СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Скульптура России конца XIX - начала XX века"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о великих скульпторах России, таких как Марк Антокольский, Александр Опекушин, Михаил Микешин, Анна Голубкина и Евгений Лансере подготовлена для 4 класса художественной школы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Скульптура России конца XIX - начала XX века"»

Скульптура Росии конца XIX начала XX века Презентацию подготовила Марковская Ю. Я. 2024 г.

Скульптура Росии конца XIX начала XX века

Презентацию подготовила Марковская Ю. Я. 2024 г.

  • Будущий скульптор родился 2 ноября 1840 года в селении Антоколь неподалеку от Вильно (нынешний Вильнюс) в бедной еврейской семье, где уже было шестеро старших детей. Страсть к рисованию пробудилась в нем очень рано, но совершенно не поощрялась отцом. Когда мальчик подрос, родители отдали его в ученики резчику по дереву.
  • В отличие от родителей Марика Антокольского, хозяин мастерской к которому он попал в обучение, быстро оценил его талант, и начал компанию по продвижению юного дарования. Спустя некоторое время в мастерскую пожаловала супруга генерал-губернатора А. А. Назимова. Благодаря её хлопотам и вмешательству супруга сын бедного еврея был принят в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. Произошло это в 1862 году. В 1864 году он получил серебряную медаль Академии Второй степени за горельеф «Еврей-портной». В 1870 году Антокольский представил на суд профессоров Академии художеств, статую «Иван Грозный».
  • Мэтры Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. Однако после того, как скульптуру увидела Великая княгиня Мария Николаевна и придя в полный восторг рассказала о ней своему брату, императору Александру II, отношение академиков к Антокольскому резко изменилось. Ну а после того, как Государь приобрел «Ивана Грозного» вчерашний студент был произведен в Академики.
  • В 1871 году, Антокольский отправляется на стажировку в Италию за счет Академии. Исследователи его творчества считают, что несколько лет проведенных в Риме стали самыми плодотворными в его жизни. Уже через год он завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I. В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной выставке в Париже. Триумф был грандиозным. Французское правительство наградило русского скульптора орденом Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии художеств, а также Почетным членом Венской, Берлинской и Лондонской академий.
  • Марк Матвеевич Антакольский скончался 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). Тело было доставлено в Россию и захоронено на Преображенском еврейском кладбище

Марк Антокольский (1840 -1902)

Еврей – портной

Еврей – портной

Иван Грозный

Иван Грозный

1. Нестер – летописец. 2. Ермак

1. Нестер – летописец. 2. Ермак

Мефестофиль

Мефестофиль

Не от мира сего. Христианская мученица

Не от мира сего. Христианская мученица

1. Ундина. 2. Надгробие

1. Ундина. 2. Надгробие

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый

  • Будущий ваятель родился 16 (28) ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. Его отец был крепостным …скульптором.. Михаил Евдокимович Опекушин талантливый лепщик, рано заметил у сына склонности к искусству ваяния и стал его первым наставником. Он же настоял, что бы сын учился в местной сельской школе. В 1850 году отец добивается от помещицы Е. В. Ольхиной, разрешения на отъезд сына в столицу для получения художественного образования. Мальчик поступает в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств. Уже в таком раннем возрасте кроме таланта в нем в полной мере проявились такие замечательные качества, как фантастическое трудолюбие и целеустремленность. Вместо положенных трех лет он проходит школьный курс за два года, причем делает это блестяще. Затем он опять-таки досрочно (три года вместо пяти) проходит курс скульптуры в мастерской известного преподавателя, датского скульптора Д. Иенсона. Он молод, талантлив, но … не свободен. Как я уже писал выше, юридически Опекушин продолжал оставаться крепостным. В 1860 году он получает вольную, заплатив помещице Ольхиной 500 рублей (весьма не малые по тем временам деньги). В 1861 году в Преображенской церкви Санкт-Петербурга, обвенчался с Евдокией Ивановной Гуськиной, дочерью государственного крестьянина, с которой счастливо прожил долгие годы. Окончив обучение в мастерской Йенсена, продолжает работать у своего наставника и одновременно учится в Академии художеств. В 1862 году молодой художник получает свою первую награду Малую серебряную медаль, за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». Но гораздо более важным последствием этого награждения стало то, что на молодого, талантливого скульптора обратил внимание Михаил Осипович Микешин, который в то время работал над грандиозным памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Опекушину была доверена работа над фигурой Петра I для этого монумента. В 1862 году молодой художник получает свою первую награду Малую серебряную медаль, за барельеф на заданную библейскую тему: «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово». Но гораздо более важным последствием этого награждения стало то, что на молодого, талантливого скульптора обратил внимание Михаил Осипович Микешин, который в то время работал над грандиозным памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Опекушину была доверена работа над фигурой Петра I для этого монумента.
  • . В это время Микешин привлекает Опекушина к работе над своим новым грандиозным проектом памятником Императрице Екатерине Великой . Фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. А. Потемкин и полководец А.В. Суворов обращены лицами к Невскому проспекту Звездным часом Александра Михайловича Опекушина стал день 6 июня 1880 года, когда в Москве под ликование многотысячной толпы на Страстной площади был открыт первый в России памятник Александру Сергеевичу Пушкину.
  • . После революции он вместе с семьей отправился на свою историческую родину в село Рыбницы, Даниловского уезда, Ярославской губернии, где и скончался 4 марта 1923 года. Похоронен на местном кладбище

