СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. "Слово о полку Игореве" - выдающийся литературный памятник Древней Руси.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Слово о полку Игореве". История открытия, основные события, изображенные в произведении и характеристика художественных особенностей текста.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. "Слово о полку Игореве" - выдающийся литературный памятник Древней Руси.»

Древнерусская литература «Слово о плъку (полку) Игорев Ъ , Игоря, сына Святъславля (Святославля), внука Олегова»  «Слово о полку Игореве» -  «прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения».  В.Г.Белинский

Древнерусская литература

«Слово о плъку (полку) Игорев Ъ , Игоря, сына Святъславля (Святославля), внука Олегова»

«Слово о полку Игореве» -

«прекрасный,

благоухающий цветок

славянской народной

поэзии, достойный внимания, памяти

и уважения».

В.Г.Белинский

Жанры древнерусской литературы Жанр  – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями. Жанры древнерусской литературы : поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись. Поучение  - проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть  как правило повествует о важных исторических событиях. Хождение – здесь даётся информация о далёких путешествиях. Житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых. Летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности. Слово – образец торжественного красноречия. «Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы.

Жанры древнерусской литературы

Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Жанры древнерусской литературы : поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись.

Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Хождение здесь даётся информация о далёких путешествиях.

Житие описание духовных подвигов и добрых дел святых.

Летопись повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

Слово образец торжественного красноречия.

«Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы.

Открытие «Слова о полку Игореве» 1186 – 1187 гг. – создано «Слово о полку Игореве». Нач. 90-х гг. XVIII в., 1788 г. – А.И.Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского сборник древнерусских произведений. 1795 г. – текст «Слова о полку Игореве» был обнаружен А.И.Мусиным-Пушкиным в сборнике рукописей. 1800 г. – «Слово о полку Игореве» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учёными А.Ф.Малиновским, Н.Н.Бантышем-Каменским и историком Н.М.Карамзиным. 1812 г. – сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина. До нас дошла одна из копий рукописи, снятая для Екатерины II .

Открытие «Слова о полку Игореве»

1186 – 1187 гг. – создано «Слово о полку Игореве».

Нач. 90-х гг. XVIII в., 1788 г. – А.И.Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского сборник древнерусских произведений.

1795 г. – текст «Слова о полку Игореве» был обнаружен А.И.Мусиным-Пушкиным в сборнике рукописей.

1800 г. – «Слово о полку Игореве» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учёными А.Ф.Малиновским, Н.Н.Бантышем-Каменским и историком Н.М.Карамзиным.

1812 г. – сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина. До нас дошла одна из копий рукописи, снятая для Екатерины II .

Древнерусский текст и перевод Древнерусский текст Перевод Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие, Пристало ли нам, братья, Начяти старыми словесы начать старыми словами Трудныхъ повЪстий о пълку ИгоревЪ, печальные повести о походе Игоря Святъславлича? Игоревом, Игоря Святославича? Начати же ся тъй пЪсни Пусть начнётся же песнь эта По былинамь сего времени, по былинам нашего времени, А не по замышлению Бояню. А не по замышлению Бояна. Боянъ бо вЪщий, Боян ибо вещий, Аще кому хотяше пЪснь творити, если хотел кому песнь воспеть, То растЪкашется мыслию по древу, то растекался мыслию по древу, сЪрымъ вълкомъ по земли, серым волком по земле, Шизымъ орломъ подъ облакы. Сизым орлом под облаками.

Древнерусский текст и перевод

Древнерусский текст Перевод

Не лЪпо ли ны бяшетъ, братие, Пристало ли нам, братья,

Начяти старыми словесы начать старыми словами

Трудныхъ повЪстий о пълку ИгоревЪ, печальные повести о походе

Игоря Святъславлича? Игоревом, Игоря Святославича?

Начати же ся тъй пЪсни Пусть начнётся же песнь эта

По былинамь сего времени, по былинам нашего времени,

А не по замышлению Бояню. А не по замышлению Бояна.

Боянъ бо вЪщий, Боян ибо вещий,

Аще кому хотяше пЪснь творити, если хотел кому песнь воспеть,

То растЪкашется мыслию по древу, то растекался мыслию по древу,

сЪрымъ вълкомъ по земли, серым волком по земле,

Шизымъ орломъ подъ облакы. Сизым орлом под облаками.

