Проверь себя
Вариант № 1
Вариант № 2
А1. - 2
А1. - 3
А2. - 1
А2. - 1
А3. - 3
А3. - 2
А4. - 2
А4. - 3
А5. - 2
А5. - 3
А6. - 2
А6. - 2
А7. - 1
А7. - 1
Тема урока:
«Средневековая деревня и её обитатели»
- Как была устроена вотчина феодала.
- В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами.
- Жизнь крестьянской общины.
- Как жили и трудились крестьяне.
Что считалось самым ценным в эпоху Средневековья?
На каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей?
- Что такое вотчина?
- Что такое поместье?
- Что располагалось в центре вотчины?
- На какие части делилась земля в вотчине?
- Куда поступал урожай с господских полей?
- Чьи земли обрабатывал крестьянин?
- Кому принадлежали орудия труда, которыми обрабатывалась земля в вотчине?
Собственник – земли ФЕОДАЛ .
Пахотная земля феодальной вотчины
Господская земля
Крестьянские наделы
Орудия труда принадлежали крестьянину.
Вотчина – наследственное земельное владение феодала.
Поместье – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
- Поработайте с текстом учебника
П. 2 стр. 87-88
- Определите, какие повинности выполняли крестьяне и запишите их в виде кластера.
Повинности
принудительные обязанности зависимых крестьян перед сеньором
Повинности
БАРЩИНА
ОБРОК
\принудительные работы крестьян в хозяйстве феодала собственным инвентарём \
\платежи зависимых крестьян феодалу продуктами, изделиями или деньгами\
натуральный денежный
- зерно
- работали на земле феодала;
- строили и чинили его дом;
- скот
-строили мосты;
-птица
-чистили пруд и др.
-сало
-мед
- изделия
На каких условиях феодалы разрешали зависимым крестьянам пользоваться землей?
- На какие группы делились крестьяне?
- Что мог предпринять феодал, чтобы заставить крестьян, владевших собственным хозяйством, исправно нести повинности?
- Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?
Чтобы ответить на эти вопросы, поработайте с тексом учебника
П. 2 стр. 88 -89 Вопросы на карточке №3
Зависимые крестьяне
Поземельно зависимые
Лично зависимые
- имели личную свободу;
- зависели только поземельно;
- платили феодалу за пользование его землей \оброк; барщина\
- всегда могли уйти от феодала
- лично зависимые, несвободные;
- не могли уйти от своего феодала;
- выполняли любую работу для феодала;
- не могли жениться без разрешения или уйти в монастырь
Крестьянская община – это объединение крестьян одной деревни в средние века.
У общинников, были равные условия, для ведения хозяйства. Деревенская пашня, делилась на участки, крестьянские наделы они были поделены поровну, нарезались в разных местах создавая « чересполосицу» . В общем пользовании были угодья сенокос, пастбище, лес, пруд, которые выделял феодал.
Поработайте с заданием №4
выпишите функции общины
Функции общины:
- решали важные вопросы;
- ведали хозяйственными делами;
- устанавливали правила пользования угодьями;
- поддерживали порядок;
- помогали выплачивать налоги;
- разрешали споры между крестьянами;
- оказывала помощь нуждающимся.
Ответь на вопросы .
- Где располагались деревни?
- У кого и где искали защиту крестьяне в случае опасности?
- Назовите занятия крестьян?
- Что крестьяне не производили сами, а покупали?
- Какое хозяйство называется натуральным?
Натуральное хозяйство - это система ведения хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления.
- Я узнал сегодня на уроке….
- Мне было интересно….
- Справились ли вы с предложенными заданиями ……..
-У меня вызвало затруднение задание ….
- Мне бы хотелось еще узнать о …
- Какое настроение было у меня на уроке ………
Оцени свою работу на уроке, подведи итоги в листах самооценки
§ 11, учить термины
- Работа с документом стр. 90 ответить на вопросы письменно.
Творческое задание (на выбор)
- Составьте «Рассказ один день из жизни крестьянина»
- Начертить план феодальной вотчины