А.Н. Островский Творческий путь драматурга Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе « Свои люди – сочтемся! »
МАОУ гимназия№4 ,Хабаровск-2020.
Составитель: Буяло Ю.Ю.
Литературоведческий диктант
- Критический реализм
- революционер-демократ
- драматургия, драма
- пьеса
- репертуар
- конфликт
- народность литературы
- разночинец
- интеллигент
- народность литературы.
Александр Николаевич Островский (1823–1886)
Островский родился в 1823 г. и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье, где жили купцы и ремесленники.
Его отец – Николай Федорович Островский, имел частную юридическую практику. Мать – Любовь Ивановна Саввина, дочь московского священника, отличалась красотой и высокими душевными качествами.
После ранней смерти матери о воспитании и образовании детей заботилась мачеха.
Этапы творческого пути А. Н. Островского
- В 1840 году Островский успешно окончил престижную Первую московскую гимназию с гуманитарным уклоном и продолжил обучение на юридическом факультете Московского университета.
- Но будущего драматурга интересовало искусство. Он посещал спектакли Московского Малого театра, много читал и писал, увлекся музыкой. Охладев к занятиям, Островский оставил университет и решил заняться литературой.
- С 1843 года по настоянию отца Островский стал работать канцеляристом в Московском совестном суде, где рассматривались уголовные и гражданские дела.
- С 1845 года Островский на службе в Московском коммерческом суде. Работа в судах обогатила жизненный опыт будущего драматурга, дала знание языка, быта и психологии различных слоев населения
Этапы творческого пути А. Н. Островского
- 1847–1851 гг. – начало литературной деятельности, формирование литературных и эстетических взглядов Островского под влиянием статей Белинского и Герцена. Написание очерка «Записки замоскворецкого жителя». Цель очерка – описание быта и типов Замоскворечья.
- В автобиографических заметках А. Н. Островский писал: «Самый памятный для меня день моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в это призвание». Именно в этот день Островским были прочитаны первые наброски комедии «Банкрот», названной впоследствии «Свои люди – сочтемся!». Закончена пьеса была в 1849 году. Характерные купеческие типы, быт, среда были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Пьеса имела успех.
Этапы творческого пути А. Н. Островского
- 1855–1860 гг. – предреформенный период, когда Островский сближается с редакцией «Современника» и печатает свои произведения в журналах «Современник» и «Отечественные записки»: «Не сошлись характерами!», «Доходное место» и другие. Лучшее произведение этого периода – «Гроза» (1859), которое И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».
- 1861–1886 гг. – пореформенный период, продолжавшийся до смерти драматурга. Островский пишет сатирические пьесы, отражающие жизнь пореформенной России: «Бешеные деньги», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес», «Волки и овцы», сказку «Снегурочка».
А. Н. Островский в 70–80- е годы
- Тяжелое положение русского театра, драматургов и актеров привело к тому, что Островский занялся общественной деятельностью.
- 1865 г. – инициатор создания «Артистического кружка».
- 1874 г. – организатор «Общества русских драматических писателей и композиторов».
- 1881 г. – составитель записки правительству о создании русского национального театра.
- 1886 г. – заведующий репертуарной частью московских театров и директор театрального училища.
- Но здоровье Островского подорвано. Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Самодур - человек, руководящийся в своем поведении по отношению к другим людям исключительно личным произволом, прихотями.
- В комедии «В чужом пиру похмелье» впервые в литературе произнесено слово «самодур».
- «Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё», - писал А.Островский.
ТЕАТР А.Н. ОСТРОВСКОГО
- Какие детали внутренней жизни открывает драматург, зачем?
- Почему быт становится объектом исследования во 2 половине 19 века?
- Какие герои в пьесах Островского?
- В чем новаторство писателя?
Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории"
« Свои люди – сочтемся! » - « Банкрот»
- Почему в комедии перспектива замкнутого круга?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- «Гроза» прочитать 1-2 действие
- Рассказ о городе Калинове и его обитателях.
