СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Технология РКМЧП и смысловое чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Технология РКМЧП и смысловое чтение»»

Технология развития критического мышления и смысловое чтение Семушина Т.Ж. учитель начальных классов МАОУ «Ягринская гимназия»

Технология развития критического мышления и смысловое чтение

Семушина Т.Ж.

учитель начальных классов

МАОУ «Ягринская гимназия»

ТРКМЧП Д. Клустер Загашев И. О. Заир – Бек С. И. Ч. Темпл Муштавинская И.В. Д. Стил Трифонова Е. А. К. Мередит Д. Огл Генике Е. А.

ТРКМЧП

Д. Клустер

Загашев И. О.

Заир – Бек С. И.

Ч. Темпл

Муштавинская И.В.

Д. Стил

Трифонова Е. А.

К. Мередит

Д. Огл

Генике Е. А.

РКМЧП Базовая модель урока 3 этап – стадия 1 этап –стадия  «Вызов»  «Рефлексия» Целостное осмысление Актуализация и обобщение полученной имеющихся знаний информации, учащихся, достижение пробуждение понимания интереса к основной мысли текста, получению новой информации выработка собственной Работа с текстом позиции. до чтения. Работа с текстом После чтения . 2 этап –стадия  «Осмысление» Получение новой информации, ее соотнесение с собственными знаниями, достижение понимания текста на уровне содержания. Работа с текстом во время чтения.

РКМЧП

Базовая модель урока

3 этап – стадия

1 этап –стадия

«Вызов»

«Рефлексия»

Целостное осмысление

Актуализация

и обобщение полученной

имеющихся знаний

информации,

учащихся,

достижение

пробуждение

понимания

интереса к

основной мысли текста,

получению

новой информации

выработка

собственной

Работа с текстом

позиции.

до чтения.

Работа с текстом

После чтения .

2 этап –стадия

«Осмысление»

Получение новой

информации, ее

соотнесение

с собственными знаниями,

достижение

понимания

текста на уровне

содержания.

Работа с текстом

во время чтения.

Приемы технологии РКМЧП Вызов: кластер; корзина идей; мозговой штурм; верные – неверные утверждения; перепутанные логические цепочки.

Приемы технологии РКМЧП

Вызов:

  • кластер;
  • корзина идей;
  • мозговой штурм;
  • верные – неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки.

РКМЧП  Приемы технологии РКМЧП   Работа с текстом до чтения Ключевые слова Вопросительные слова  Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы ? Кто…? ? Что…? Дайте три объяснения, почему…? Когда…? Объясните, почему…? Может…? Почему вы думает6е…? Будет…? Почему Вы считаете…? Мог ли…? В чем различие…? Как звать…? Было ли…? Предположите, что будет, если…? Согласны ли Вы…? Что, если…? Верно ли…?

РКМЧП

Приемы технологии РКМЧП Работа с текстом до чтения

  • Ключевые слова
  • Вопросительные слова
  • Прием «Тонкие» и «толстые» вопросы

?

Кто…?

?

Что…?

Дайте три объяснения, почему…?

Когда…?

Объясните, почему…?

Может…?

Почему вы думает6е…?

Будет…?

Почему Вы считаете…?

Мог ли…?

В чем различие…?

Как звать…? Было ли…?

Предположите, что будет, если…?

Согласны ли Вы…?

Что, если…?

Верно ли…?

Работа с текстом до чтения    Ключевые слова  КАМНИ

Работа с текстом до чтения Ключевые слова

КАМНИ

Работа с текстом до чтения    Ключевые слова

Работа с текстом до чтения Ключевые слова

  Работа с текстом до чтения – объяснение значения слова на основе кластера    В языкознании: выражение грамматического значения Одинаковая по покрою и цвету одежда Приспособление для придания чему-либо тех или иных очертаний ФОРМА Установленный образец чего-либо Внешнее очертание предмета

Работа с текстом до чтения – объяснение значения слова на основе кластера

В языкознании: выражение грамматического значения

Одинаковая по покрою и цвету одежда

Приспособление для придания чему-либо тех или иных очертаний

ФОРМА

Установленный образец чего-либо

Внешнее очертание

предмета

Работа с текстом до чтения – объяснение значения слова на основе кластера

Работа с текстом до чтения – объяснение значения слова на основе кластера

Работа с текстом до чтения – объяснение значения слова и составление кластера

Работа с текстом до чтения – объяснение значения слова и составление кластера

Знаю Хочу Узнать Узнал 1. по падежам (6) Имя существительное 1. Как еще изменяются существительные? Определить падеж: Найти главное слово. Задать вопрос. предмет (кто?что?) 2. Какие еще признаки можно определить у существительных? непост. признаки пост. признаки И.п. _____________ число род 3. Правописание существительных. одушевленность Сергеева Е.В.

Знаю

Хочу Узнать

Узнал

1. по падежам (6)

Имя существительное

1. Как еще изменяются существительные?

Определить падеж:

  • Найти главное слово.
  • Задать вопрос.

предмет

(кто?что?)