План основных композиционных частей «Слова о полку Игореве» Часть I I . ВСТУПЛЕНИЕ: 1) Воспоминание о Бояне.  2) Зачин. II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:  1. Игорев поход:  1) Соединение с Всеволодом и его дружиной.  2) Грозные знамения природы.  3) Вступление русских в половецкую степь.  4) Первая встреча с половцами.  5) Вторая встреча с половцами.  6) Героизм Всеволода.  7) Песнь о временах старого Владимира.  8) Роковая сеча.  9) Песня печали о беде на русской земле.

План основных композиционных частей

«Слова о полку Игореве» Часть I

I . ВСТУПЛЕНИЕ: 1) Воспоминание о Бояне.

2) Зачин.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. Игорев поход:

1) Соединение с Всеволодом и его дружиной.

2) Грозные знамения природы.

3) Вступление русских в половецкую степь.

4) Первая встреча с половцами.

5) Вторая встреча с половцами.

6) Героизм Всеволода.

7) Песнь о временах старого Владимира.

8) Роковая сеча.

9) Песня печали о беде на русской земле.

План событий по Ипатьевской летописи Выступление в поход Игоря. Солнечное затмение. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. Первое удачное столкновение с половцами. Неудачи второго боя. Ранение и пленение Игоря. Набеги половцев на Русь. Побег Игоря.

План событий по Ипатьевской летописи

  • Выступление в поход Игоря.
  • Солнечное затмение.
  • Присоединение к войску буй-тур Всеволода.
  • Первое удачное столкновение с половцами.
  • Неудачи второго боя.
  • Ранение и пленение Игоря.
  • Набеги половцев на Русь.
  • Побег Игоря.
Композиционные особенности  «Слова о полку Игореве» Тема «Слова о полку Игореве» - бесславный поход Игоря Святославича, сына его и племянника против половцев в апреле 1185 года. Идея «Слова о полку Игореве» - показ раздробленности русских княжеств, призыв их к единению против общего врага. Главные герои «Слова о полку Игореве» - князь Игорь Новгород-Северский, Великий князь Святослав, жена Игоря Ярославна, Русская земля, автор. Композиция «Слова о полку Игореве»: Зачин – воспоминание о Бояне.  Завязка – Игорь выступает в поход.  Развитие действия – бои с половцами.  Кульминация – «Золотое слово» Святослава.  Развязка – плач Ярославны.  Заключение – величие князей.

Композиционные особенности «Слова о полку Игореве»

Тема «Слова о полку Игореве» - бесславный поход Игоря Святославича, сына его и племянника против половцев в апреле 1185 года.

Идея «Слова о полку Игореве» - показ раздробленности русских княжеств, призыв их к единению против общего врага.

Главные герои «Слова о полку Игореве» - князь Игорь Новгород-Северский, Великий князь Святослав, жена Игоря Ярославна, Русская земля, автор.

Композиция «Слова о полку Игореве»:

  • Зачин – воспоминание о Бояне.
  • Завязка – Игорь выступает в поход.
  • Развитие действия – бои с половцами.
  • Кульминация – «Золотое слово» Святослава.
  • Развязка – плач Ярославны.
  • Заключение – величие князей.
Словарь исторических  и мифологических имён Боян  – древнерусский княжеский певец. Велес (Волос)  – славянский языческий бог, покровитель домашних животных и поэзии. Всеволод Святославич  – князь Курский и Трубчевский, родной брат Игоря Святославича. Умер в 1196 году. Гзак,Кобяк, Кончак, Шарукан  – половецкие ханы. Даждь-Бог – языческий бог солнца у восточных славян. Жля, карна – поэтическое олицетворение скорби и печали. Игорь Святославич  – внук Олега Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского, с 1179 г. князь Новгород-Северский, с 1198 г. князь Черниговский. Умер в 1202 г. Овлур  – половец, бежавший на Русь с Игорем. Святослав Всеволодович  – двоюродный брат Игоря и Всеволода. Великий князь Киевский. Ярославна –Ярославна, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря Святославича.

Словарь исторических и мифологических имён

Боян – древнерусский княжеский певец.

Велес (Волос) – славянский языческий бог, покровитель домашних животных и поэзии.

Всеволод Святославич – князь Курский и Трубчевский, родной брат Игоря Святославича. Умер в 1196 году.

Гзак,Кобяк, Кончак, Шарукан – половецкие ханы.

Даждь-Бог – языческий бог солнца у восточных славян.

Жля, карна – поэтическое олицетворение скорби и печали.

Игорь Святославич – внук Олега Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского, с 1179 г. князь Новгород-Северский, с 1198 г. князь Черниговский. Умер в 1202 г.

