Просмотр содержимого документа
«Презентация"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС"»
Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС
«Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»
С.И. Гессен
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский
Три постулата современного урока
- Урок есть открытие истины
- Урок есть часть жизни ребёнка
- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни -наивысшая ценность
Основания урока
- Работают все и работает каждый
- Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого
- Все благодарны каждому за его участие. И каждый благодарен всем за своё продвижение к знаниям
- Доверие к учителю как к руководителю групповой работы. Но каждый имеет право на инициативное предложение
- Все и каждый имеют право высказывать мнение относительно проведённого занятия
Система организационных правил на уроке
- Доводить педагогические требования до логического конца
- Сопровождать педагогические требования инструкцией
- Раскрывать положительную программу действий
- Не предъявлять детям непосильных требований
- Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали
Показатели культуры урока
- Поведенческие
- Предметно-вещевое обставление урока
- Учебный материал-отражение разных сторон жизни
- Эмоциональная окрашенность урока
Правила совместного общения на уроке
- Не произносить резких, категоричных суждений
- Не подчёркивать интеллектуальное превосходство кого-либо
- Не пренебрегать мнением других
- Не перебивать выступающего
- Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо
- Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого
- Выражать благодарность в адрес присутствующих
Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода
1.Мотивирование к учебной деятельности
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3.Выявление места и причины затруднения
4.Построение проектов выхода из затруднения
5.Реализация построенного проекта
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение в систему знаний и повторение
9.Рефлексия учебной деятельности
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Традиционная
Деятельность учителя, работающего по ФГОС
- Структурированный конспект урока
- Использует учебник и методические рекомендации
- Большое количество времени занимает речь учителя
- Успеть всё, что запланировано
- Формулировки: спишите, решите, найдите, выпишите, выполните и т.д.
- Фронтальная работа
- Родители не включены в учебный процесс
- Образовательная среда создается учителем
- Результаты обучения: предметные, нет портфолио учащихся. Основная оценка учителя, важны положительные оценки по итогам контрольных работ.
- Сценарный план урока, свобода в выборе форм, способов и приёмов обучения.
- Использование учебника, методических рекомендаций, интернет-ресурсов, материалов коллег
- Самостоятельная деятельность обучающихся(более половины урока)
- Организация деятельности детей по поиску информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи.
- Формулировки: проанализируйте, докажите, сравните, выразите символом,создайте схему или модель. Выберите решение или способ решения, исследуйте и т.д.
- Групповая или индивидуальная форма урока
- Нестандартное ведение урока(два педагога, с поддержкой тьютора или в присутствии родителей)
- Информированность родителей обучающихся(участие в образовательном процессе)
- Образовательная среда создаётся учащимися( учебный материал, презентации)
- Результаты обучения: личностные, метапредметные, самоооценка учащихся, учёт динамики достижений учащихся относительно самих себя, создание портфолио,
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями
До введения ФГОС
После введения ФГОС
- Родительские собрания проводятся в традиционной форме
- Не участвуют в адаптационном периоде
- Отсутствует внеурочная деятельность
- Присутствуют на уроках по просьбе учителя
- Выступают в роли зрителей
- Общение по телефону, на родительских собраниях, при личной встрече
- Проектные, исследовательские и игровые технологии
- Выступают в роли тьюторов
- Осуществляют выбор курса
- Присутствуют на уроках по собственному желанию
- Партнёрство «учитель-родитель-ребёнок»
- Принимают участие в организации праздников
- Работа ресурсного центра
Изменения в деятельности первоклассника
До введения ФГОС
После введения ФГОС
- Пассивное слушание
- Выполнение заданий по указанию учителя
- Работа с источниками информации по указанию учителя
- Переспрашивание заданного вопроса
- Фронтальная работа
- Ведущие средства обучения-учебник и тетрадь
- Самостоятельная работа с целью контроля
- Активные действия
- Самостоятельный поиск решения поставленной задачи
- Самостоятельный выбор необходимых ресурсов
- Использование интернет-ресурсов самостоятельно
- Уточнение вопроса
- Групповая работа
- Ассортимент учебных материалов
- Самостоятельная работа для достижения учебной цели
- Учителем организована деятельность детей по выполнению заданий из учебника
- Пассивное принятие информации
- Чёткое выполнение задания
- Повышенный уровень тревожности
- Ведущий вид деятельности-игра
- ЗУН приобретаются из учебников
- Оценка деятельности осуществляется учителем
- Учителем организована деятельность детей по поиску, обработке информации. Обобщение способов действия, постановке учебной задачи
- Активное включение в учебный процесс
- Вариативное выполнение домашних заданий
- Снижение уровня тревожности
- Ведущий вид деятельности-игровая и проектная
- Адекватная самооценка детей, знакомство с критериями оценивания
Спасибо за внимание!