2. Какие еще признаки можно определить у существительных?

непост. признаки

пост. признаки

И.п. _____________

число

род

3. Правописание существительных.

одушевленность

Сергеева Е.В.

Работа с текстом во время его чтения прием « инсерт»  « V »  « +»   « ? » поставьте на полях «V», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.   поставьте   « + » на полях , если то, что вы читаете, является для вас новым. поставьте « ?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Работа с текстом во время его чтения

прием « инсерт»

« V »

« +»

« ? »

поставьте на полях «V», если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.

поставьте

« + » на полях , если то, что вы читаете, является для вас новым.

поставьте « ?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Работа с текстом во время его чтения, слушания, просмотра видеофрагментов и т.д.

Работа с текстом во время его чтения, слушания, просмотра видеофрагментов и т.д.

Работа с текстом во время его чтения, слушания, просмотра видеофрагментов и т.д.  Словарная карта

Работа с текстом во время его чтения, слушания, просмотра видеофрагментов и т.д. Словарная карта

Приемы технологии РКМЧП   Работа с текстом во время его чтения, слушания,  просмотра видеофрагментов таблица – ЗХУ; чтение с остановками. « инсерт»; кластер Дневник двухчастный Сюжетная таблица бортовые журналы; «Ромашка Блума»

Приемы технологии РКМЧП Работа с текстом во время его чтения, слушания, просмотра видеофрагментов

  • таблица – ЗХУ;
  • чтение с остановками.
  • « инсерт»;
  • кластер
  • Дневник двухчастный
  • Сюжетная таблица
  • бортовые журналы;
  • «Ромашка Блума»
Знаю Хочу Узнать Узнал 1. по падежам (6) Имя существительное 1. Как еще изменяются существительные? Определить падеж: Найти главное слово. Задать вопрос. предмет (кто?что?) 2. Какие еще признаки можно определить у существительных? непост. признаки пост. признаки И.п. _____________ число род 3. Правописание существительных. одушевленность Сергеева Е.В.

Знаю

Хочу Узнать

Узнал

1. по падежам (6)

Имя существительное

1. Как еще изменяются существительные?

Определить падеж:

  • Найти главное слово.
  • Задать вопрос.

предмет

(кто?что?)

2. Какие еще признаки можно определить у существительных?

непост. признаки

пост. признаки

И.п. _____________

число

род

3. Правописание существительных.

одушевленность

Сергеева Е.В.

Cоставление сюжетной таблицы. Статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Второй текст – «Начало только трудно». Кто? Когда? Что делал? маленький Фёдор Кто? однажды летом не любил рано вставать Что сделал? Мораль проснулся в 5 часов утра отстать от дурной привычки Что? учитель  вскочил, оделся Кто? доволен  принудил себя Что? Фёдор  выучил легче столько удовольствия Приём - заполнение «Сюжетной таблицы». Помогает ребёнку воссоздать содержание произведения, овладеть сюжетным мышлением. Можно использовать и на третьем этапе работы с текстом Юращук Г.А.

Cоставление сюжетной таблицы.

Статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума».

Второй текст – «Начало только трудно».

Кто?

Когда?

Что делал?

маленький Фёдор

Кто?

однажды летом

не любил рано вставать

Что сделал?

Мораль

проснулся в 5 часов утра

отстать от дурной привычки

Что?

учитель

вскочил, оделся

Кто?

доволен

принудил себя

Что?

Фёдор

выучил легче

столько удовольствия

Приём - заполнение «Сюжетной таблицы». Помогает ребёнку воссоздать содержание произведения, овладеть сюжетным мышлением.

Можно использовать и на третьем этапе работы с текстом

Юращук Г.А.

Бортовой журнал

Бортовой журнал

Работа с текстом после его чтения  концептуальная таблица Линии сравнения  Тундра Географическое положение Лесная зона  Освещенность  Почва  Климат  Растительный мир  Животный мир  Деятельность человека

Работа с текстом после его чтения концептуальная таблица

Линии сравнения

Тундра

Географическое положение

Лесная зона

Освещенность

Почва

Климат

Растительный мир

Животный мир

Деятельность человека

Работа с текстом после его чтения Рефлексия: Кластер концептуальная таблица; стратегия «Пирамидная история»; синквейн; РАФТ (роль – аудитория - форма-тема); эссе.

Работа с текстом после его чтения

Рефлексия:

  • Кластер
  • концептуальная таблица;
  • стратегия «Пирамидная история»;
  • синквейн;
  • РАФТ (роль – аудитория - форма-тема);
  • эссе.
Приём – составление кластера Ребёнок Взрослый Карлсон «Умный, Шалит красивый», рассудительный Маленький Толстенький С пропеллером за спиной Умеет летать Живёт на крыше Любит сладости Не думает  о последствиях «В меру упитанный мужчина» Приём – составление кластера. Кластер – графическая форма изложения текста ( с помощью рисунков или слов ). Выдумщик «В полном расцвете сил» Плахова Е.В.