Александр Михайлович Опекушин

Петр I. Державин – фрагмент памятника Екатерине II

Петр I. Державин – фрагмент памятника Екатерине II

Памятник А. С. Пушкину

Памятник А. С. Пушкину

М. Ю. Лермонтов. Памятник в Пятигорске

М. Ю. Лермонтов. Памятник в Пятигорске

  • Михаил Микешин появился на свет 9 февраля 1835 года в селе Старое Максимково Смоленской губернии. Его отец, Осип Егорович, был выходцем из семьи простых крестьян и большую часть жизни прослужил приставом на соляных шахтах. Воспитанием Миши занимались его мать с дедом, они с детства обнаружили у мальчика тягу к искусству. После исключения из гимназии Михаилу пришлось начать трудовую карьеру, и он устроился чертежником в компанию, которая занималась строительством Варшавского шоссе на территории Смоленской губернии. К счастью, в жизни Михаила Микешина появился влиятельный покровитель — богатый помещик Александр Вонлярлярский из личных средств оплатил стоимость обучения юноши в Академии искусств с 1852 по 1858 год. Он с отличием окончил Академию, а его работы неоднократно были отмечены наградами на ежегодных выставках. Одну из картин молодого художника приобрел царь Николай II, после чего пригласил его обучать живописи своих дочерей. Окончив академию, Микешин получил право на оплачиваемую поездку в Европу на стажировку, но отказался от заслуженной награды. Вместо этого, он решил принять участие в конкурсе на изготовление памятника, посвященного тысячелетию Руси. Из 53 предоставленных вариантов авторитетная комиссия выбрала именно его проект, а сам 24-летний автор получил первую премию в размере 4 000 рублей. Личная жизнь Михаила Осиповича сложилась удачно, он горячо любил свою жену, с которой прожил почти 30 лет. Гениальный ваятель на протяжении всей самостоятельной карьеры не испытывал недостатка в деньгах и к концу жизни стал весьма обеспеченным человеком. 19 января 1896 Михаил Микешин скоропостижно скончался в своем петербургском доме в возрасте 60 лет. А могила художника до сих пор находится на кладбище старинной Александро-Невской лавры.

Михаил Осипович Микешин (1835-1896)

Иллюстрации Михаила Микешина к повести «Вий», пленение Марины Мнишик

Иллюстрации Михаила Микешина к повести «Вий», пленение Марины Мнишик

Памятник 1000-летию Руси

Памятник 1000-летию Руси

1.Памятник «Тысячелетие России». 2. Открытие памятника Александру III

1.Памятник «Тысячелетие России». 2. Открытие памятника Александру III

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве

  • Чудом можно ститать уже то, что Анна Голубкина стала скульптором. А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.
  • Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.
  • Обучение поначалу шло хорошо. Через год она перешла в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась еще три года. Наконец, вершина: ее взяли обучаться в  петербургскую Академию
  • Но в ее стенах Голубкина провела всего несколько месяцев — в 1895 году, стремясь к новым вершинам, она едет учиться в Париж. Видимо, несчастная любовь, по слухам — с неким французским художником. Художница Елизавета Кругликова, также жившая в Париже, увезла ее на родину. В Москве Голубкина легла в психиатрическую клинику знаменитого Корсакова.
  • Профессор лечил ее всего несколько месяцев: было очевидно, что исцеление Голубкиной не в лекарствах, а в творчестве, а может, просто в труде. Голубкина возвратилась к семье в Зарайск, потом вместе с сестрой Александрой, которая только закончила фельдшерские курсы, отправилась в Сибирь, где они вдвоем напряженно работали на переселенческом пункте.
  • В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Голубкиной — в стенах  Музея изящных искусств
  •   Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. А Голубкина пожертвовала все на пользу раненых (как раз началась Первая мировая).
  • Несмотря на революционное прошлое, с большевиками Голубкина не сработалась.. Со временем, пожалуй, могло бы и наладиться — но в конкурсе на памятник Островскому в 1923 году она заняла не первое место, а третье, и впала в гнев.
  • . Незадолго до смерти Голубкина вернулась к родным в Зарайск, в окружении которых и умерла в 63-летнем возрасте.