Овлур – половец, бежавший на Русь с Игорем.

Святослав Всеволодович – двоюродный брат Игоря и Всеволода. Великий князь Киевский.

Ярославна –Ярославна, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря Святославича.

Географический и этнографический указатель Авары (овары)  – племена, появившиеся в Северном Причерноморье в V в. Готы – племена, поселения которых находились в Крыму и частично около Тмутороканя. Деремела  – литовские племена. Могуты – народы тюркского происхождения. Новгород-Северский – город на реке Десне, входил в состав Черниговского княжества. Северским назывался потому, что располагался на месте поселения славянского племени северян. Полоцк  – город на Западной Двине. Путивль  – небольшой город в нижнем течении реки Сейм, входил в состав Новгород-Северского княжества. Тмуторокань – город на Таманском полуострове. В конце XI в. Тмуторокань захватили половцы. Угры  – венгры, мадьяры.

Географический и этнографический указатель

Авары (овары) – племена, появившиеся в Северном Причерноморье в V в.

Готы – племена, поселения которых находились в Крыму и частично около Тмутороканя.

Деремела – литовские племена.

Могуты – народы тюркского происхождения.

Новгород-Северский – город на реке Десне, входил в состав Черниговского княжества. Северским назывался потому, что располагался на месте поселения славянского племени северян.

Полоцк – город на Западной Двине.

Путивль – небольшой город в нижнем течении реки Сейм, входил в состав Новгород-Северского княжества.

Тмуторокань – город на Таманском полуострове. В конце XI в. Тмуторокань захватили половцы.

Угры – венгры, мадьяры.

Работа с текстом произведния.  Во вступлении автор вспоминает певца прошлых времен – Бояна, и сравнивает его манеру повествования –очень эмоциональную, красочную, со своей, современной автору. Автор будет петь «По былинам сего времени», то есть по реальным событиях, которые произошли недавно.  И петь будет своим языком.  Автор воспроизводит манеру Бояна, который «не стадо соколов на лебедей пускал, а свои вещие персты (пальцы) на струны воскладал, они же сами князьям славу рокотали».  «Начнем же песню от старого Владимира (Владимира Мономаха) до нынешнего Игоря».  Игорь Святославич – главный герой «Слова о полку Игореве», сын Святослава, внук Олега Святославича, которого автор называет Гориславичем. То есть дед Игоря был известен своим горем, которое принес Русской земле. Это горе – междуусобные войны.  Эти войны и стали причиной ослабления Русской земли  Далее идет поэтическая формула того времени:  «Игорь поострил сердце своё мужеством,  исполнившись ратного духа,  навёл свои храбрые полки  на землю Половецкую  за землю Русскую».

Работа с текстом произведния. Во вступлении автор вспоминает певца прошлых времен – Бояна, и сравнивает его манеру повествования –очень эмоциональную, красочную, со своей, современной автору. Автор будет петь «По былинам сего времени», то есть по реальным событиях, которые произошли недавно. И петь будет своим языком. Автор воспроизводит манеру Бояна, который «не стадо соколов на лебедей пускал, а свои вещие персты (пальцы) на струны воскладал, они же сами князьям славу рокотали». «Начнем же песню от старого Владимира (Владимира Мономаха) до нынешнего Игоря». Игорь Святославич – главный герой «Слова о полку Игореве», сын Святослава, внук Олега Святославича, которого автор называет Гориславичем. То есть дед Игоря был известен своим горем, которое принес Русской земле. Это горе – междуусобные войны. Эти войны и стали причиной ослабления Русской земли Далее идет поэтическая формула того времени: «Игорь поострил сердце своё мужеством, исполнившись ратного духа, навёл свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую».

Затмение солнца   Тогда Игорь взглянул  на светлое солнце  и увидел, что оно тьмою  воинов его прикрыло.  И сказал Игорь дружине своей:

Затмение солнца Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что оно тьмою воинов его прикрыло. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон ". В «Слове…», сравнительно с другими памятниками древнерусской литературы, необычно большое место уделено изображению природы. Это описание степи и населяющих ее животных и птиц, это разного рода уподобления, взятые из мира природы, это упоминания об «отклике» природы на события. Академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что в «Слове…» «нет пейзажа самого по себе», типичного для литературы нового времени. «Природа в „Слове“ введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Явления природы, символизирующие различные беды (ветры, солнце, гроза, тучи, дождь, молнии, гром, реки текут),— знак и фон происходящих событий в те времена, «когда человек не отделял еще себя от природы».

