«Сюжетно – ролевая игра, как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Воспитатель высшей квалификационной категории Ильина Е.Е.
Что такое профессиональная ориентация?
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
Раннюю профориентацию детей дошкольного возраста осуществляют не только воспитатели ДОУ. Этим также занимаются музыкальные руководители, учитель-логопед, психолог, инструктор по физкультуре.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА – хозяйка игрового процесса и незаменимый помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий
Особенности сюжетной игры, связанной с трудом взрослых, в разные возрастные периоды
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими.
Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям.
Задачи профориентационной работы с детьми 2–3 лет:
- Поощрять интерес детей к деятельности взрослых.
- Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д., зачем он выполняет те или иные действия.
- Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).
Содействовать развитию игр с отражением работы взрослых и их простейших действий (например, шофер сидит за рулем машины, везет пассажиров или груз).
Младший возраст
В младшей группе трудовые действия пока еще носят имитационный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этой группе дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы вместо недостающих атрибутов: обыкновенный шнур - стетоскоп у "врача" для прослушивания больного, но он может быть и телефоном.
Развивая у детей интерес к труду взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.
Задачи профориентационной работы с детьми 3–4 лет
- Воспитывать интерес к профессиональной деятельности взрослых, развивать наблюдательность за работой людей из ближайшего окружения.
- Продолжать знакомить с работой окружающих (врач, парикмахер, повар, продавец и так далее) с акцентированием внимания на конкретных действиях этих людей и том результате, который они получают.
- Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными людьми.
- Развивать интерес к профессиям, предполагающим уход за растениями и животными (цветовод, флорист, ландшафтный дизайнер, селекционер, ветеринар, орнитолог, кинолог и так далее).
Обучать взаимодействию в сюжетно-ролевых играх с 2-3 участниками (к примеру, водитель и пассажир; врач с медсестрой и пациент; воспитатель с нянечкой и малыши).
Средний возраст
Игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий.
В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: воспитатель напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Задачи профориентационной работы с детьми 4–5 лет
- Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
- Углублять представления детей о работе сотрудников ДОУ.
- Продолжать знакомить детей с разными профессиями (кассир, почтальон, охранник, учитель и так далее).
- Воспитывать интерес к играм строительно - конструктивного направления. Привлекать детей к сооружению различных построек (например, мостов, домов, магазинов, гаражей и прочих).
- Помогать ребенку в социальных взаимоотношениях (выбор понравившегося образа, профессии).
Обогащать игровой опыт, побуждать детей к самостоятельному моделированию ситуаций.
Старший возраст (старшая группа)
Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. Конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.
Задачи профориентационной работы с детьми 5–6 лет
- Расширять имеющиеся представления о разных профессиях. Акцент внимания на результатах труда и значимости для общества.
- Обобщать знания детей о строительных и аграрных профессиях: плотник, маляр, каменщик, комбайнер, овощевод, животновод и так далее.
- Воспитывать уважительное отношение к человеку, который работает и приносит пользу обществу, а также желание трудиться.
- Формировать способности к творческой комбинации различных событий в процессе создания нового игрового сюжета игры.
Учить отражать в сюжетно – ролевых играх моменты из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение) и из сказок, мультфильмов, собственных фантазий.
Старший возраст (подготовительная группа)
В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов.
Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.
Задачи профориентационной работы с детьми 6–7 лет
- Расширять представления детей о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве.
- Обогащать представления о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее).
- Обогащать кругозор детей информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее).
- Объяснять взаимосвязь между разными профессиями (например, фермер и машиностроитель, фермер и продавец).
- Воспитывать осознанное отношение и уважение к труду взрослых.
Развивать у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих. Формировать умения выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами.
Методы развития сюжетно-ролевых игр
- Проведение экскурсий.
- Организация встреч с людьми разных профессий.
- Чтение художественной литературы, отражающая труд людей.
- Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстраций.
- Составление детьми рассказов, связанные, с наблюдениями за трудом взрослых, рассказы о профессиях своих родителей.
- Индивидуальные беседы с детьми на уточнение знаний о профессиях.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий:
- создание предметно-развивающей среды,
- наличие определенного времени в режиме дня
- профессионализм педагогов.
Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными.
Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «лаборатория», «больница», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств. Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.
Чем ярче и насыщенней игра, тем больше у ребёнка возможности впитать и пропустить через свой внутренний мир информацию об общественной жизни и о мире профессий, их ценности и значимости и тем легче ему будет в будущем сделать свой решающий выбор, который и определит его жизнь.
Спасибо за внимание!