- Дом Кабанихи и Дикого
- Стр.141-157 ( тезисы)
БЫТ И БЫТЬ В ПЬЕСАХ Н.А. ОСТРОВСКОГО
- Быт у Островского доведен до символа.
- Противоречие между естественными законами жизни и естественными законами жизни между высокими христианскими идеалами и уродующими человека законами быта.
- Прокомментируйте это доказательствами из текста.
Драма « Гроза ». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы
Что такое « гроза»?
- Семейные перемены
- Душевный переворот
- Атмосферное явление
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- отражение общественных противоречий, воплощающих в характерах и поступках героев
- На каких основах держится быт купечества?
- Почему нравы купечества названы
- « жестокими»?
ДОМ ДИКОГО И ДОМ КАБАНИХИ
- 1.ОПИСАНИЕ ДОМА
- ОТНОЩЕНИЕ К ЛЮДЯМ
- ПОРЯДКИ.ТРАДИЦИИ.
Как чувствует себя человек в этом доме?
СЕМЬЯ ГОРОД
МОНОЛОГ КУЛИГИНА (действие 1 явление 3)
- Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич , городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…
Чтение по ролям I действия (5–9-е явления)
- Расскажите о семье Кабановых.
- Докажите, что Марфа Игнатьевна – глава семьи.
- Как вы понимаете слово «порядок», что значит оно в устах Кабанихи?
- Каким открывается нам внутренний мир Катерины?
- Почему Кабаниха ненавидит Катерину?
- В чем различие жизни Катерины в доме родителей и в семье мужа?
- Каковы взаимоотношения Катерины с другими членами семьи Кабановых?
- В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
БЫТ-БЫТЬ-БЫТИЕ-НЕБЫТИЕ
- ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ГЕРОЕВ ЭТИ ПОНЯТИЯ?
- КАКИМИ ОНИ СТРЕМЯТСЯ БЫТЬ?( Д.2.ЯВЛ.6 Д.3.ЯВЛ.2)
ВОЛЯ НЕВОЛЯ ГРЕХ ЛЮБОВЬ ДОЛГ ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОНФЛИКТА « не хочу здесь жить,так и не стану…»
ХОЧУ НЕ МОГУ НЕ ХОЧУ НЕ СТАНУ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Прочитать 3-4 действие « Гроза», анализ сцены свидания (д.3.явл.3) Образы символы в 4д.( письменно)
- Стр.158-162( тезисы)
- Сообщения о героях(Тихон, Борис, Кудряш )
Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния
- «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий
собой свод правил семейного быта.
Какие были нравы в городе Калинове у молодежи?
Кто придерживается
« Домостроя» в пьесе?
Жизнь Катерины до замужества
( д.1 явл.7)
Жизнь Кабанихи
ХАРАКТЕРИСТИКА КАТЕРИНЫ
Катерина собственными глазами.
Катерина глазами действующих лиц пьесы.
Искренняя.
Обидчивая.
Прямодушная.
Навязчивая.
Способная к душевному взлёту.
Страшащаяся греха.
Лицемерная.
Душою чистая, светлая.
Горячая.
Честная.
Светоносная.
Странная, чудная.
Отчаянная.
Любит детей.
Наделённая от природы страхом.
Глубоко страдающая.
Способная к глубоким эмоциональным переживаниям.
Хорошая жена.
Упрямая.
Одержимая греховными помыслами.
Душою чистая, светлая.
ХАРАКТЕРИСТИКА КАБАНИХИ
Кабаниха собственными глазами.
Кабаниха глазами действующих лиц пьесы .
.
ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЦИТАТУ СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С НЕЙ?
- Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами того не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все хорошо: Дикой ругает кого хочет… Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой… А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами»
(Из статьи «Луч света в темном царстве» . )
Анализ сцены свидания с Борисом
- « ТЫ МЕНЯ ЗАГУБИЛ…»
- « НЕТ У МЕНЯ ВОЛИ»
- « НЕТ,МНЕ НЕ ЖИТЬ!»