Это тоже формула воинской доблести тех времен:

Это тоже формула воинской доблести тех времен: "Хочу, сказал, копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона". «Так бы пришлось внуку Велеса воспеть тогда песнь Игорю: "Не буря соколов занесла через поля широкие - стаи галок несутся к Дону Великому". Внук Велеса – бога-чародея древних славян, покровителя волхвов, кудесников(чудесников) сказителей –поэтов. Особенно оригинально упоминание птиц в «Слове…». Боян сравнивается с орлом и соловьем, его игра на гуслях — с нападением соколов на лебедей, русские воины — с соколами, а половцы — с галками, бегущими к Дону, скрип половецких телег сравнивается с криком лебедей, враги русичей — с соколами, кречетами и черными воронами. «Игорь ждет милого брата Всеволода». ВСЕВОЛОД СВЯТОСЛАВИЧ— князь трубчевский и курский, сын Святослава Ольговича Черниговского, брат Игоря Святославича Новгород-Северского. Герой «Слова о полку Игореве».

Всеволод произносит замечательную похвалу курским воинам. Это значительно отличает «Слово о полку…» от летописей. Перед нами вариант греческой оды – торжественного хваления.  «А мои-то куряне опытные воины:  под трубами повиты,  под шлемами взлелеяны,  с конца копья вскормлены,  пути им ведомы,  овраги им знаемы,  луки у них натянуты,  колчаны отворены;  сами скачут, как серые волки в поле,  ища себе чести, а князю славы

Всеволод произносит замечательную похвалу курским воинам. Это значительно отличает «Слово о полку…» от летописей. Перед нами вариант греческой оды – торжественного хваления. «А мои-то куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знаемы, луки у них натянуты, колчаны отворены; сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы". «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит послушать земле неведомой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, (Судак) и Корсуню,(Херсонес) и тебе, Тмутороканский идол.» -Против Игоря поднялась вся Половецкая земля, ее природа, языческий Див зовет половецкого бога-идола, такие стояли в степях.

Исторический комментарий 1 мая произошло реальное солнечное затмение.  « А Игорь к Дону войско ведёт! Уже беду его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу(гроза по-древнерусски – страх) накликают по оврагам, орлы клёкотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червлёные щиты. О Русская земля! Уже ты за холмом! Последнее выражение –прекрасный образец лирики, русские воины видят удаляющуюся границу Русской земли, уходя в степь. Обратите внимание на роль природы в сцене, когда Игорь решается идти к Дону. Поведение орлов, волков, лисиц, щебет соловьиный, говор галок.

Исторический комментарий

1 мая произошло реальное солнечное затмение.

« А Игорь к Дону войско ведёт!

Уже беду его подстерегают птицы

по дубравам,

волки грозу(гроза по-древнерусски – страх) накликают

по оврагам,

орлы клёкотом зверей на кости зовут,

лисицы брешут на червлёные щиты.

О Русская земля! Уже ты за холмом!

Последнее выражение –прекрасный образец лирики, русские воины видят удаляющуюся границу Русской земли, уходя в степь.

Обратите внимание на роль природы в сцене, когда Игорь решается идти к Дону. Поведение орлов, волков, лисиц, щебет соловьиный, говор галок.

«Спозаранок в пятницу  потоптали они поганые полки половецкие…»  Первый бой в «Слове о полку…» описан кратко, все внимание на трофеи, которые взяли русские воины. В летописи первый бой описан подробно, с перечислением полков, моментов боя.  В «Слове… автор противопоставляет легкую победу первого боя и жестокую сечу через день, которая приведет полки Игоря к гибели. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо ( то есть потомки Олега Гориславича).  Далеко залетело!  Не было оно в обиду порождено  ни соколу,  ни кречету,  ни тебе, чёрный ворон,  поганый половец!  Гзак (половецкий хан) бежит серым волком, (сравнение с волками в «Слове…» связано с представлениями об оборотничестве, половцы сравниваются с выводком пардусов — охотничьих зверей).  Кончак(половецкий хан) ему след указывает к Дону Великому.  Далее в «Слове описывается вся природа, вставшая против Игоря – все природные силы степи:На другой день спозаранку  кровавые зори свет возвещают,  чёрные тучи с моря идут,  хотят прикрыть четыре солнца (Игорь, его брат, сын и племянник),  а в них трепещут синие молнии.

«Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие…» Первый бой в «Слове о полку…» описан кратко, все внимание на трофеи, которые взяли русские воины. В летописи первый бой описан подробно, с перечислением полков, моментов боя. В «Слове… автор противопоставляет легкую победу первого боя и жестокую сечу через день, которая приведет полки Игоря к гибели. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо ( то есть потомки Олега Гориславича). Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, чёрный ворон, поганый половец! Гзак (половецкий хан) бежит серым волком, (сравнение с волками в «Слове…» связано с представлениями об оборотничестве, половцы сравниваются с выводком пардусов — охотничьих зверей). Кончак(половецкий хан) ему след указывает к Дону Великому. Далее в «Слове описывается вся природа, вставшая против Игоря – все природные силы степи:На другой день спозаранку кровавые зори свет возвещают, чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца (Игорь, его брат, сын и племянник), а в них трепещут синие молнии.

Цвет в «Слове…» Необыкновенно богат язык произведения. Вот перечисление некоторых прилагательных: багряный, белый, зеленый, серый, сизый, черный, черленый, серебряный, золотой, жемчужный, кровавый. Словосочетания рисуют запоминающиеся образы: кровавые зори, серебряные берега. Кровавые берега и кровавая река — залитые кровью, а значит, красные от крови. «Серебряное» стружие — сделанное из серебра. Метафора «жемчужная душа» построена на сравнении чистой души князя, в одиночестве умирающего на поле битвы, с чистой, светлой, перламутровой белизной жемчуга. Цвет — один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства. Каждая из космических сфер имеет «свой» цвет: небесная область богов — белого цвета, земная область людей, мир жизни — красного цвета, природный мир Земли символизировал зеленый цвет, нижний мир делился на водные глубины — синего цвета и подземный мир, преисподнюю — черного цвета. Не случайно поэтому обитающая в нижнем мире «нечистая сила» — синего и черного цвета. В «Слове…» эпитет «синий» подчеркнуто связан с половцами и несет негативный смысл, в том числе и в выражении «синии молнии», которое употреблено в символическом значении. Черные тучи, идущие с моря, — это полчища половцев, надвигающихся на русских, а синие молнии — это сверкающие половецкие сабли.

Тут копьям преломиться, тут саблям побиться о шеломы половецкие, на реке Каяле, у Дона Великого. О Русская земля! Уже ты за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря.Вот ветры,  внуки Стрибога (Стрибог – языческий бог ветров),  веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. Какое чувство вызывает восклицание автора:  «О Русская земля! Уже ты за холмом? Лирическое начало в «Слове… очень сильно  Лучшие иллюстрации к  «Слову о полку Игореве сделал В.А. Фаворский Найдите в презентации другие его иллюстрации.

Тут копьям преломиться,

тут саблям побиться

о шеломы половецкие,

на реке Каяле,

у Дона Великого.

О Русская земля! Уже ты за холмом!

Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.Вот ветры,

внуки Стрибога (Стрибог – языческий бог ветров),

веют с моря стрелами

на храбрые полки Игоря.

Какое чувство вызывает восклицание автора:

«О Русская земля! Уже ты за холмом?

Лирическое начало в «Слове… очень сильно

Лучшие иллюстрации к

«Слову о полку Игореве сделал В.А. Фаворский

Найдите в презентации другие его иллюстрации.

«Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят (стяг – знамя, вокруг которого стягиваются воины, оно дает знаки отряду – «говорит»: половцы идут от Дона и от моря (от Азовского моря) и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили»… Ярый тур Всеволод! ( в «Слове…» описываются отдельные моменты боя, выделяется поведение брата Игоря – Всеволода, напоминающего будущих богатырей былин) Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие. Расщеплены шлемы аварские (дагестанские, автор хорошо знает, где создавали лучшие доспехи) твоими саблями калёными,

«Земля гудит,

реки мутно текут,

пыль поля прикрывает,

стяги говорят (стяг – знамя, вокруг которого стягиваются воины, оно дает знаки отряду – «говорит»:

половцы идут от Дона

и от моря (от Азовского моря)

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили»…

Ярый тур Всеволод! ( в «Слове…» описываются отдельные моменты боя, выделяется поведение брата Игоря – Всеволода, напоминающего будущих богатырей былин)

Бьёшься ты впереди,

прыщешь на воинов стрелами,

гремишь о шлемы мечами булатными.

Куда, тур, поскачешь,

своим золотым шлемом посвечивая, -

там лежат поганые головы половецкие.

