СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Смыслоразличительные частицы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволит повторить орфоэпические, орфографические, пунктуационные нормы; познакомит о основными значениями, которые вносят в предложение смыслоразличительные частицы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Смыслоразличительные частицы"»

 Торты, договор, звонит, избаловать, свекла, банты, включена, квартал, километр, цемент, красивее, сливовый, согнутый.

Торты, договор, звонит, избаловать, свекла, банты, включена, квартал, километр, цемент, красивее, сливовый, согнутый.

Повторим! 1. В каком предложении на месте пропуска пишется одна  буква Н? 1) Руки стынут от земли, скова..ой морозом. 2) Значение подли..ого искусства трудно переоценить. 3) Растянувшись на тонком тюфяке, который положили на коврик, тка..ый из верблюжьего волоса, он с удовольствием стал пить ароматный чай. 4) Население порта было испуга..о прибытием военного корабля.   2. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е? 1) по ведущ..й магистрал.. 2) на раскачивающ..йся балк.. 3) в терзающ..м душу ожидани.. 4) при малейш..м прикосновени..   4 2

Повторим!

1. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) Руки стынут от земли, скова..ой морозом.

2) Значение подли..ого искусства трудно переоценить.

3) Растянувшись на тонком тюфяке, который положили на коврик, тка..ый из верблюжьего волоса, он с удовольствием стал пить ароматный чай.

4) Население порта было испуга..о прибытием военного корабля.

 

2. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?

1) по ведущ..й магистрал..

2) на раскачивающ..йся балк..

3) в терзающ..м душу ожидани..

4) при малейш..м прикосновени..

 

4

2

Повторим! 3. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно? 1) Из маленькой кухни слышались (не)громкие голоса. 2) Брошенная в разговоре ничего (не)значащая фраза сильно насторожила его. 3) После ссоры разговаривать было очень (не)легко. 4) В (не)освещённой комнате было страшно.   4. Укажите ряд слов, требующих дефисного написания. 1)(по)осеннему, (зелено)глазый, (кое)где 2) (пяти)этажный, (русско)английский, (юго)западный 3) (еле)еле, (научно)фантастический, (бархатисто)серый 2 3

Повторим!

3. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно?

1) Из маленькой кухни слышались (не)громкие голоса.

2) Брошенная в разговоре ничего (не)значащая фраза сильно насторожила его.

3) После ссоры разговаривать было очень (не)легко.

4) В (не)освещённой комнате было страшно.

 

4. Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.

1)(по)осеннему, (зелено)глазый, (кое)где

2) (пяти)этажный, (русско)английский, (юго)западный

3) (еле)еле, (научно)фантастический, (бархатисто)серый

2

3

Повторим!   5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? На скамьях у стены сидели (1) уставшие от длительного путешествия (2) путники и (3) прислушиваясь к шуму дождя (4) дремали. 1) 3, 4  2) 1, 2, 4  3) 1, 2, 3, 4  4) 1, 3, 4 6. В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)? 1) В лёгкой синеве неба ещё не потеплевшей после ночи розовело одно тонкое облачко. 2) Это была мало посещаемая людьми глухая сторона. 3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем ели. 4) Голос её звучал серебром нетронутой юности. 7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Узнав о новой книге, 1)  нам захотелось её приобрести. 2)  мы поспешили её купить. 3)  был объявлен день презентации. 4)  имя автора никого не удивило. 1 1 2

Повторим!

 

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На скамьях у стены сидели (1) уставшие от длительного путешествия (2) путники и (3) прислушиваясь к шуму дождя (4) дремали.

1) 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

6. В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?

1) В лёгкой синеве неба ещё не потеплевшей после ночи розовело одно тонкое облачко.

2) Это была мало посещаемая людьми глухая сторона.

3) Ярко зеленели охваченные утренним солнцем ели.

4) Голос её звучал серебром нетронутой юности.

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Узнав о новой книге,

1) нам захотелось её приобрести.

2) мы поспешили её купить.

3) был объявлен день презентации.

4) имя автора никого не удивило.

1

1

2

Примеры: Как хорошо играла наша команда! Мы же хозяева своего слова! Именно он в прошлом году был чемпионом мира. Как чист и нежен облик юного лица! Как бьётся моё сердце!  А ведь красота Земли – вещь священная,  Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонения глагола.

Примеры:

Как хорошо играла наша команда!

Мы же хозяева своего слова!

Именно он в прошлом году был чемпионом мира.

Как чист и нежен облик юного лица!

Как бьётся моё сердце!

А ведь красота Земли – вещь священная,

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонения глагола.

Установите соответствие Формообразующие частицы Значения Пусть, давайте Служит для образования превосходной степени прилагательных Самый Служит для образования сравнительной степени прилагательных и наречий Бы / б Образует форму повелительного наклонения Более / менее Служит для образования условного наклонения

Установите соответствие

Формообразующие частицы

Значения

Пусть, давайте

Служит для образования превосходной степени прилагательных

Самый

Служит для образования сравнительной степени прилагательных и наречий

Бы / б

Образует форму повелительного наклонения

Более / менее

Служит для образования условного наклонения

 Сравните предложения  1. Уже утро. – Неужели уже утро? 2. Чудесное утро. – Что за чудесное утро! 3. Наступило утро. – Вот и утро наступило. 4. Вернусь утром. – Вернусь только утром .

