«Вербализация пространственных представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 50»
305001 г. Курск, ул. Широкая, 8
Из опыта работы:
учителя-логопеда МБДОУ № 50
Болдыревой Натальи Ивановны
Методологические основы формирования пространственных представлений
- Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребёнку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.
- Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис — один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие).
- Существенные отклонения в развитии пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях.
Методологические основы формирования пространственных представлений
- Этапы в развитии пространственных представлений были сформулированы в трудах учёных А.В. Семенович, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. Учёные рассматривали формирование пространственных представлений как одну из психических функций рано дебютирующей, но долго формирующейся в онтогенезе.
- Данные исследователи разработали структуры пространственных представлений, выделяя четыре уровня, каждый из которых, в свою очередь состоит из нескольких подуровней. В основе выделения уровней в структуре пространственных представлений лежит последовательность овладения ребёнком пространственными представлениями в онтогенезе.
- Согласно исследованиям в структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. О.В. Бурачевская разработала модель развития пространственных представлений, соединяющую представления А.В. Семенович и Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.
Модель развития пространственных представлений (О.В. Бурачевская 2015)
В соответствии с представленной моделью развития пространственных представлений дошкольников, была разработана наглядная модель к каждому из четырёх блоков. Модель 3 блока вербализации пространственных представлений, представлена на схеме. С учётом разработанной модели выстраивалась вся коррекционно-развивающая работа по вербализации пространственных представлений старших дошкольников с ТНР.
Актуальность
- Явное недоразвитие речевого компонента старших дошкольников с первичным дефицитом общения, препятствует своевременному формированию пространственных представлений, а имеющийся стойкий характер этих нарушений требует углублённого и комплексного подхода к анализу и выбору средств коррекционной работы.
- Недостатки развития пространственных представлений у детей с нарушениями речи носят, как правило, вторичный характер, следовательно, могут быть скорректированы только с помощью специально организованного обучения.
- Создание дидактической модели, соединяющей в себе весь арсенал имеющихся средств, и внедрение её в практику работы учителя-логопеда является актуальным направлением в работе со старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.
Цель:
Создание дидактической модели формирования вербализации пространственных представлений у детей с тяжёлыми нарушениями речи в системе коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
Задачи:
- Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности вербализации пространственных представлений старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи;
- Разработать систему оценки знаний старших дошкольников с ТНР по вербализации пространственных представлений;
- Разработать перспективный план-программу «Я и пространство», сроком реализации два года, включающей в себя весь арсенал имеющихся на сегодняшний день средств обучения;
- Внедрить дидактическую модель формирования пространственных представлений для дошкольников с ТНР.
Реализация поставленных задач осуществлялась в следующих видах деятельности:
Виды деятельности
Индивидуальная
Использование как части занятия
(микрогруппы 1-2)
Подгрупповая
Организованная образовательная деятельность
Совместная игровая деятельность
Этапы работы
Первым этапом работы была диагностика в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Диагностика проводилась с помощью компьютерной программы в формате Power Pont, разработанной специально.
Так как существует иерархия в формировании пространственных представлений, уровни в процессе онтогенетического развития выстраиваются один над другим, коррекционно-развивающая работа по овладению пространственными представлениями должна строиться в таком же порядке:
Этапы работы
В соответствии с этим, следующим этапом работы была разработка перспективного плана-программы «Я и пространство» и включение его в режим деятельности детей, специалистов, родителей.
Этапы работы
В программе «Я и пространство» сочетались традиционные виды деятельности по данному направлению, собственный мультимедийный ресурс, доступные образовательные компьютерные программы.
Интерактивная игра «Предлоги» доступный ресурс сайт «Говоруша» http://govorusha.mya5.ru/index/
Этапы работы
Мультимедийная игра-презентация «Обо всём на свете, знают пусть все дети». Задания на слайдах – это небольшие стихи-рифмовки, заканчивающиеся на рифму-предлог (авторская разработка).
Этапы работы
Скриншоты разработанной игры-презентации «Кто спрятался?». В этой игре герои спрятаны, появляются по щелчку мыши, выполняют необходимые действия (авторская разработка).
Этапы работы
Скриншоты компьютерной мультимедийной игры-презентации «Путешествие с Кисей, Котей и Кузей» . В данной игре используются готовые анимированные картинки-герои, выполняющие действия, требующих описания ребёнком (в игре использовались гифки «коты-мышки» с сайта https://genia-nice.livejournal.com/)
Этапы работы
Программа «Я и пространство» соединяет компьютерные технологии с традиционными видами деятельности по вербализации пространственных представлений старших дошкольников с ТНР.
Этапы работы
Этапы работы
Этапы работы
В процессе реализации нашей программы «Я и пространство» в соответствии с разработанными критериями оценки её эффективности, включающей различные уровни познавательной активности детей, родителями, воспитателями и педагогами дошкольного учреждения был отмечен высокий уровень познавательной активности детей и высокий уровень мотивации дошкольников с ОНР при выполнении заданий.
В завершении работы по данному направлению был выполнен контрольный срез. В экспериментальной группе старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи регулярно проводились занятия по реализации программы «Я и пространство». В контрольной группе данные занятия не проводились. Результаты нашей работы представлены на следующем слайде.
Уровни развития вербализации пространственных представлений старших дошкольников с ТНР
Показатели динамики развития вербализации пространственных представлений
- Результаты контрольного среза свидетельствуют об овладении уровнем вербализации пространственных представлений старшими дошкольниками с первичным речевым дефектом.
- За два года обучения дошкольники с ТНР освоили программу по развитию пространственных представлений полностью, без низкого уровня. Уровень вербализации по-прежнему оказался самым трудным уровнем для дошкольников с ОНР, который выявил самый низкий уровень в процентном соотношении. Однако программу освоили все дети, что свидетельствует об эффективности разработанной коррекционной программы работы учителя-логопеда во взаимодействии с другими специалистами по формированию пространственных представлений дошкольников в структуре преодоления речевого дефекта.
Вывод
- Отмечается качественный и количественный рост лексико-грамматического словаря, отсутствие грубых ошибок употребления логико-грамматических конструкций с использованием предлогов пространственного словаря.
- В процессе реализации нашей программы «Я и пространство» в соответствии с разработанными критериями оценки её эффективности, включающей различные уровни познавательной активности детей, родителями, воспитателями и педагогами дошкольного учреждения был отмечен высокий уровень познавательной активности детей и высокий уровень мотивации дошкольников с ОНР при выполнении заданий.
- Следовательно, структура, содержание и объём программы максимально способствовали реализации её на практике.
Всем спасибо!