Расщеплены шлемы аварские (дагестанские, автор хорошо знает, где создавали лучшие доспехи) твоими саблями калёными,

Автор все время сравнивает нынешнее сотсояние Русской земли с прошлым, в прошлом ищет причины сегодняшних раздоров. Вот он вспоминает деда князя Игоря.  «Были века Трояновы,  Минули годы Ярославовы,  были и войны Олеговы,  Олега Святославича (Гориславича, сеятеля раздоров).  Тот ведь Олег мечом крамолу ковал  и стрелы по земле сеял.  Вступил в золотое стремя в городе Тмуторокани,  а звон тот же слышал давний великий Ярослав,  а сын Всеволода Владимир (Мономах) каждое утро уши закладывал в Чернигове (то есть запирал ворота города на специальные скобы)».  Тогда, при Олеге Гориславиче,  засевалось и прорастало усобицами,  погибало достояние Дажьбожьего внука» (в княжьих распрях погибало достояние русского народа),  «То было в те рати и в те походы,  а такой рати не слыхано!»

Автор все время сравнивает нынешнее сотсояние Русской земли с прошлым, в прошлом ищет причины сегодняшних раздоров. Вот он вспоминает деда князя Игоря. «Были века Трояновы, Минули годы Ярославовы, были и войны Олеговы, Олега Святославича (Гориславича, сеятеля раздоров). Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступил в золотое стремя в городе Тмуторокани, а звон тот же слышал давний великий Ярослав, а сын Всеволода Владимир (Мономах) каждое утро уши закладывал в Чернигове (то есть запирал ворота города на специальные скобы)». Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Дажьбожьего внука» (в княжьих распрях погибало достояние русского народа), «То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано!»

«С раннего утра до вечера,  с вечера до света  летят стрелы калёные,  гремят сабли о шлемы,  трещат копья булатные  в поле незнаемом  среди земли Половецкой.  Черна земля под копытами костьми была посеяна,  и кровью полита;  горем взошли они на Русской земле!»  Сравнение битвы с пахотой, посевом, всходами – фольклорный прием. Автор пользуется им, чтобы противопоставить мирный труд и страшный труд кровавого убийства. Все метафоры соединены в одну систему: вместо зерен сеют кости, поливают кровью и всходит горе . Что мне шумит, что мне звенит  издалёка рано перед зорями?  Игорь полки заворачивает:  жаль ему милого брата Всеволода.  (Автор как лирический поэт вмешивается, сочувствует. Игорь бросился на помощь брату и попал в ловушку, его отсекли от основных сил, лишили выхода к воде, воины страдали от жажды.

«С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы калёные, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, и кровью полита; горем взошли они на Русской земле!» Сравнение битвы с пахотой, посевом, всходами – фольклорный прием. Автор пользуется им, чтобы противопоставить мирный труд и страшный труд кровавого убийства. Все метафоры соединены в одну систему: вместо зерен сеют кости, поливают кровью и всходит горе . Что мне шумит, что мне звенит издалёка рано перед зорями? Игорь полки заворачивает: жаль ему милого брата Всеволода. (Автор как лирический поэт вмешивается, сочувствует. Игорь бросился на помощь брату и попал в ловушку, его отсекли от основных сил, лишили выхода к воде, воины страдали от жажды.

Начало сражения Игоря Святославича с половцами на берегах Каялы и оттеснение русских войск от воды. Миниатюра из Радзивилловской летописи.  Битва Игоря Святославича с половцами. Иллюстрация В.А. Фаворского к «Слову о полку Игореве»

Начало сражения Игоря Святославича с половцами на берегах Каялы и оттеснение русских войск от воды. Миниатюра из Радзивилловской летописи.

Битва Игоря Святославича с половцами. Иллюстрация В.А. Фаворского к «Слову о полку Игореве»

Бились день,  бились другой,  на третий день к полудню пали стяги Игоревы!  Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы (приток Дона, скорее всего, река - Чир);  тут кровавого вина недостало;  тут пир закончили храбрые русичи:  сватов напоили,  а сами полегли за землю Русскую.   Раз употребив какой-либо образ, автор возвращается к нему еще раз — ближе к концу произведения. Образ сопутствует повествованию или обрастает новыми, близкими по духу образами.  Метафора посева превратилась в метафору пира после уборки урожая: сваты – враги, вино –кровь, сон – смерть.  Никнет трава от жалости,  а древо с тоской  к земле приклонилось.

Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы! Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы (приток Дона, скорее всего, река - Чир); тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Раз употребив какой-либо образ, автор возвращается к нему еще раз — ближе к концу произведения. Образ сопутствует повествованию или обрастает новыми, близкими по духу образами. Метафора посева превратилась в метафору пира после уборки урожая: сваты – враги, вино –кровь, сон – смерть. Никнет трава от жалости, а древо с тоской к земле приклонилось.

 Вопросы для повторения. Сравните «ярого тура» Всеволода в бою с Ильей Муромцем? Есть ли сходство? Что вы узнали о междуусобной вражде из описания действий князя Олега Гориславича? Какими художественными средствами нарисовал автор битву Игоря с половцами? Найдите сравнения, метафоры, эпитеты. Важнейшее сравнение всего эпизода битвы – пахота, посев, уборка урожая, пир, сваты и вино в соотношении со смертью и горем. Найдите эти фрагменты. Главный герой «Слова о полку Игореве» – Русская земля Иллюстрации В. А. Фаворского

Вопросы для повторения.

Сравните «ярого тура» Всеволода в бою с Ильей Муромцем? Есть ли сходство? Что вы узнали о междуусобной вражде из описания действий князя Олега Гориславича?

Какими художественными средствами нарисовал автор битву Игоря с половцами? Найдите сравнения, метафоры, эпитеты.

Важнейшее сравнение всего эпизода битвы – пахота, посев, уборка урожая, пир, сваты и вино в соотношении со смертью и горем. Найдите эти фрагменты.

Главный герой «Слова о полку Игореве» – Русская земля

Иллюстрации В. А. Фаворского

План основных композиционных частей «Слова о полку Игореве»  Часть II  (продолжение). 2. Песнь о великом Святославе:  1) Похвала великому князю Святославу.  2) Сон Святослава.  3) «Золотое слово» Святослава:  а) Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду.  б) Воззвание к князьям о помощи.  4) Скорбь о гибели славы прадедов.  5) Песнь о Всеславе.  6) Заключительная песнь.  3. Возвращение Игоря:  1) Плач Ярославны.  2) Освобождение Игоря: а) побег Игоря из плена;  б) встреча с Донцом;  в) неудачная погоня.  III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ:  1) Величие князей.  2) Концовка.

План основных композиционных частей

«Слова о полку Игореве» Часть II (продолжение).

2. Песнь о великом Святославе: 1) Похвала великому князю Святославу. 2) Сон Святослава. 3) «Золотое слово» Святослава: а) Укоризненное обращение к Игорю и Всеволоду. б) Воззвание к князьям о помощи. 4) Скорбь о гибели славы прадедов. 5) Песнь о Всеславе. 6) Заключительная песнь. 3. Возвращение Игоря: 1) Плач Ярославны. 2) Освобождение Игоря: а) побег Игоря из плена; б) встреча с Донцом; в) неудачная погоня. III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 1) Величие князей. 2) Концовка.

Исторический комментарий 11 мая, половцы, собрав силы, разгромили Игоря и его союзников. Уже ведь, братья, невесёлое время настало, Автор говорит о том, что после поражения Игоря половцы нанесли удар по левобережной части Русской земли –левый берег Днепра, и опустошили ее. Борьба князей с погаными прервалась, ибо сказал брат брату:

Исторический комментарий

11 мая, половцы, собрав силы, разгромили Игоря и его союзников.

Уже ведь, братья, невесёлое время настало,

Автор говорит о том, что после поражения Игоря половцы нанесли удар по левобережной части Русской земли –левый берег Днепра, и опустошили ее.

Борьба князей с погаными прервалась,

ибо сказал брат брату:

"Это моё, и то моё же« (стремление отнять друг у друга земли).

И стали князья про малое (про свои личные обиды)

"это великое" молвить

и сами на себя крамолу ковать,

а поганые со всех сторон

приходили с победами

на землю Русскую..

Образ Святослава Киевского. Каким бы хотел видеть Киевского князя автор»Слова…»? Какие его победы вспоминает автор? Чем он опечален?  «Боян», Всреча князя Игоря с Всеволодом»,

Образ Святослава Киевского. Каким бы хотел видеть Киевского князя автор»Слова…»? Какие его победы вспоминает автор? Чем он опечален?

«Боян», Всреча князя Игоря с Всеволодом», "Сон Святослава". Палех.

"Сон Святослава«

В некоторых случаях автор использует, по определению, «нагнетание» мрачных, темных цветов, например, в символическом описании надвигающихся половецких войск (черные тучи, синии молнии, кровавые, т. е. зловещие, зори), в Сне Святослава (черная паполома, синее вино, синее море, «время бусово»). Им противопоставлены радостные, светлые картины: картина первого, удачного для русских, боя, где описание трофейного знамени, преподнесенного Игорю, построено на красном, белом, серебряном цвете .