Сравните предложения

  • 1. Уже утро. – Неужели уже утро?
  • 2. Чудесное утро. – Что за чудесное утро!
  • 3. Наступило утро. – Вот и утро наступило.
  • 4. Вернусь утром. – Вернусь только утром .
Смысловые (смыслоразличительные или модальные) частицы

Смысловые (смыслоразличительные или модальные) частицы

Смысловые ( модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём он говорится в предложении. Модальные частицы выражают :  вопрос  восклицание  указание  сомнение  уточнение  усиление, смягчение требования  выделение, ограничение  Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стиле

Смысловые ( модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём он говорится в предложении.

Модальные частицы выражают :

  • вопрос
  • восклицание
  • указание
  • сомнение
  • уточнение
  • усиление, смягчение требования
  • выделение, ограничение

Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стиле

Самостоятельная работа с параграфом и Справочником Стр. 167-169 Составьте таблицу «Значение модальных частиц», заполняя пропуски.

Самостоятельная работа с параграфом и Справочником

  • Стр. 167-169

Составьте таблицу «Значение модальных частиц», заполняя пропуски.

 Значение модальных частиц    Примеры Вопрос Ли, разве, неужели Уточнение Именно, как раз Выделение, ограничение Только, лишь, почти, исключительно Восклицание Что за, как Сомнение Вряд ли, едва ли Усиление Даже, даже и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то, ни Смягчение требования - ка ? Указание Вот (а вот), вон (а вон)

Значение модальных частиц Примеры

Вопрос

Ли, разве, неужели

Уточнение

Именно, как раз

Выделение, ограничение

Только, лишь, почти,

исключительно

Восклицание

Что за, как

Сомнение

Вряд ли, едва ли

Усиление

Даже, даже и, же, ведь,

уж, всё, всё-таки, -то, ни

Смягчение требования

- ка

?

Указание

Вот (а вот), вон (а вон)

Найдите в предложениях модальные  частицы, укажите их значение. 1. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит. 2. Что за уха! Да как жирна! 3. Слона-то я и не приметил! 4. Теперь ли нам дремать в покое? 5. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной! 6. И на озёрах та же синева. 7. Огни горят лишь на мосту. 8. Теперь едва ли мы успеем!

Найдите в предложениях модальные частицы, укажите их значение.

1. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

2. Что за уха! Да как жирна!

3. Слона-то я и не приметил!

4. Теперь ли нам дремать в покое?

5. Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

6. И на озёрах та же синева.

7. Огни горят лишь на мосту.

8. Теперь едва ли мы успеем!

Проверь себя. 1. Ни ,всё – усиление 2. Что за! как! – восклицание 3. – то – усиление, не – отрицание (отрицательная частица) 4. Ли – вопрос 5. Вот – указание 6. Же – усиление 7. Лишь – ограничение 8. Едва ли - сомнение

Проверь себя.

1. Ни ,всё – усиление

2. Что за! как! – восклицание

3. – то – усиление, не – отрицание (отрицательная частица)

4. Ли – вопрос

5. Вот – указание

6. Же – усиление

7. Лишь – ограничение

8. Едва ли - сомнение

ПрактиКум Упражнение 331. 415 исключительно Гласные звуки состоят______________ из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я_________ после приставок на согласную. _________ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. Среди имён существительных есть такие, которые имеют ___________ форму множественного числа. Гласные звуки состоят______________ из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я_________ после приставок на согласную. _________ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. Среди имён существительных есть такие, которые имеют ___________ форму множественного числа. только Лишь только

ПрактиКум

Упражнение 331.

415

исключительно

Гласные звуки состоят______________ из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я_________ после приставок на согласную. _________ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. Среди имён существительных есть такие, которые имеют ___________ форму множественного числа.

  • Гласные звуки состоят______________ из голоса. Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я_________ после приставок на согласную. _________ у существительных 3-го склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. Среди имён существительных есть такие, которые имеют ___________ форму множественного числа.

только

Лишь

только

«Третий лишний»! 1. Разве, неужели, ни. 2. Даже, же, ли. 3. Вот, вон, вряд ли. 4. Именно, всё, бы. 5. Почти, всё-таки, только. Составьте предложения с частицами, имеющими разное значение

«Третий лишний»!

  • 1. Разве, неужели, ни.
  • 2. Даже, же, ли.
  • 3. Вот, вон, вряд ли.
  • 4. Именно, всё, бы.
  • 5. Почти, всё-таки, только.

Составьте предложения с частицами, имеющими разное значение

Расставьте частицы по местам ... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла. ... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего! именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто

Расставьте частицы по местам

... у птиц забавные встречаются имена ... поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла.

... Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... Названия-прозвища лучше всего!

именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто

Проверяем (Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего!

Проверяем

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего!

Практикум Упражнение 416 . Даже _______ ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ______мы друзья. Ты ______ не посчитался с моим советом, а я ______ говорил тебе как лучше поступить. Ты сам- _____ хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему ___ это не простительно, говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь- ___ отказался. всё-таки ведь ведь то же  то

Практикум

Упражнение 416 .

Даже

_______ ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ______мы друзья. Ты ______ не посчитался с моим советом, а я ______ говорил тебе как лучше поступить. Ты сам- _____ хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Ему ___ это не простительно, говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь- ___ отказался.

всё-таки

ведь

ведь

то

же

то

 Контрольные вопросы 1. Какую роль играют модальные частицы в нашей речи? 2. Какие значения имеют модальные частицы? 3. Приведите примеры предложений с модальными частицами.

Контрольные вопросы

  • 1. Какую роль играют модальные частицы в нашей речи?
  • 2. Какие значения имеют модальные частицы?
  • 3. Приведите примеры предложений с модальными частицами.

Домашнее задание Выучить записи в справочнике (таблица со слайда) упр. 418

Домашнее задание

  • Выучить записи в справочнике (таблица со слайда)
  • упр. 418


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!