СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Тема 3.1. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Сущность и значение государственных (муниципальных) закупок, их роль в рыночной экономике. Цели, задачи и принципы контрактной системы. 2. Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации. Международная практика организации общественных закупок. 3. Нормативно-правовое обеспечение финансового механизма закупок для государственных (муниципальных) нужд. Структурные элементы финансового механизма государственных и муниципальных закупок. Этапы закупочного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Тема 3.1. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.»

МДК 01.03 Финансово-экономический механизм государственных закупок Тема 3.1. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд

МДК 01.03 Финансово-экономический механизм государственных закупок

Тема 3.1. Основы контрактной системы в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд

Содержание Сущность и значение государственных (муниципальных) закупок, их роль в рыночной экономике. Цели, задачи и принципы контрактной системы. Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации. Международная практика организации общественных закупок. Нормативно-правовое обеспечение финансового механизма закупок для государственных (муниципальных) нужд. Структурные элементы финансового механизма государственных и муниципальных закупок. Этапы закупочного процесса.

Содержание

  • Сущность и значение государственных (муниципальных) закупок, их роль в рыночной экономике. Цели, задачи и принципы контрактной системы.
  • Формирование и развитие контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации. Международная практика организации общественных закупок.
  • Нормативно-правовое обеспечение финансового механизма закупок для государственных (муниципальных) нужд. Структурные элементы финансового механизма государственных и муниципальных закупок. Этапы закупочного процесса.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Непосредственно процедура закупки начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивается исполнением сторонами своих обязательств по контракту. Структура государственных закупок - совокупность способов закупок, предусмотренных законом о контрактной системе, применяемых в определяемых внешними обстоятельства- ми случаях, призванных обеспечивать наиболее рациональное использование бюджетных средств.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд – совокупность действий, осуществляемых в установленном законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Непосредственно процедура закупки начинается с определения

поставщика (подрядчика, исполнителя) и заканчивается исполнением сторонами своих обязательств по контракту.

Структура государственных закупок - совокупность способов закупок, предусмотренных законом о контрактной системе, применяемых в определяемых внешними обстоятельства-

ми случаях, призванных обеспечивать наиболее рациональное использование бюджетных средств.

Структура государственных закупок в Российской Федерации Группировочный признак Закупки Наличие конкуренции Конкурентные способы закупок Способ определения поставщика Степень открытости Конкурс Информационное сопровождение Открытый Дополните- Закрытый Электронный Документарный С ограниченным участием льные требования Аукцион Двухэтапный Открытый Электронный Закрытый Электронный Документарный Запрос котировок Запрос предло Открытый Электронный Единствен ный поставщик Электронный Не предусмот жений рено

Структура государственных закупок в Российской Федерации

Группировочный признак

Закупки

Наличие конкуренции

Конкурентные способы закупок

Способ определения поставщика

Степень открытости

Конкурс

Информационное сопровождение

Открытый

Дополните-

Закрытый

Электронный

Документарный

С ограниченным участием

льные требования

Аукцион

Двухэтапный

Открытый

Электронный

Закрытый

Электронный

Документарный

Запрос котировок

Запрос предло

Открытый

Электронный

Единствен

ный поставщик

Электронный

Не предусмот

жений

рено

Структура государственных и муниципальных заказчиков  по уровням бюджетной системы Государственные и муниципальные заказчики  Государственные заказчики Федеральный уровень Органы государственной власти Российской Федерации Уполномоченные органами государственной власти РФ получатели бюджетных средств Региональный уровень Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ получатели бюджетных средств Муниципальные заказчики Муниципальный уровень Органы местного самоуправления Уполномоченные органами местного самоуправления получатели бюджетных средств

Структура государственных и муниципальных заказчиков по уровням бюджетной системы

Государственные и муниципальные заказчики

Государственные заказчики

Федеральный уровень

Органы государственной власти

Российской Федерации

Уполномоченные органами государственной власти РФ получатели бюджетных средств

Региональный уровень

Органы государственной власти субъектов

Российской Федерации

Уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ получатели бюджетных средств

Муниципальные заказчики

Муниципальный уровень

Органы местного самоуправления

Уполномоченные органами местного самоуправления получатели бюджетных средств

Виды размещения заказов у единственного поставщика Случаи размещения заказов у единственного поставщика  1. Закупка продукции, производимой учреждениями уголовно-исполнительной системы 2. Закупка товаров, работ, услуг у субъектов естественных монополий 4. Возникновение потребности в товарах, работах и услугах вследствие непреодолимой силы 3. Закупка услуг органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений и иных организаций, имеющих право оказывать соответствующие услуги 5. Если торги были признаны несостоявшимися, была подана только одна заявка, участвовал только один участник, по результатам торгов, запроса котировок не был заключён контракт. 6. Закупка по поддержанию мобилизационных ценностей 7. Поставка ценностей, имеющих историческое, художественное и иное культурное значение, взятых государством под охрану и предназначенных для пополнения государственных музейных и аналогичных фондов

