Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Школа-интернат основного общего образования»
Современные информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Редькина А.В
учитель истории
Модернизация образования ориентирует педагога на овладение информационно - коммуникационными технологиями.
У обучающихся происходит формирование навыков работать с информацией.
Современное обучение невозможно представить без использования информационных технологий
Влияние на ребёнка:
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
- 10% того, что читаем
- 20% того, что слышим
- 30% того, что видим
- 50% того, что видим и слышим
- 80% того, что говорим
- 90% того, что говорим и делаем.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
- Сделать урок современным т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
- Приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
- Использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
- Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
- Повысить объём выполняемой на уроке работы.
- Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Преимущества внедрения интерактивных технологий:
- Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
- Широко использовать показ репродукций картин художников
- Демонстрировать графический материал
( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
- Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
- Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
- Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
Возможности:
стать участниками
сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах
У учащихся, работающих с компьютером, формируется:
- более высокий уровень самообразовательных навыков,
- умение ориентироваться в огромном потоке информации,
- умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы,
- мотивация успеха
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
1 .Мультимедийные презентации с помощью программы ( PowerPoint )
Преимущества использования презентаций:
I. Преподаватель сам конструирует урок;
II. Возможность использовать информацию в любой форме
представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео-
аудиофрагменты и т.д.);
III. Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие
как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на
экране;
IV. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.
Урок становится более ярким!
2 . Применение на уроке компакт-дисков
Сегодня предоставляется возможность для широкого использования компакт-дисков по истории. Наиболее интересными из которых, на мой взгляд, являются :
- «Всеобщая история 5,6,7,8 классы»
- «История России. 20 век»
- «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «От Кремля до рейхстага»
- «Эрмитаж», «Изобразительное искусство»
«+» использования дисков
- Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами.
- Использование видео фрагментов, таблиц, схем, достаточно удобной системы навигации.
- Возможность тестового контроля учащихся.
Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний .
3. Использование тестов-тренажеров
- Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков
- Корректировать процесс обучения
- Обеспечивает оценочную деятельность
- Работа над ошибками в самих тренажерах
- Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
4. Использование метода проектов через презентации
Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом
«+» метода проектов
- Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
- Формируются коммуникативные навыки культуры общения
- Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
- Развитие ключевых компетенций
- Расширение кругозора
- Развитие лидерских и организационных качеств личности уч-ся
Использование информационных технологий
Информационные технологии:
- психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждают живой интерес к предмету познания;
- расширяют общий кругозор детей;
- повышают уровень использования наглядности на уроке;
- повышают интерес к изучению истории и успеваемости;
- ведут к более полному усвоению теоретического материала;
- позволяют учащимися овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
- повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Вывод:
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, формируют компетентности учащихся