СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "УРОК развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "УРОК развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения". 6 класс»

УРОК развития речи  6 класс

УРОК

развития речи

6 класс

„ Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.“   Рене Декарт, французский философ XVI века Как вы поняли высказывание известного французского философа XVI века Рене Декарта?

„ Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.“ Рене Декарт, французский философ XVI века

Как вы поняли высказывание известного французского философа XVI века Рене Декарта?

КАКИЕ ТИПЫ РЕЧИ ВЫ ЗНАЕТЕ? РАССУЖДЕНИЕ ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ КАК РАЗЛИЧАЮТСЯ ТИПЫ РЕЧИ? это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО ?  это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ ? это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО ? 

КАКИЕ ТИПЫ РЕЧИ ВЫ ЗНАЕТЕ?

РАССУЖДЕНИЕ

ОПИСАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

КАК РАЗЛИЧАЮТСЯ ТИПЫ РЕЧИ?

это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО

это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос КАКОЙ ?

это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО

Прочитайте тексты, определите их тип речи и докажите своё мнение.  На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.  (А. Толстой) ОПИСАНИЕ  Во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?  Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.

Прочитайте тексты, определите их тип речи

и докажите своё мнение.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

(А. Толстой)

ОПИСАНИЕ

Во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?

Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.

 Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой) ПОВЕСТВОВАНИЕ  Здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку - к этим словом можно задать вопрос что делал?

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку - к этим словом можно задать вопрос что делал?

 Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить! РАССУЖДЕНИЕ В начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

РАССУЖДЕНИЕ

В начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы. а) 1) Моя собака.    2) Зачем мне нужна собака?     3) Как мы однажды с собакой…   б) 1) Зачем нужно ходить в школу?     2) Мой счастливый школьный день.  3) Как я прогулял уроки.   в) 1)  К ак я играл в футбол.    2) Моя любимая игрушка.     3) Почему я люблю играть в футбол? Описание Рассуждение                 Повествование Рассуждение   Описание                       Повествование Повествование            Описание                        Рассуждение

Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

   2) Зачем мне нужна собака?

    3) Как мы однажды с собакой…

 

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

    2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

 

в) 1)  К ак я играл в футбол.

   2) Моя любимая игрушка.

    3) Почему я люблю играть в футбол?

  • Описание
  • Рассуждение                
  • Повествование
  • Рассуждение  
  • Описание                      
  • Повествование
  • Повествование           
  • Описание                       
  • Рассуждение
Подготовка к сочинению-рассуждению

Подготовка

к

сочинению-рассуждению

СЛЕДУЯ ЛОГИКЕ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, СОЕДИНИВ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ КОЛОНКИ  С РЕЗУЛЬТАТОМ ВТОРОЙ 1. Вспомнить 2. По алгоритму написания рассуждения 2. Учиться работать 1. Доказательства и делать выводы 3. Применять 4. Компоненты сочинения-рассуждения 4. Устанавливать 3. Клише для написания рассуждения

СЛЕДУЯ ЛОГИКЕ, СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ УРОКА, СОЕДИНИВ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЙ КОЛОНКИ С РЕЗУЛЬТАТОМ ВТОРОЙ

1. Вспомнить

2. По алгоритму написания рассуждения

2. Учиться работать

1. Доказательства и делать выводы

3. Применять

4. Компоненты сочинения-рассуждения

4. Устанавливать

3. Клише для написания рассуждения

ЗАДАЧИ УРОКА 1. Вспомнить 4. Компоненты сочинения-рассуждения 2. Учиться работать 2. По алгоритму написания рассуждения 3. Применять 3. Клише для написания рассуждения 4. Устанавливать  4. Доказательства и делать выводы

ЗАДАЧИ УРОКА

1. Вспомнить

4. Компоненты сочинения-рассуждения

2. Учиться работать

2. По алгоритму написания рассуждения

3. Применять

3. Клише для написания рассуждения

4. Устанавливать

4. Доказательства и делать выводы

ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ? – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать. ТЕЗИС – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель. ВЫВОД

ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ?

положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

ТЕЗИС

подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

ВЫВОД

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ Вступление. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования. Вывод, то есть итог, к которому пришёл  автор рассуждения От чего зависит степень убедительности сообщения? От количества и качества аргументов; от порядка изложения аргументов; от формы их изложения.

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ

  • Вступление.
  • Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
  • Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
  • Вывод, то есть итог, к которому пришёл

автор рассуждения

От чего зависит степень убедительности сообщения?

  • От количества и качества аргументов;
  • от порядка изложения аргументов;
  • от формы их изложения.
НАХОДИТЕ В ТЕКСТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ  Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит:

НАХОДИТЕ В ТЕКСТЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РАССУЖДЕНИЯ

Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Мама – самое священное слово на земле!

Тезис

Комментарий

Человек рождается и умирает с этим словом.

Аргументы

Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать".

Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!"

Вывод

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ —  Мне не хватает теплоты, —  Она сказала дочке.  Дочь удивилась: — Мерзнешь ты  И в летние денечки? —  Ты не поймешь, еще мала, —  Вздохнула мать устало.  А дочь кричит: — Я поняла! -  И тащит одеяло. Агния Барто Какова тема стихотворения? Отношения дочери и матери. Какова идея стихотворения? Дети, не всегда понимают своих матерей, недостаточно уделяют им внимания, мало делятся душевным теплом, заботой. Почему дочь не поняла маму? Ее смутило многозначное слово «теплота».

РАЗГОВОР С ДОЧКОЙ

—  Мне не хватает теплоты, — Она сказала дочке. Дочь удивилась: — Мерзнешь ты И в летние денечки?

—  Ты не поймешь, еще мала, — Вздохнула мать устало. А дочь кричит: — Я поняла! - И тащит одеяло.

Агния Барто

Какова тема стихотворения?

Отношения дочери и матери.

Какова идея стихотворения?

Дети, не всегда понимают своих матерей, недостаточно уделяют им внимания, мало делятся душевным теплом, заботой.

Почему дочь не поняла маму?

Ее смутило многозначное слово «теплота».

О значениях слова ТЕПЛОТА Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). Энергия, создаваемая таким движением. 2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. Ощущение внутреннего тепла. 3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л. Сергей Иванович Ожегов (1900-1964)

О значениях слова ТЕПЛОТА

Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). Энергия, создаваемая таким движением.

2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. Ощущение внутреннего тепла.

3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

Сергей Иванович Ожегов

(1900-1964)

- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? Доброго сердечного отношения - Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении? Метафора - Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение? О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами

- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?

Доброго сердечного отношения

- Как называется средство художественной выразительности, с которым поиграла Барто в стихотворении?

Метафора

- Барто, используя метафору, подняла очень важную проблему, она и будет темой нашего сочинения. О чем будет наше сочинение?

О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами

Подведение итогов Что такое рассуждение? Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке? Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения? Возможно ли рассуждение без аргументов?

Подведение итогов

  • Что такое рассуждение?
  • Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке?
  • Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?
  • Возможно ли рассуждение без аргументов?
Домашнее задание Напишите сочинение – рассуждение на одну из тем:  «Я и самый близкий мне человек» , «Дорогой мой человек» , « Нет моей мамы лучше на свете»

Домашнее задание

Напишите сочинение – рассуждение на одну из тем:

«Я и самый близкий мне человек» ,

«Дорогой мой человек» ,

« Нет моей мамы лучше на свете»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!