Виды размещения заказов у единственного поставщика

Случаи размещения заказов у единственного поставщика

1. Закупка продукции, производимой учреждениями уголовно-исполнительной системы

2. Закупка товаров, работ, услуг у субъектов естественных монополий

4. Возникновение потребности в товарах, работах и услугах вследствие непреодолимой силы

3. Закупка услуг органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений и иных организаций, имеющих право оказывать соответствующие услуги

5. Если торги были признаны несостоявшимися, была подана только одна заявка, участвовал только один участник, по результатам торгов, запроса котировок не был заключён контракт.

6. Закупка по поддержанию мобилизационных ценностей

7. Поставка ценностей, имеющих историческое, художественное и иное культурное значение, взятых государством под охрану и предназначенных для пополнения государственных музейных и аналогичных фондов

Система нормативно-правового регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации Конституция Российской Федерации  Гражданский кодекс РФ Антимонопольное законодательство Международные соглашения РФ Бюджетный кодекс РФ Законодательство Государственные и муниципальные закупки в РФ Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти Бюджетное законодательство о размещении заказов Прочие законы Арбитражная практика Законы субъектов РФ Акты органов местного самоуправления

Система нормативно-правового регулирования размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Гражданский кодекс РФ

Антимонопольное законодательство

Международные соглашения РФ

Бюджетный кодекс РФ

Законодательство

Государственные и муниципальные закупки в РФ

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти

Бюджетное законодательство

о размещении заказов

Прочие законы

Арбитражная практика

Законы субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

  • Глава 1. Общие положения
  • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
  • Статья 5. Организация документооборота в контрактной системе в сфере закупок
  • Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
  • Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
  • Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
  • Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
  • Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
  • Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
  • Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
  • Статья 13. Утратила силу
  • Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
  • Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
Основные принципы закона о контрактной системе: – открытость, полнота, достоверность, прозрачность, общедоступность информации; – обеспечение добросовестной конкуренции, то есть создание условий, равных для всех участников; – привлечение квалифицированных специалистов к организации закупок со стороны заказчиков; – стимулирование закупок высокотехнологичной и инновационной продукции; – единство контрактной системы; – ответственность заказчика за результативность удовлетворения государственных нужд и эффективность закупок.

Основные принципы закона о контрактной системе:

– открытость, полнота, достоверность, прозрачность,

общедоступность информации;

– обеспечение добросовестной конкуренции, то есть создание

условий, равных для всех участников;

– привлечение квалифицированных специалистов к организации закупок со стороны заказчиков;

– стимулирование закупок высокотехнологичной и инновационной продукции;

– единство контрактной системы;

– ответственность заказчика за результативность удовлетворения государственных нужд и эффективность закупок.

Система государственных закупок рассматривается в рамках контрактной системы и включает в себя следующие элементы

заказчик – государственный заказчик, осуществляющий закупки за счет бюджетных средств и действующий от имени Российской Федерации. Таким образом, государство в системе госзакупок выступает в роли покупателя, заинтересованного в приобретении реально требуемого объема и типа продукции в установленный контрактом срок, при оптимальном соотношении «цена – качество». Для достижения заданных результатов используются такие инструменты, как планирование, нормирование, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, различные каталоги и классификаторы, обязательность применения штрафных санкций, экспертная приемка результатов исполнения контракта;

участник закупки – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, осуществляющее торговую или производственную деятельность, также в сфере услуг, зарегистрированное в специализированных электронных системах государственных закупок и изъявившее намерение поставить товар, выполнить работы, оказать услуги на условиях, указанных в объявленной закупке, путем подачи соответствующей заявки;

   – поставщик (подрядчик, исполнитель) – это участник закупки, с которым заключается государственный контракт по итогам закупочных мероприятий в соответствии с законом; – уполномоченный орган – это орган власти, на который возложены полномочия по проведению централизованных закупок. Суть централизации заключается в объединении закупок однородной (идентичной) продукции для различных заказчиков в одну закупку. Целью централизованных закупок является экономия бюджетных средств за счет, во-первых, получения оптовых цен на крупный заказ, во-вторых, отсутствием потребности дублирования типовых функций специалистов по закупкам у нескользких заказчиков. Преимущества таких закупок с точки зрения государства выражаются в упрощении контрольных процедур за закупочной деятельностью заказчиков, а также развитии конкуренции посредством повышения интереса потенциальных поставщиков к масштабным закупкам;

поставщик (подрядчик, исполнитель) – это участник закупки, с которым заключается государственный контракт по итогам закупочных мероприятий в соответствии с законом;

уполномоченный орган – это орган власти, на который возложены полномочия по проведению централизованных закупок. Суть централизации заключается в объединении закупок однородной (идентичной) продукции для различных заказчиков в одну закупку.

