СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Русский язык. 9 класс. Сложноподчиненное предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условием эффективного формирования умения определять вид придаточного в сложноподчиненных предложениях является многоаспектная стилистическая работа с небольшими по объему художественными текстами, позволяющая направить внимание учащихся не только на содержание и форму высказывания, но и на то, как данное высказывание, данный текст, данная речевая единица соотносится с окружающей действительностью. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Русский язык. 9 класс. Сложноподчиненное предложение.»

Основные виды сложноподчиненного предложения СПП с придаточными определительными с придаточными изъяснительными с придаточными обстоятельственными образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия Примеры . В комнате ( какой? ) , куда мы вошли, мебель была получше и расставлена с большим вкусом. Не помню ( что? ) , где я слышал эту притчу, но очень люблю её. Если бы мне дано было повторить жизнь, я выбрал бы ( при каком условии? ) ту же самую.

Основные виды сложноподчиненного предложения

СПП

с придаточными определительными

с придаточными изъяснительными

с придаточными обстоятельственными

образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия

Примеры .

В комнате ( какой? ) , куда мы вошли, мебель была получше и расставлена с большим вкусом.

Не помню ( что? ) , где я слышал эту притчу, но очень люблю её.

Если бы мне дано было повторить жизнь, я выбрал бы ( при каком условии? ) ту же самую.

Алгоритм определения значения  придаточного предложения конкретизация содержания главной части СПП, поясняемого придаточным предложением выбор вопроса роль подчинительного союза или союзного слова роль указательных слов определительное Поясняет существительное (местоимение) изъяснительное Вопросы определения Изъясняет слова со значением речи, мысли, чувства, восприятия обстоятельтвенное Поясняет грамматическую основу (сказуемое) или уточняет обстоятельство Союзное слово Вопросы косвенных падежей Указательное слово - определение Вопросы обстоятельств Союзное слово или союз Союз или союзное слово Указательное слово - дополнение Указательное слово - обстоятельство

Алгоритм определения значения

придаточного предложения

  • конкретизация содержания главной части СПП, поясняемого придаточным предложением
  • выбор вопроса
  • роль подчинительного союза или союзного слова
  • роль указательных слов

определительное

Поясняет существительное (местоимение)

изъяснительное

Вопросы определения

Изъясняет слова со значением речи, мысли, чувства, восприятия

обстоятельтвенное

Поясняет грамматическую основу (сказуемое) или уточняет обстоятельство

Союзное слово

Вопросы косвенных падежей

Указательное слово - определение

Вопросы обстоятельств

Союзное слово или союз

Союз или союзное слово

Указательное слово - дополнение

Указательное слово - обстоятельство

Самопроверка № Пример 1 Придаточное С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. 2 За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время. определительное 3 4 А этот лес выглядел так, словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья. изъяснительное Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы. обстоятельственное образа действия 5 изъяснительное Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. 6 Котловина, в которую мы спустились, была не очень велика. обстоятельственное цели определительное

Самопроверка

Пример

1

Придаточное

С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься.

2

За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время.

определительное

3

4

А этот лес выглядел так, словно на сто верст вокруг не было человеческого жилья.

изъяснительное

Слышно было, как залетевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы.

обстоятельственное образа действия

5

изъяснительное

Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта.

6

Котловина, в которую мы спустились, была не очень велика.

обстоятельственное цели

определительное

Самопроверка Результат Оценка Всё правильно. 5 4 – 5 правильных ответов. 4 2 – 3 правильных ответа. 3 1 правильный ответ. Всё неправильно. 2

Самопроверка

Результат

Оценка

Всё правильно.

5

4 – 5 правильных ответов.

4

2 – 3 правильных ответа.

3

1 правильный ответ.

Всё неправильно.

2

Н.М.Карамзин (1766 – 1826)

Н.М.Карамзин

(1766 – 1826)

Самооценка № Результат 1 Отметка Я в достаточной мер овладел(а) алгоритмом определения значения придаточного предложения. 2 Я овладел(а) алгоритмом определения значения придаточного предложения, но испытываю затруднения. V 3 Я не овладел(а) алгоритмом определения значения придаточного предложения.

Самооценка

Результат

1

Отметка

Я в достаточной мер овладел(а) алгоритмом определения значения придаточного предложения.

2

Я овладел(а) алгоритмом определения значения придаточного предложения, но испытываю затруднения.

V

3

Я не овладел(а) алгоритмом определения значения придаточного предложения.

Домашнее задание Сочинение – миниатюра ( варианты на ваш выбор ).   Вариант А . Примерная тема : «Удивительный случай». ( Обязательно озаглавьте свой текст .) Коммуникативная задача : рассказать о происшествии; передать свои мысли, чувства, переживания по поводу увиденного. Дополнительное задание : составьте схемы сложноподчиненных предложений, употребленных в тексте; определите значение придаточных предложений.   Вариант Б . Примерная тема : «Культура речи». ( Обязательно озаглавьте свой текст .) Коммуникативная задача : убедить адреса в том, что речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Дополнительное задание : составьте схемы сложноподчиненных предложений, употребленных в тексте; определите значение придаточных предложений.  

Домашнее задание

Сочинение – миниатюра ( варианты на ваш выбор ).

 

Вариант А .

Примерная тема : «Удивительный случай». ( Обязательно озаглавьте свой текст .)

Коммуникативная задача : рассказать о происшествии; передать свои мысли, чувства, переживания по поводу увиденного.

Дополнительное задание : составьте схемы сложноподчиненных предложений, употребленных в тексте; определите значение придаточных предложений.

 

Вариант Б .

Примерная тема : «Культура речи». ( Обязательно озаглавьте свой текст .)

Коммуникативная задача : убедить адреса в том, что речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой.

Дополнительное задание : составьте схемы сложноподчиненных предложений, употребленных в тексте; определите значение придаточных предложений.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!