СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Русский язык. 9 класс. Бессоюзное сложное предложение в художественном тексте.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к уроку по теме “Бессоюзное сложное предложение в художественном тексте”, который строится в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода, предполагающего изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Русский язык. 9 класс. Бессоюзное сложное предложение в художественном тексте.»

Бессоюзное сложное предложение  в художественном тексте Цели и задачи урока Изучение изобразительно-выразительных возможностей бессоюзных сложных предложений. Анализ художественных текстов с бессоюзными сложными предложениями. Употребление бессоюзных сложных предложений в соответствии с коммуникативным замыслом.

Бессоюзное сложное предложение в художественном тексте

Цели и задачи урока

  • Изучение изобразительно-выразительных возможностей бессоюзных сложных предложений.
  • Анализ художественных текстов с бессоюзными сложными предложениями.
  • Употребление бессоюзных сложных предложений в соответствии с коммуникативным замыслом.
Выбор знаков препинания в БСП схема [ ], [ ]. значение Перечисление [ ]; [ ]. Более тесная связь . строение [ ] : [ ]. интонация Части менее распространены, не осложнены . Менее тесная связь. Во второй части причина, пояснение, изъяснение [ ] - [ ]. Противопоставление, сравнение ; во второй части следствие, результат ; в первой части время, условие Интонация перечисления Части более распространены, осложнены Можно заменить синонимичными союзными сложными предложениями Меньшая пауза Предупредительная интонация . Большая пауза Пояснительная  интонация или интонация противопоставления

Выбор знаков препинания в БСП

схема

[ ], [ ].

значение

Перечисление

[ ]; [ ].

Более тесная связь .

строение

[ ] : [ ].

интонация

Части менее распространены, не осложнены .

Менее тесная связь.

Во второй части причина, пояснение, изъяснение

[ ] - [ ].

Противопоставление, сравнение ; во второй части следствие, результат ; в первой части время, условие

Интонация перечисления

Части более распространены, осложнены

Можно заменить синонимичными союзными сложными предложениями

Меньшая пауза

Предупредительная интонация .

Большая пауза

Пояснительная интонация или интонация противопоставления

Светлеет воздух, яснеет небо. Кирила Петрович каждый день выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну. Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь. Молвит слово – соловей поет.

Светлеет воздух, яснеет небо.

Кирила Петрович каждый день выезжал на охоту; чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну.

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь.

Молвит слово – соловей поет.

Из стихотворения «19 октября» (1825) Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор. Пылай, камин, в моей пустынной келье, А ты, вино, осенней стужи друг, Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук. Печален я: со мною друга нет, С кем долгую запил бы я разлуку, Кому бы мог пожать от сердца руку И пожелать веселых много лет. А. С. Пушкин

Из стихотворения

«19 октября» (1825)

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Пылай, камин, в моей пустынной келье,

А ты, вино, осенней стужи друг,

Пролей мне в грудь отрадное похмелье,

Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

А. С. Пушкин

 1 ) Что вы можете рассказать об истории создания этого стихотворения? 2) Каким вы представляете поэта в данный момент? Каковы его мысли, чувства, настроения? 3) Какова тональность стихотворения? Какие мысли, эмоции вызывает оно у читателей? 4) Какие особенности художественной речи позволяют поэту так образно, эмоционально выразить свои переживания?

1 ) Что вы можете рассказать об истории создания этого стихотворения?

2) Каким вы представляете поэта в данный момент? Каковы его мысли, чувства, настроения?

3) Какова тональность стихотворения? Какие мысли, эмоции вызывает оно у читателей?

4) Какие особенности художественной речи позволяют поэту так образно, эмоционально выразить свои переживания?

Стилистический эксперимент  Печален я : со мною друга нет… [ ] : [ причина ] . Печален я, так как со мною нет друга. Печален я, потому что со мною нет друга. [ ] , (так как ) . [ ] , (потому что ) .

Стилистический эксперимент

Печален я : со мною друга нет…

[ ] : [ причина ] .

Печален я, так как со мною нет друга.

Печален я, потому что со мною нет друга.

[ ] , (так как ) .

[ ] , (потому что ) .

 1) Какое предложение четко, однозначно выражает логические отношения между частями? Почему? 2) Какое предложение допускает оттенки значения, неоднозначность понимания? Почему? 3) Какое предложение более эмоционально, выразительно? Почему? 4) Как следует читать эти предложения? В каком случае возможна драматизация чтения (интонацией, мимикой, сценическим жестом)? Почему?

1) Какое предложение четко, однозначно выражает логические отношения между частями? Почему?

2) Какое предложение допускает оттенки значения, неоднозначность понимания? Почему?

3) Какое предложение более эмоционально, выразительно? Почему?

4) Как следует читать эти предложения? В каком случае возможна драматизация чтения (интонацией, мимикой, сценическим жестом)? Почему?

Логический анализ

Логический анализ

Фонетический анализ так как - [ т а к _ к а к ] потому что  - [ п а т а м у_ шт о]

Фонетический анализ

так как - [ т а к _ к а к ]

потому что - [ п а т а м у_ шт о]

 Сделайте вывод: какие из синонимичных предложений – сложноподчиненные или бессоюзные – являются более характерными для художественного текста?Почему? Особенности бессоюзного сложного предложения Многозначность смысловых оттенков. Эмоциональность, выразительность.  Интонационное разнообразие.  Благозвучие.  Возможность драматизации.  Усиление образности.

Сделайте вывод: какие из синонимичных предложений – сложноподчиненные или бессоюзные –

являются более характерными для художественного текста?Почему?

