МБДОУ «Детский сад «Родничок».
Тема: «Лэпбук как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей.
Автор: воспитатель Феськова Е. В.
2021г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предоставляется работа по теме: «Лэпбук как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей».
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Цель использования лепбука: Сформировать возможность для социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Актуальность:
-включение в процесс эффективных форм организации образовательной деятельности;
- организация самостоятельной деятельности детей.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде, являясь:
-информативным;
-полифункциональным;
-трансформируемым;
-вариативным.
Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает все виды детской активности;
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
-Разновидности лепбуков;
-Тема лэпбука;
-Темы лэпбуков.
При создании лэпбука необходимо учесть:
Эстетичность;
Долговечность;
минимум подписей; (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»;
безопасность.
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки,
книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией. Чтобы составить план, использую модель трёх вопросов:
Что ты знаешь о…?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Значения лэпбука для педагога:
-объединяет детей для увлекательного и полезного занятия;
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
-способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Значения лэпбука для ребенка:
-побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
-может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
-развивает креативность и творческое мышление, речь, память;
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме;
-способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Дидактическое пособие – лэпбук «Домашние животные и их детёныши» -рассчитан для детей 3-4 года жизни для осуществления развития познавательных способностей, систематизации знаний по средствам развивающих заданий и игр. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности.
Цель: формировать представления о домашних животных.
Задачи:
-Закрепить знания детей о домашних животных;
-Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие;
-Формировать умения различать животных и их детенышей;
-Развивать у детей память, мышление, воображение, интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость и воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.
Лэпбук можно использовать как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах, для групповых и индивидуальных занятий. В образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Описание пособия:
Лепбук включает в себя 9 развивающих заданий для ребенка:
1. Загадки о животных.
2. Стихи для малышей.
3. Пальчиковые игры.
4. Карточки с изображением домашних животных.
5. Речевая игра «Один - много».
6.Дидактические игры: «Где кто живет?»
7. «Кто, что ест?»
8. «Мамы и их детеныши».
9. «Найди чья тень».
Лэпбук «Временя года».
Цель: закрепить у детей знания и представления о временах года их последовательности (сменяемости) и характерных особенностях.
Задачи:
- закрепить и расширить представления детей об временах года;
-какие явления природы происходят в определенный сезон;
- обогащать словарный запас по теме;
- формировать любознательность и интерес к природе и изучению явлений природы;
- воспитывать любовь к природе.
Значение методического пособия для ребенка:
- способствует пониманию и запоминанию информации по временам года;
- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;
- способствует повторению и закреплению материала по временам года;
- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.
Лэпбук - включает в себя 9 развивающих заданий для ребёнка:
1. Карточки с изображением «времена года»;
2. «Явления природы»,
3. «Признаки времён года»;
4. Загадки о временах года;
5. Стихи;
6. Д/И «Времена года»;
7. «Соотнеси и назови»;
8. «Собери картинку»;
9. «Признаки времени года».
«Лэпбук по финансовой грамотности».
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Поэтому задача воспитателя — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели я создала дидактическое пособие- лэпбук по «Финансовой грамотности».
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам.
Познакомить детей с историей возникновения денег, развивать воображение детей, учить их думать, закрепить название русских денег «рубль», «копейка»; учить детей практически осуществлять «процесс обмена».
развивать экономический кругозор; куда уходят деньги; как экономить деньги; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение; развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам, формировать положительные взаимоотношения детей.
Лэпбук включает в себя 6 развивающих заданий для ребёнка:
1. карточки с денежными купюрами;
2. карточки где хранятся деньги;
3. загадки, пословицы, поговорки;
4. Д/И «Профессии»;
5. «Магазины»;
6. «Хочу-надо».
Родители- неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада
-реализация данного проекта сблизила всех участников: педагогов, родителей, детей;
-укрепило детско-родительские отношения в ходе создания интерактивной папки;
-самореализавала родителей и детей;
-сформировала самостоятельность в самообучении;
-развила любознательность, познавательность мотивации и образовательной активности.
Заключение
Повторять пройденное в игровой форме проще и приятнее. В процессе творчества ребёнок усваивает навыки подбора и систематизации информации. В будущем это очень пригодится, особенно в период, когда обучением придётся заниматься самостоятельно. При проведении мониторинга в 2021 году показатели в области познавательное развитие увеличились.
В процессе такого творчества ребёнок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, мотивации и способностей ребёнка. Ну и, наконец, это просто безумно увлекательно!