Владимир Маяковский
Судьба и творчество «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Анализ стихотворения
Маяковский – яркое явление культуры «серебряного века» России.
Родители В. Маяковского
Владимир Константинович
Маяковский
Александра Алексеевна
Маяковский
Семья Маяковских принадлежала к обедневшему дворянскому сословию, так что отцу семейства приходилось много трудиться, чтобы не только прокормить домочадцев, но и дать образование детям.
Володя Маяковский 1900 год
Владимир Владимирович родился в Грузии.
Семья Маяковских
Дом Маяковских в Багдади
- Стоят: отец поэта Владимир Константинович Маяковский и старшая сестра поэта Людмила. Сидят: мама Александра Алексеевна и младшая сестра Ольга. В центре – Володя Маяковский – ученик 3-го класса Кутаисской гимназии
Владимир Маяковский - гимназист 1904 год
Классная комната Кутаисской гимназии.
В 1902 г. В. Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 г. от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии. В марте 1908 г. исключён из V класса за неуплату за обучение.
В 15 лет вступает в партию большевиков и начинает выполнять различные поручения, участвует в тайных рабочих сходках и демонстрациях, распространяет листовки.
Трижды был арестован и сидел в тюрьме. Только несовершеннолетие спасло его от далекой ссылки.
Воспоминания о третьем аресте: «Живущие у нас ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня забрали. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. д.- и наконец - Бутырки. Одиночка N% 103».
Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов Маяковский сделал первые шаги в поэзии. Но стихи не сохранились. Тетрадь с ними забрали надзиратели.
В 1911 году Владимир Маяковский поступил в Московское училище живописи. Там же и началась его поэтическая деятельность.
Гражданская война в России
Работа в Окнах РОСТа. (Российское телеграфное агенство).
«Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй!»
Маяковский на выставке, посвященной его работе в окнах РОСТА.
Работа в советской рекламе.
Поэт мечтает о новом человеке.
И опять реклама.
Мечта о новом быте
Рекламирует новые советские учреждения.
В апреле 1930 года Брики отправлялись в Берлин. Маяковский провожал их на вокзале, а через несколько дней в отеле Осипа и Лилю ждала телеграмма из России: "Сегодня утром Володя покончил с собой".
Это произошло 14 апреля 1930 года.
Он выстрелил себе прямо в сердце.
- Литературная справка
- В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегинаи размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).
- «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году.
Все произведения Владимира Маяковского – это рассказ о времени, в которое он жил, о себе. Необычность содержания и формы стиха вызывали у современников либо негодование и возмущение, либо восторг и поклонение.
«Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду»
«А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?»
«Я сразу смазал карту будней,
Плеснувши краску из стакана»
Маяковский- поэт-трибун. «Я знаю – город будет! Я знаю – саду цвесть!»
«Мне ни рубля не накопили строчки…»
Поэт умел по-настоящему любить, быть нежным. «Любит? не любит? Я руки ломаю И пальцы разбрасываю разломавши…» Любимый «щен»
«Мне бы памятник при жизни полагается по чину. Заложил бы динамиту- ну-ка, дрызнь! Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!»
1958г.- открытие в Москве памятника Маяковскому.
В сто сорок солнц закат пылал…
Прослушайте стихотворение В. Маяковского и ответьте на вопрос: «Что необычного вы заметили в его стихотворении, в чем отличие от поэзии поэтов 19в?»
28.02.24
Какова последовательность изложения?
«Ссора поэта с солнцем.
Приглашение «на чай»
«Обыденная работа поэта»
«Поэтическое кредо поэта»
«Шествие солнца.
Разговор поэта со светилом»
Кре́до (от лат. credo – верю) — личное убеждение, основа мировоззрения человека
28.02.24
Анализ стихотворения
- Какова тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
- Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда.
- Какой художественный приём использует автор?
- Основной художественный прием в данном произведении — параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта ( П араллелизм — один из приёмов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путём параллельного их изображения) .
- На что нацеливает нас автор, используя данное название стихотворения?
- Название стихотворения четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.
«…на даче было это…»
- Какой картиной открывается стихотворение?
- Стихотворение открывается дачным пейзажем.
- В чем необычность данной пейзажной зарисовки?
- Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему действую произведения.
- Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов. Какой?
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
- В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Докажите. Что этим хотел сказать поэт?
- Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер ( Панибратство - непочтительное, фамильярное обращение с тем, кто требует уважительного отношения, со старшим).
- Как меняется настроение автора, когда солнце откликнулось на брошенный ему вызов?
- Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: « Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!»
- О чем шел разговор поэта и солнца за самоваром?
- Поэт и солнце жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле.
- В чем общность их дел?
Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами.
- Каким настроением проникнут конец стихотворения?
- Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело — несут миру свет.
- Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении? Каково назначение этих приёмов?
- Маяковский использует в стихотворении метафору ( “… а низ горы – деревней был, кривился крыш корою”) , гиперболу (« В сто сорок солнц закат пылал») ; вводит неологизмы (« злотолобо»). Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
- Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?
- В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова ( Каламбур — литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Примеры: Я приехал в Москву, плачУ и плАчу (П. Вяземский) . .
- Понравились ли вам личность поэта и его стихотворение? Что особенно понравилось?
«…Светить – всегда! Светить – везде!»
Домашнего задание
- 1.Выучить стихотворение наизусть (на две «5»).
- 2. Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.
- В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющийся оборот _______ говорит о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово «залить» имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______.
В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _____________________. И несколько раз повторяющийся оборот «__________» говорит о необыкновенной жаре этого лета.
Почему Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце (глаголы-действия) ____________________________________, где слово «залить» имеет значение (какое?) _____________________________________________________________.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие __________________. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: ______________________________________________. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: ___________________________________________.
Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) ___________________________________________. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. ____________________________, а зайти в гости – ________________________________. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ____________________.
«в сто сорок солнц»
жара
спускается,заходит.встаёт
окружить весь мир
разговорный и книжный
"слазь","шляться""дармоед"
«Ну что ж,садись, светило!»
некую разнообразность, понятливое содержание.
появляется новый день
солнце
приятно провести время
подавай
Так в сочетании смешного и _________________, низкого и _____________ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______________________.
высокого
печального
было светло
Спасибо за внимание!