Создание предметно-пространственной среды согласно ФГОС ДО для обеспечения качественного образовательного процесса в ДОО.
Подготовила воспитатель первой категории МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»: Банникова Е.В.
2021 г.
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО)
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть:
- Содержательно-насыщенной;
- Полифункциональной;
- Трансформируемой;
- Вариативной;
- Доступной;
- Безопасной.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
1. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей;
2. Должно быть разнообразие материалов для
всех видов активности воспитанников;
3. Наличие различных пространств ( уголков активности для игры, конструирования и пр.);
4. Разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования;
5. Периодическая сменяемость и появление новых предметов;
6. Возможность разнообразного использования различных составляющих среды, пригодных для использования в разных видах детской активности;
7. Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
8. Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации;
9. Доступность и безопасность.
Цель развивающей предметно-пространственной
среды:
Достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических, материально-технических, организационно-содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др.)
Задачи развивающей предметно-пространственной
среды:
- Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам в посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей.
- Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, регуляторной, интеллектуально- педагогической как базовой) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить предметно-развивающее образовательное пространство группы.
- Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе, на основе удовлетворения спроса педагогов на педагогические и методические услуги, обеспечить тесное сотрудничество с педагогической наукой, организовать распространение опыта и достижений педагогического коллектива.
Развивающая предметно-пространственная среда
в старшем дошкольном возрасте:
- Организация жизни и воспитание детей седьмого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
- Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Центры активности группы «Пчёлки»:
- познавательный (дидактические настольные игры);
- литературный (книжный);
- изо-деятельности;
- патриотический уголок;
- строительно – конструктивный;
- уголок природы;
- театрализованной деятельности;
- экспериментально – исследовательской деятельности;
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- спортивный уголок.
Познавательный уголок (дидактические настольные игры)
Литературный (книжный) уголок
Уголок ИЗО-деятельности
Патриотический уголок
Строительно-конструктивный уголок
Уголок природы
Уголок театрализованной деятельности
Уголок экспериментирования
Уголок сюжетно-ролевых игр
Спортивный уголок
Также у нас в саду есть
музыкальный зал, который всё время по разному
украшается к каждому празднику.
Бассейн
Спортивный зал
Кабинет психолога
Кабинет ИЗО-студии
Сенсорная комната
Кабинет логопеда
Уголок по экологическому
воспитанию «Эколята-дошколята»
Музей детского сада
Таким образом, развивающая среда должна выполнять:
- образовательную,
- развивающую,
- воспитывающую,
- стимулирующую,
- организационную,
- коммуникативную функции.
Но самое главное - она должна работать на
развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка.
Спасибо за внимание!