- Что значит эта встреча для героев?
- Образы : бабочка/гроза/ад/сумасшедшая барыня.
- Почему Катерина предпочитает бытию небытие?
- В чем это выражается?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- ДОЧИТАТЬ « Грозу»( д.5.явл. 1-2 анализ эпизода устно,последнее свидание с Борисом,последний монолог Катерины)
- Стр.162-165( тезисы)
- Критика о пьесе Добролюбов, Писарев( тезисы)
ТРАГЕДИЯ СОВЕСТИ В ПЬЕСЕ И ЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ
- ЧТО ТАКОЕ ТРАГЕДИЯ)
- ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?
- ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ ЭТИХ ПОНЯТИЙ И В ЧЕМ?
- Составление любовь и совесть
А о жизни думать не хочется… (из пьесы)
- Укрепляет или теряет себя Катерина,совершив признание?
- Принесла ли оно успокоение? Почему?
- Почему в речи Катерины встречаются глаголы условного наклонения?
- Мотив смерти. Нет любви- нет жизни. Как отражается?
Ценности жизни для Катерины- русская святость
- СМИРЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ
- БОРЬБА ДУШИ
- НЕСПОСОБНОСТЬ ЖИТЬ В СТРАДАНИИ
- « НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ»
- НЕУМЕНИЕ ЖИТЬ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ
С ЧЕМ ВЫ СОГЛАСНЫ И ПОЧЕМУ?
КАК ОБЪЯСНИТЕ СЛОВА: « Душу я свою погубила!»
Чтение по ролям Свидание с Борисом( д.5.явл.3)
- ЛЮБИТ ЛИ БОРИС КАТЕРИНУ?
- ПОЧЕМУ ОН НЕ МОЖЕТ ВЗЯТЬ ЕЕ С СОБОЙ?
- КАКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ ДАЕТ ГЕРОИНЯ ВОЗЛЮБЛЕННОМУ? В ЧЕМ ЕГО СМЫСЛ?
- КАКОВА РОЛЬ ЭТОЙ СЦЕНЫ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ?
МОНОЛОГ КАТЕРИНЫ ( д.5.явл.4)
Я Он
Катерина Люди
РУКИ КРЕСТ
ПОЧЕМУ КАТЕРИНА ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ УЙТИ ИЗ ЖИЗНИ?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучить критическую литературу по пьесе « Гроза» и сделать конспект
Образ Катерины в свете критики
- «Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев
« Тело ее здесь возьмите его а душа теперь не ваша: она теперь перед судией который милосердней вас…»
- ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ ФРАЗЫ.
- КТО СУДЬЯ?
- ЧТО ЗНАЧИТ МИЛОСЕРДИЕ И ПРОШЕНИЕ?
- ЧЕГО ХОТЕЛА ДОБИТЬСЯ КАТЕРИНА СВОИМ ПОСТУПКОМ?
- МОЖНО ЛИ ЕЕ СРАВНИТЬ С « БЕДНОЙ ЛИЗОЙ»?
- ЧТО ЗНАЧИТ ГРОЗА В ПОНИМАНИИ АВТОРА И ЕГО ГЕРОЕВ?
ТРИ КРИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДА:
- « РЕВОЛЮЦИЯ СНИЗУ » БУНТ В КАТЕРИНЕ ДОБРОЛЮБОВ
- « ПОЛОУМНАЯ МЕЧТАТЕЛЬНИЦА-ДУРОЧКА» ПИСАРЕВ
- « ПОЭЗИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ» ГРИГОРЬЕВ
Образ Катерины в свете критики
- «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?
- Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.
- «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?
- Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- 1.ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЯ- ПРОЕКТЫ :
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ« Грозы»
ОБРАЗНАЯ СИМВОЛИКА «ГРОЗЫ»
ВАРВАРА И КАТЕРИНА
ОБРАЗ КУЛИГИНА
ДИКОЙ И КАБАНИХА
2.ГОТОВИТЬСЯ К ТЕСТИРОВАНИЮ ПО ПЬЕСЕ