героя, но и выражает его место в нравственном мире, положение в бытии.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ «Мёртвые души» Гоголя – апофеоз вещного, телесного мира. В антиномии души и тела, жизни и смерти открывается трагедия духовного поиска, дуалистическая картина которого ярче всего выражена природой метафоры, переводящей на язык земли знаки иного бытия. 

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • «Мёртвые души» Гоголя – апофеоз вещного, телесного мира. В антиномии души и тела, жизни и смерти открывается трагедия духовного поиска, дуалистическая картина которого ярче всего выражена природой метафоры, переводящей на язык земли знаки иного бытия. 
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   Структура «Мёртвых душ» насквозь метафорична. Каждое слово поэмы – символ. Метафора здесь не только именует предметы, но и является орудием авторского мышления

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  •   Структура «Мёртвых душ» насквозь метафорична. Каждое слово поэмы – символ. Метафора здесь не только именует предметы, но и является орудием авторского мышления
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ   Два начала гоголевской поэмы – ирония и лирика – сосуществуют благодаря метафоре. Переход от низкого к высокому осуществляется путём составления новых метафорических рядов (пользуясь есенинской терминологией, - заменой заставочных образов корабельными и ангелическими).  Метафоричен и центральный образ поэмы: Русь – вещая «птица-тройка». Именно он выражает у Гоголя русскую идею Троицы, мессианства и вечного движения-полёта. Эта грандиозная метафора, вышедшая из мифа, породила множество образов, отражающих смысл и сущность русского пространства.

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  •   Два начала гоголевской поэмы – ирония и лирика – сосуществуют благодаря метафоре. Переход от низкого к высокому осуществляется путём составления новых метафорических рядов (пользуясь есенинской терминологией, - заменой заставочных образов корабельными и ангелическими).  Метафоричен и центральный образ поэмы: Русь – вещая «птица-тройка». Именно он выражает у Гоголя русскую идею Троицы, мессианства и вечного движения-полёта. Эта грандиозная метафора, вышедшая из мифа, породила множество образов, отражающих смысл и сущность русского пространства.
ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ Таким образом, метафора, являясь не только языковым средством художественной выразительности, но и орудием поэтического мышления, выполняет функцию механизма передачи образной памяти народа в процессе культурной преемственности   Именно в метафоре, по замечанию Н.Д. Арутюновой, «стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа, укрепляя её связь, как с логикой, так и с мифом»

ГРОТЕСК И ВЕЩНАЯ МЕТАФОРА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

  • Таким образом, метафора, являясь не только языковым средством художественной выразительности, но и орудием поэтического мышления, выполняет функцию механизма передачи образной памяти народа в процессе культурной преемственности

  Именно в метафоре, по замечанию Н.Д. Арутюновой, «стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа, укрепляя её связь, как с логикой, так и с мифом»

Практическое задание ВЫПИСАТЬ ПО 3 ЦИТАТЫ ИЗ ПОВЕСТИ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» С ГРОТЕСКОМ И ВЕЩЕВОЙ МЕТАФОРОЙ

Практическое задание

  • ВЫПИСАТЬ ПО 3 ЦИТАТЫ ИЗ ПОВЕСТИ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» С ГРОТЕСКОМ И ВЕЩЕВОЙ МЕТАФОРОЙ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!