Особенности бессоюзного сложного предложения

  • Многозначность смысловых оттенков.
  • Эмоциональность, выразительность.
  • Интонационное разнообразие.
  • Благозвучие.
  • Возможность драматизации.
  • Усиление образности.
«В Белогорскую крепость!» – сказал Пугачев. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…  (А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Гл. 11.) Сформулируйте тему и основную мысль этого фрагмента. Определите тип речи. 3. Как разворачиваются действия? Какие чувства, эмоции вызывает картина событий? 4. Объясните пунктуацию в бессоюзном сложном предложении. (Почему именно запятые?)

«В Белогорскую крепость!» – сказал Пугачев. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…

(А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Гл. 11.)

  • Сформулируйте тему и основную мысль этого фрагмента.
  • Определите тип речи.

3. Как разворачиваются действия? Какие чувства, эмоции вызывает картина событий?

4. Объясните пунктуацию в бессоюзном сложном предложении. (Почему именно запятые?)

 Вот и лес. Тень и тишина. Стройные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. С. Тургенев. Лес и степь.) 1) Сформулируйте тему и основную мысль этого фрагмента. 2) Определите тип речи. 3) Как раскрывается описание пейзажа? Какие чувства, эмоции вызывает эта картина? 4) Какие языковые средства способствуют неторопливости, плавности описания пейзажа, вызывающего чувство спокойствия, умиротворения? 5) Объясните пунктуацию в бессоюзном сложном предложении.

Вот и лес. Тень и тишина. Стройные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. С. Тургенев. Лес и степь.)

1) Сформулируйте тему и основную мысль этого фрагмента.

2) Определите тип речи.

3) Как раскрывается описание пейзажа? Какие чувства, эмоции вызывает эта картина?

4) Какие языковые средства способствуют неторопливости, плавности описания пейзажа, вызывающего чувство спокойствия, умиротворения?

5) Объясните пунктуацию в бессоюзном сложном предложении.

Основываясь на анализе этих фрагментов, сделайте вывод: какие особенности текста обуславливают выбор знаков препинания (запятой или точки с запятой) в бессоюзном сложном предложении?

Основываясь на анализе этих фрагментов, сделайте вывод: какие особенности текста обуславливают выбор знаков препинания (запятой или точки с запятой) в бессоюзном сложном предложении?

Выбор знаков препинания в БСП обуславливают не только синтаксические условия, но и коммуникативно-речевые: стиль текста, тип речи,  характер изображаемой картины,  степень экспрессивности,  общий эмоциональный строй текста,  коммуникативные задачи автора.

Выбор знаков препинания в БСП обуславливают не только синтаксические условия, но и коммуникативно-речевые:

  • стиль текста,
  • тип речи,
  • характер изображаемой картины,
  • степень экспрессивности,
  • общий эмоциональный строй текста,
  • коммуникативные задачи автора.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. (1866) Ф. И. Тютчев Составьте схему предложения. Проанализируйте пунктуацию в данном четверостишии. 2) Проследите, как развивается мысль поэта. 3) Согласны ли вы с мнением Тютчева, что у России свой уникальный путь исторического развития?  [ ] ,  [ ] :  перечисление  [ причина ] -  [ следствие ] .

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

(1866)

Ф. И. Тютчев

  • Составьте схему предложения. Проанализируйте пунктуацию в данном четверостишии.

2) Проследите, как развивается мысль поэта.

3) Согласны ли вы с мнением Тютчева, что у России свой уникальный путь исторического развития?

[ ] ,

[ ] :

перечисление

[ причина ] -

[ следствие ] .

Какие изобразительно-выразительные возможности бессоюзных сложных предложений обуславливают их широкое употребление в художественной речи? Вывод : многозначность семантики, интонационное разнообразие, экспрессивность бессоюзных сложных предложений позволяют выразить всю широту представлений об окружающей действительности, все богатство внутреннего мира человека – его мыслей, чувств, переживаний.

Какие изобразительно-выразительные возможности бессоюзных сложных предложений обуславливают их широкое употребление в художественной речи?

Вывод : многозначность семантики, интонационное разнообразие, экспрессивность бессоюзных сложных предложений позволяют выразить всю широту представлений об окружающей действительности, все богатство внутреннего мира человека – его мыслей, чувств, переживаний.

Домашнее задание : сочинение-миниатюра ( на выбор ) Вариант А Примерная тема: «Странный случай» . (Обязательно озаглавьте свой текст.) Коммуникативная задача : передать динамику событий, заинтриговать читателя. Доп. задание : проанализируйте роль бессоюзных предложений в своем тексте. Вариант Б Примерная тема: «Утренняя картина» . (Обязательно озаглавьте свой текст.)  Коммуникативная задача : неторопливая, плавная зарисовка, пейзаж должен вызывать чувство спокойствия, умиротворения. Доп. задание : проанализируйте роль бессоюзных предложений в своем тексте.

Домашнее задание : сочинение-миниатюра ( на выбор )

Вариант А

Примерная тема: «Странный случай» . (Обязательно озаглавьте свой текст.)

Коммуникативная задача : передать динамику событий, заинтриговать читателя.

Доп. задание : проанализируйте роль бессоюзных предложений в своем тексте.

Вариант Б

Примерная тема: «Утренняя картина» . (Обязательно озаглавьте свой текст.)

Коммуникативная задача : неторопливая, плавная зарисовка, пейзаж должен вызывать чувство спокойствия, умиротворения.

Доп. задание : проанализируйте роль бессоюзных предложений в своем тексте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!