Целью централизованных закупок является экономия бюджетных средств за счет, во-первых, получения оптовых цен на крупный заказ, во-вторых, отсутствием потребности дублирования типовых функций специалистов по закупкам у нескользких заказчиков. Преимущества таких закупок с точки зрения государства выражаются в упрощении контрольных процедур за закупочной деятельностью заказчиков, а также развитии конкуренции посредством повышения интереса потенциальных поставщиков к масштабным закупкам;

Элементы системы государственных закупок – контрольные органы – органы исполнительной власти всех уровней, уполномоченные на осуществление контрольных мероприятий действий/бездействия участников контрактной системы. На федеральном уровне к ним относятся Федеральное казначейство Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба России. Их главной задачей является контроль целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выявление нарушений при размещении госзаказов; – федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы занимаются выработкой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

Элементы системы государственных закупок

контрольные органы – органы исполнительной власти всех уровней, уполномоченные на осуществление контрольных мероприятий действий/бездействия участников контрактной системы.

На федеральном уровне к ним относятся Федеральное казначейство Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба России. Их главной задачей является контроль целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выявление нарушений при размещении госзаказов;

федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы занимаются выработкой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;

Элементы системы государственных закупок

специализированная организация – юридическое лицо, привлекаемое заказчиком на договорной основе для выполнения отдельных функций при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Как правило, специализированные организации приглашаются заказчиками при проведении технологически сложных, наукоемких закупок, подразумевающих большой объем подготовительных работ, этапность проведения закупки, либо в случае отсутствия у заказчика специалиста по закупкам, прошедшего специальное повышение квалификации;

эксперт и/или экспертная организация – это юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специализированными знаниями, квалификацией, оборудованием, осуществляющее деятельность на основе договора, по экспертной оценке, предмета экспертизы (поставленного по контракту товара, выполненной работы, оказанной услуги). Законом о контрактной системе предусмотрены особые случаи обязательного привлечения заказчиком экспертной организации (эксперта) при исполнении контракта;

Элементы системы государственных закупок – информационные системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (единая информационная система, электронные площадки, подсистема бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет») – совокупность информации в базах данных, обеспечивающих ее хранение и обработку, а также ее представление и использование посредством специализированных технических средств и сети Интернет. Не подлежат размещению в информационных системах сведения, составляющие государственную тайну.

Элементы системы государственных закупок

информационные системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (единая информационная система, электронные площадки, подсистема бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет») – совокупность информации в базах данных, обеспечивающих ее хранение и обработку, а также ее представление и использование

посредством специализированных технических средств и сети Интернет. Не подлежат размещению в информационных системах

сведения, составляющие государственную тайну.

Контрактная система – это полный закупочный цикл реализации государственного заказа, регулирование которого обеспечивается в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на основе сформированного для этой цели финансового механизма. Принципы контрактной системы: Принцип открытости и прозрачности. Принцип обеспечения конкуренции. Принцип профессионализма заказчика. Принцип стимулирования инноваций. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективность осуществления закупок.

Контрактная система – это полный закупочный цикл реализации государственного заказа, регулирование которого обеспечивается в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на основе сформированного для этой цели финансового механизма.

Принципы контрактной системы:

  • Принцип открытости и прозрачности.
  • Принцип обеспечения конкуренции.
  • Принцип профессионализма заказчика.
  • Принцип стимулирования инноваций.
  • Принцип единства контрактной системы в сфере закупок.
  • Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективность осуществления закупок.
Финансовый механизм это совокупность инструментов, методов, форм и рычагов воздействия на экономическое развитие и социальное состояние общества в процессе распределения финансовых ресурсов Финансовый механизм закупочной деятельности – это комплекс мероприятий, осуществляемых всеми участниками контрактной системы и направленных на максимально эффективное расходование бюджетных средств с целью удовлетворения государственных потребностей.

Финансовый механизм это совокупность инструментов, методов, форм и рычагов воздействия на экономическое развитие и социальное состояние общества в процессе распределения финансовых ресурсов

Финансовый механизм закупочной деятельности – это комплекс мероприятий, осуществляемых всеми участниками контрактной системы и направленных на максимально эффективное расходование бюджетных средств с целью удовлетворения государственных потребностей.