Приём – составление кластера

Ребёнок

Взрослый

Карлсон

«Умный,

Шалит

красивый»,

рассудительный

  • Маленький
  • Толстенький
  • С пропеллером

за спиной

  • Умеет летать
  • Живёт на крыше
  • Любит сладости

Не думает

о последствиях

«В меру

упитанный

мужчина»

Приём – составление кластера. Кластер – графическая форма изложения текста ( с помощью рисунков или слов ).

Выдумщик

«В полном

расцвете сил»

Плахова Е.В.

Стратегия «Пирамидная история»  РКМЧП  1 . Электроник. 2.Умный,спокойный. 3.Профессор,процедура,убежал. 4.Встреча,вылитый,Сыроежкин,дружба. 5 . План,«ты-это я»,геометрия,«стул невесты»,пятёрка. 6. Фантастический, добрый, гениальный, готов стать человеком.  Стратегия «Пирамидная история». Развивает способность к краткому пересказу текста на уроках литературного чтения. По произведению Евгения Велистова Имя героя Два слова, говорящие о характере героя. Три слова, рассказывающие о судьбе героя. Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни героя. Пять слов, раскрывающих решение проблемы. Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии героя. Юрьева Е.О.

Стратегия «Пирамидная история»

РКМЧП

1 . Электроник.

2.Умный,спокойный.

3.Профессор,процедура,убежал.

4.Встреча,вылитый,Сыроежкин,дружба.

5 . План,«ты-это я»,геометрия,«стул невесты»,пятёрка.

6. Фантастический, добрый, гениальный, готов стать человеком.

Стратегия «Пирамидная история». Развивает способность к краткому пересказу текста на уроках литературного чтения.

По произведению Евгения Велистова

Имя героя

Два слова, говорящие о характере героя.

Три слова, рассказывающие о судьбе героя.

Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни героя.

Пять слов, раскрывающих решение проблемы.

Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии героя.

Юрьева Е.О.

РКМЧП Работа с текстом после его чтения Плахова Е.В.

РКМЧП

Работа с текстом после его чтения

Плахова Е.В.

РКМЧП Работа с текстом после его чтения СИНКВЕЙН Значение S. Точное, приближённое. Находить, вычислять, оценивать. Используют формулы, палетку. Величина. Плахова Е.В.

РКМЧП

Работа с текстом после его чтения

СИНКВЕЙН

Значение S.

Точное, приближённое.

Находить, вычислять, оценивать.

Используют формулы, палетку.

Величина.

Плахова Е.В.

Синквейн  Природная зона Чернозёмная Бескрайняя Выживает Кормит Испаряет Отсутствуют деревья, жарко и сухо. Степь Яшина М.Л.

Синквейн

Природная зона

Чернозёмная

Бескрайняя

Выживает

Кормит

Испаряет

Отсутствуют деревья, жарко и сухо.

Степь

Яшина М.Л.

Узнал Синквейн Аргументы, полные, убедительные, утверждают, объясняют, доказывают. Подтверждают главную мысль текста. Факты.  Юрьева Е.О.

Узнал

Синквейн

Аргументы,

полные, убедительные,

утверждают, объясняют, доказывают.

Подтверждают главную мысль текста.

Факты.

Юрьева Е.О.

Простой  вопрос Уточняющий  вопрос Оценочный  вопрос Творческий  вопрос Вопрос  интерпретация Практический  вопрос Ромашка Блума ?

Простой вопрос

Уточняющий вопрос

Оценочный вопрос

Творческий вопрос

Вопрос интерпретация

Практический вопрос

Ромашка Блума

?

РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) Однажды мы отправились на……………. Мы ныряли и ………….. в воде. Вдруг мы увидели, как на наш пляж люди стали………………… Мы………….из воды и …………………….. Это были ………………вещи —………….. Мы их ……………….

РАФТ (роль, аудитория, форма, тема)

Однажды мы отправились на…………….

Мы ныряли и ………….. в воде.

Вдруг мы увидели, как на наш пляж люди стали…………………

Мы………….из воды и ……………………..

Это были ………………вещи —………….. Мы их ……………….

РАФТ Как бы ты поступил?  Вставь подходящие по смыслу слова. Придумай свою подобную фразу. Попробуй Попробуй не кричать, а ………………….. Попробуй не разорвать, а ………………………….. Попробуй не наступить, а…………………... Попробуй не захватить, а ……………………..  Попробуй не кулак показать, а……………...  Попробуй не спрятать, а ………………….

РАФТ Как бы ты поступил?

Вставь подходящие по смыслу слова. Придумай свою подобную фразу.

Попробуй

  • Попробуй не кричать, а …………………..
  • Попробуй не разорвать, а …………………………..
  • Попробуй не наступить, а…………………...
  • Попробуй не захватить, а ……………………..
  • Попробуй не кулак показать, а……………...
  • Попробуй не спрятать, а ………………….
Приёмы, используемые «идеальным читателем»:   - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; - не пропускает непонятные слова, выражения; - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом; - включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;

Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

  • - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
  • - не пропускает непонятные слова, выражения;
  • - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;
  • - включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!