СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Сюжетно - ролевая игра, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Сюжетно - ролевая игра, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Сюжетно - ролевая игра, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста"»

«Сюжетно – ролевая игра, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста»  Воспитатель высшей квалификационной категории Ильина Е.Е.

«Сюжетно – ролевая игра, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Воспитатель высшей квалификационной категории Ильина Е.Е.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.  Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Что такое профессиональная ориентация?

Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.  Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.  Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.  Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструктор по физкультуре.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.

Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструктор по физкультуре.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА   – хозяйка игрового процесса и незаменимый помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА   – хозяйка игрового процесса и незаменимый помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий

Особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды  К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими.  Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.

Особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими.

Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.

 Задачи профориентационной работы  с детьми 2–3 лет:   Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).  Содействовать развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).

Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет:

  • Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
  • Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия.
  • Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Содействовать развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).

 Младший возраст    В младшей группе трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у

Младший возраст

В младшей группе трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном.

Развивая у детей интерес к труду взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.

Задачи профориентационной работы  с детьми 3–4 лет Воспитывать интерес к профессиональной деятельности взрослых, развивать наблюдательность за работой людей из ближайшего окружения. Продолжать знакомить с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными людьми. Развивать интерес к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее). Обучать взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).

Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет

  • Воспитывать интерес к профессиональной деятельности взрослых, развивать наблюдательность за работой людей из ближайшего окружения.
  • Продолжать знакомить с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают.
  • Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными людьми.
  • Развивать интерес к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее).

Обучать взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).

 Средний возраст    Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий.  В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: воспитатель напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Средний возраст

Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий.

В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: воспитатель напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Задачи профориентационной работы  с детьми 4–5 лет Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей. Углублять представления детей о работе сотрудников ДОУ. Продолжать знакомить детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее). Воспитывать интерес к играм строительно - конструктивного направления. Привлекать детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих). Помогать ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии). Обогащать игровой опыт, побуждать детей к самостоятельному моделированию ситуаций.

Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет

  • Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
  • Углублять представления детей о работе сотрудников ДОУ.
  • Продолжать знакомить детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее).
  • Воспитывать интерес к играм строительно - конструктивного направления. Привлекать детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих).
  • Помогать ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии).

Обогащать игровой опыт, побуждать детей к самостоятельному моделированию ситуаций.

 Старший возраст (старшая группа)    Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

Старший возраст (старшая группа)

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

Задачи профориентационной работы  с детьми 5–6 лет Расширять имеющиеся представления о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества. Обобщать знания детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее. Воспитывать уважительное отношение к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желание трудиться. Формировать способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры. Учить отражать в сюжетно – ролевых играх моменты из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.

Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет

  • Расширять имеющиеся представления о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества.
  • Обобщать знания детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее.
  • Воспитывать уважительное отношение к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желание трудиться.
  • Формировать способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры.

Учить отражать в сюжетно – ролевых играх моменты из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.

 Старший возраст (подготовительная группа)    В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов.  Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Старший возраст (подготовительная группа)

В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов.

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Задачи профориентационной работы  с детьми 6–7 лет Расширять представления детей о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве. Обогащать представления о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее). Обогащать кругозор детей информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее). Объяснять взаимосвязь между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец). Воспитывать осознанное отношение и уважение к труду взрослых. Развивать у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих. Формировать умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.

Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет

  • Расширять представления детей о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве.
  • Обогащать представления о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее).
  • Обогащать кругозор детей информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее).
  • Объяснять взаимосвязь между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец).
  • Воспитывать осознанное отношение и уважение к труду взрослых.

Развивать у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих. Формировать умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.

  Методы развития сюжетно-ролевых игр - Проведение экскурсий. - Организация встреч с людьми разных профессий. - Чтение художественной литературы, отражающая труд людей. - Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстраций. - Составление детьми рассказов, связанные, с наблюдениями за трудом взрослых, рассказы о профессиях своих родителей. - Индивидуальные беседы с детьми на уточнение знаний о профессиях.

  Методы развития сюжетно-ролевых игр

- Проведение экскурсий.

- Организация встреч с людьми разных профессий.

- Чтение художественной литературы, отражающая труд людей.

- Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстраций.

- Составление детьми рассказов, связанные, с наблюдениями за трудом взрослых, рассказы о профессиях своих родителей.

- Индивидуальные беседы с детьми на уточнение знаний о профессиях.

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-развивающей среды, наличие определенного времени в режиме дня профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными.

Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:

  • создание предметно-развивающей среды,
  • наличие определенного времени в режиме дня
  • профессионализм педагогов.

Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными.

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «лаборатория», «больница», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств. Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «лаборатория», «больница», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств. Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Чем ярче и насыщенней игра, тем больше у ребёнка возможности впитать и пропустить через свой внутренний мир информацию об общественной жизни и о мире профессий, их ценности и значимости и тем легче ему будет в будущем сделать свой решающий выбор, который и определит его жизнь.

Чем ярче и насыщенней игра, тем больше у ребёнка возможности впитать и пропустить через свой внутренний мир информацию об общественной жизни и о мире профессий, их ценности и значимости и тем легче ему будет в будущем сделать свой решающий выбор, который и определит его жизнь.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!