Анна Семёновна Голубкина (1864 -1927)

1. Березка. 2. Старость

1. Березка. 2. Старость

1. Портрет Л. Н. Толстого.2. Митя

1. Портрет Л. Н. Толстого.2. Митя

  •     Российский скульптор Роберт Робертович (Романович) Бах (1859–1933) был сыном скульптора Роберта Генриха Баха, русифицировавшего своё имя на Роман Иванович. В его семье было пятеро сыновей, все продолжили путь отца и связали свою жизнь с искусством, с Академией художеств, трое из представителей династии были удостоены званий академиков.         Вначале Роберт Романович учился у отца. В 1879–1885 годах он состоял вольнослушателем в Академии художеств на скульптурном отделении, где учился у А. Р. фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подозерова, а также брал уроки живописи у П. П. Чистякова
  • К подобным замечательным озарениям можно отнести памятник «Пушкин-лицеист», созданный в 1900 году Робертом Робертовичем Бахом и установленный в Царском Селе. Памятник оригинален по композиции, красив по силуэту. Он кажется камерным, уютным…»      В области монументальной скульптуры художник известен как автор памятников М. И. Глинке на Театральной площади в Санкт-Петербурге (1906), Петру I в Туле (1910).     Помимо памятника в Иркутске Роберт Романович создал ещё несколько изображений Александра III: бюсты для парадной лестницы Русского музея (1898, бронза), для Санкт-Петербургской биржи (1903, мрамор) и Московского исторического музея (1898, мрамор).
  • В советское время продолжал педагогическую деятельность — преподавал рисование и лепку в общеобразовательной средней школе и Эстонском техникуме в Петрограде, состоял профессором по кафедре монументальной скульптуры в Ленинградском  ВХУТЕИНе  (1926—1929) [2] .
  • Умер  17 сентября   1933 года  в  Ленинграде .
  •     

Роман Робертович Бах (1859 -1933)

В первую очередь, Р. Р. Бах известен как создатель памятника «Пушкин-лицеист» (1900), который находится в Царском Селе. Изваяние юного поэта было самым любимым творением Баха. Евграф Кончин, журналист и искусствовед,  написал об этом памятнике так: «Есть художники только одного произведения –картины или скульптуры, – но великого произведения, в которое они вложили весь свой талант, вдохновение, опыт и умение. А еще есть в таких произведениях  нечто божественное, некий миг озарения».   Памятник А. С. Пушкину в Царском селе
  • В первую очередь, Р. Р. Бах известен как создатель памятника «Пушкин-лицеист» (1900), который находится в Царском Селе. Изваяние юного поэта было самым любимым творением Баха. Евграф Кончин, журналист и искусствовед, написал об этом памятнике так: «Есть художники только одного произведения –картины или скульптуры, – но великого произведения, в которое они вложили весь свой талант, вдохновение, опыт и умение. А еще есть в таких произведениях нечто божественное, некий миг озарения».

Памятник А. С. Пушкину в Царском селе

Памятник Петру I в Туле

Памятник Петру I в Туле

Бюст П. И. Чайковского

Бюст П. И. Чайковского

Бюст С. И. Тургенева. 2. М. Ф. Достоевского

Бюст С. И. Тургенева. 2. М. Ф. Достоевского

Бюст девушки. Весна

Бюст девушки. Весна

  • Сын  статского советника  Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына  майора   наполеоновской армии  Пауля Лансере, вступившего в русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов  Ворнезиус  (живших в  Моршанске ).
  • Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечён всю жизнь, — лошадей. Впоследствии совершил ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (афганец [4] , араб и др.), значительно обогатившие его творчество. Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей [9] , в том числе и в исторических сюжетах. Всего создал около 400 произведений [8] . Его работы [10]  представлены в экспозиции  Радищевского музеяНациональном художественном музее Беларуси , хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.
  • Известным в определённой среде Лансере был не только как скульптор, но и как завзятый лошадник. Мечтал он об этом с детства, а потом породнившись с семьёй Бер, исполнил заветное желание. Разведением лошадей занимался профессионально. Бывало, что за случку своих кобыл он расплачивался своими работами — скульптурами.
  • Скончался в марте 1886 года года в неполных 38 лет в своем  имении  от туберкулеза. Похоронен в селе  Нескучное  близ храма во имя святых Константина и Елены в семейном склепе (разрушенном в годы  Октябрьской революции ).
  • 4 апреля 1996 года по случаю 110-й годовщины от дня смерти Евгения Александровича на его предполагаемой могиле установлен  кенотаф  — металлический крест и ограда. Автор проекта В. Я. Курило [12] .

Евгений Александрович Лансере (1815 -1869)

1. Табунщик. 2. Погоня

1. Табунщик. 2. Погоня

Руслан и Волшебная голова

Руслан и Волшебная голова

Ловля диких лошадей

Ловля диких лошадей

Прощание казака с казачкой.

Прощание казака с казачкой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!