В качестве инструментов финансового механизма в этом случае могут рассматриваться такие действия участников контракт-  ной системы, как: – планирование закупок на период, соответствующий сроку действия закона о бюджете, и на текущий финансовый год; – обоснование цены, количества и необходимости закупки с помощью таких элементов, как расчет начальной максимальной цены контракта, соблюдение требований нормирования; – выполнение установленных законом о контрактной системе преимуществ, ограничений и нормативов для определенного круга организаций; – осуществление ведомственного контроля и экспертной приемки результатов исполнения контрактов; – применение заказчиком мер ответственности к поставщику (исполнителю, подрядчику) в случае некачественного или несвоевременного исполнения или неисполнения контракта; – проведение контрольными органами проверочных мероприятий с целью выявления нарушений, их устранения, пресечения их повторного совершения.

В качестве инструментов финансового механизма в этом случае могут рассматриваться такие действия участников контракт- ной системы, как:

– планирование закупок на период, соответствующий сроку действия закона о бюджете, и на текущий финансовый год;

– обоснование цены, количества и необходимости закупки с помощью таких элементов, как расчет начальной максимальной цены контракта, соблюдение требований нормирования;

– выполнение установленных законом о контрактной системе преимуществ, ограничений и нормативов для определенного круга организаций;

– осуществление ведомственного контроля и экспертной приемки результатов исполнения контрактов;

– применение заказчиком мер ответственности к поставщику (исполнителю, подрядчику) в случае некачественного или несвоевременного исполнения или неисполнения контракта;

– проведение контрольными органами проверочных мероприятий с целью выявления нарушений, их устранения, пресечения их повторного совершения.

Характеристика структурных элементов финансового механизма. Первый элемент – правовое регулирование посредством системы законов и подзаконных актов, регламентирующих нормы, правила и процедуры осуществления закупочных процедур. Второй элемент – это развитие планирования в системе государственного заказа. Третий элемент – развитие видов конкурентных способов государственных (муниципальных) закупок. Четвертый элемент – создание единой информационной системы в сфере закупок. Пятый элемент – четкое распределение полномочий и ответственности между федеральными органами и должностными лицами, осуществляющими закупочный процесс.

Характеристика структурных элементов финансового механизма.

Первый элемент – правовое регулирование посредством системы законов и подзаконных актов, регламентирующих нормы, правила и процедуры осуществления закупочных процедур.

Второй элемент – это развитие планирования в системе государственного заказа.

Третий элемент – развитие видов конкурентных способов государственных (муниципальных) закупок.

Четвертый элемент – создание единой информационной системы в сфере закупок.

Пятый элемент – четкое распределение полномочий и ответственности между федеральными органами и должностными лицами, осуществляющими закупочный процесс.

Методологическая база и инструменты для регулирования финансового механизма государственных закупок Централизация как метод повышения эффективности государственных (муниципальных) закупок. Привлечение специализированных и экспертных организаций, обеспечивающих результативность закупочных процедур и качество закупаемых товаров, работ, услуг. Реестр заключенных контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков. Реестр банковских гарантий. Реестр участников электронного аукциона.

Методологическая база и инструменты для регулирования финансового механизма государственных закупок

  • Централизация как метод повышения эффективности государственных (муниципальных) закупок.
  • Привлечение специализированных и экспертных организаций, обеспечивающих результативность закупочных процедур и качество закупаемых товаров, работ, услуг.
  • Реестр заключенных контрактов.
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Реестр банковских гарантий.
  • Реестр участников электронного аукциона.
Процесс осуществления государственных закупок на основе изучения нормативно-правовой базы Этапы осуществления государственных закупок ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК - Доведение предельных объемов бюджетных ассигнований ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК - Подготовка проекта бюджетной сметы. - Подготовка и размещение в единой информационной системе документации - Разработка плана закупок - Доведение лимитов бюджетных обязательств о закупках ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ - Утверждение плана-графика закупок - Оценка заявок и участников закупок. - Исполнение контрактов поставщиками - Определение победителей закупок. - Приемка заказчиком результатов исполнения контрактов - Заключение контрактов - Оплата и составление отчетности по факту исполнения контрактов - Контроль и мониторинг деятельности уполномоченными органами

Процесс осуществления государственных закупок на основе изучения нормативно-правовой базы

Этапы осуществления государственных закупок

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАКУПОК

- Доведение предельных объемов бюджетных ассигнований

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК

- Подготовка проекта бюджетной сметы.

- Подготовка и размещение в единой информационной системе документации

- Разработка плана закупок

- Доведение лимитов бюджетных обязательств

о закупках

ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ

- Утверждение плана-графика закупок

- Оценка заявок и участников закупок.

- Исполнение контрактов поставщиками

- Определение победителей закупок.

- Приемка заказчиком результатов исполнения контрактов

- Заключение контрактов

- Оплата и составление отчетности по факту исполнения контрактов

- Контроль и мониторинг деятельности уполномоченными органами


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!