«Золотое слово» Святослава – смысловой центр «Слова о полку Игореве». Вот двое из князей, к которым обращается автор «Слова… с призывом к единению. Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, брат Андрея Боголюбского – князь Владимирский и Суздальский, внук Владимира Мономаха. Всеволод –дед Александра Невского. Изукрашенный каменной резьбой Димитриевский собор Владимира назван в честь этого князя. Его христианское имя Димитрий, Всеволод – языческое.
  • «Золотое слово» Святослава – смысловой центр «Слова о полку Игореве». Вот двое из князей, к которым обращается автор «Слова… с призывом к единению.
  • Всеволод Юрьевич, сын Юрия Долгорукого, брат Андрея Боголюбского – князь Владимирский и Суздальский, внук Владимира Мономаха. Всеволод –дед Александра Невского.

Изукрашенный каменной резьбой Димитриевский собор Владимира назван в честь этого князя. Его христианское имя Димитрий, Всеволод – языческое.

Галицкий князь Ярослав Осмомысл . Галицкая Русь - Юго-Западная часть Руси. Игорь был женат на его дочери. Его автор воспринимает как самого могучего князя. Галич – столица Галицко-Волынского княжества.
  • Галицкий князь Ярослав Осмомысл .
  • Галицкая Русь - Юго-Западная часть Руси. Игорь был женат на его дочери. Его автор воспринимает как самого могучего князя.
  • Галич – столица Галицко-Волынского княжества.
Битва на реке Немиге -эпизод из эпохи междуусобных сражений князя Всеслава. Мы видим здесь знакомый нам прием: сравнение кровавой битвы с работой хлебопашца. Внизу слева изображение битвы новгородцев с суздальцами, справа - битвы на Немиге 3 марта 1067 г..
  • Битва на реке Немиге -эпизод из эпохи междуусобных сражений князя Всеслава. Мы видим здесь знакомый нам прием: сравнение кровавой битвы с работой хлебопашца.
  • Внизу слева изображение битвы новгородцев с суздальцами, справа - битвы на Немиге 3 марта 1067 г..
Плач Ярославны Пушкин называл самым поэтическим фрагментом «Слова…» Почему? Сравните этот плач и слова королевича Елисея. В ответ на обращение Ярославны к силам природы они, эти силы, словно помогают Игорю бежать из плена. Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных от росы берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого дерева. Найдите этот фрагмент.  Киев. Церковь Богородицы Пирогощей

Плач Ярославны Пушкин называл самым поэтическим фрагментом «Слова…» Почему?

Сравните этот плач и слова королевича Елисея.

В ответ на обращение Ярославны к силам природы они, эти силы, словно помогают Игорю бежать из плена. Донец стелет Игорю зеленую траву на своих серебряных от росы берегах, одевает его теплыми туманами под сенью зеленого дерева.

Найдите этот фрагмент.

Киев. Церковь Богородицы Пирогощей

Маркс писал, что главный смысл «Слова…» заключается в призыве к объединению как раз накануне монгольского нашествия (1237 год). Согласны ли вы с этим?   «Слово…» создано в эпоху монументально-исторического стиля, представленного во всех видах искусства и в известной степени смыкающегося с таким же стилем, распространенным во всех европейских странах раннего средневековья. Характерные черты этого стиля: охват авторским повествованием огромных пространств и широкие временны́е границы, легкость передвижения в этих больших пространствах, значительность тем. По своим художественным особенностям «Слово…» может быть сближено с такими произведениями раннесредневекового эпоса, как «Песнь о Нибелунгах», и особенно «Песнь о Роланде», с которой «Слово…» имеет много общего.

Маркс писал, что главный смысл «Слова…» заключается в призыве к объединению как раз накануне монгольского нашествия (1237 год).

Согласны ли вы с этим?

«Слово…» создано в эпоху монументально-исторического стиля, представленного во всех видах искусства и в известной степени смыкающегося с таким же стилем, распространенным во всех европейских странах раннего средневековья. Характерные черты этого стиля: охват авторским повествованием огромных пространств и широкие временны́е границы, легкость передвижения в этих больших пространствах, значительность тем. По своим художественным особенностям «Слово…» может быть сближено с такими произведениями раннесредневекового эпоса, как «Песнь о Нибелунгах», и особенно «Песнь о Роланде», с которой «Слово…» имеет много общего.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!