СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Русский героический эпос. Былины Новгородского и Киевского цикла.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Русский героический эпос. Былины Новгородского и Киевского цикла.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Русский героический эпос. Былины Новгородского и Киевского цикла.»

Вспомните Пословицы Поговорки Песни Скороговорки Считалки Сказки Былины Загадки Небылицы Частушки

Вспомните

Пословицы

Поговорки

Песни

Скороговорки

Считалки

Сказки

Былины

Загадки

Небылицы

Частушки

Былина – песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси В. М. Васнецов «Богатырская застава» (Три богатыря)

Былинапесни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси

В. М. Васнецов «Богатырская застава»

(Три богатыря)

 Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры.  Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти. В.М. . Васнецов «Гусляры» Былины относятся к эпосу. Эпос - героические сказания, песни. Эпическая поэзия - одна из самых древних форм устной словесности.

Былины – это жанр устного народного творчества, то есть былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры.

Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти.

В.М. . Васнецов «Гусляры»

Былины относятся к эпосу. Эпос - героические сказания, песни. Эпическая поэзия - одна из самых древних форм устной словесности.

В.М. . Васнецов «Певец Боян»

В.М. . Васнецов «Певец Боян»

  Сказка и былина    Сходство: 1. Существуют с древних времён Существовали в устной форме Встречаются фантастические существа, дорога, поединки.  Отличие:  Сказку рассказывали  Былину «сказывали«  В сказке события происходят в «Тридевятом царстве, в тридесятом государстве».  В былинах встречаются Киев, Чернигов, Муром, Новгород – реальные города; реки Днепр, Дунай – реальные реки.

Сказка и былина

Сходство:

1. Существуют с древних времён

  • Существовали в устной форме
  • Встречаются фантастические существа, дорога, поединки.

Отличие:

Сказку рассказывали

Былину «сказывали«

В сказке события происходят в «Тридевятом царстве, в тридесятом государстве».

В былинах встречаются Киев, Чернигов, Муром, Новгород – реальные города; реки Днепр, Дунай – реальные реки.

Самостоятельное составление карты былинной Руси Отметьте на карте Балтийское море Черное море Каспийское море Реки: Днепр, Волгу, Дон. Крымский полуостров. Города: Киев, Новгород, Чернигов, Владимир, Суздаль, Муром, Москву, Рязань, Смоленск

Самостоятельное составление карты былинной Руси

Отметьте на карте Балтийское море

Черное море

Каспийское море

Реки: Днепр, Волгу, Дон.

Крымский полуостров.

Города: Киев, Новгород, Чернигов, Владимир, Суздаль, Муром, Москву, Рязань, Смоленск

В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. Былины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки.

В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. Былины настолько достоверны в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки.

Но нельзя считать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок. Былины - это поэтические художественные произведения. Они правдивы не в исторических фактах, но в народном понимании истории, народном представлении о долге, чести, справедливости. В .М. . Васнецов В .М. . Васнецов «Бой богатыря  со змеем» «Бой добрыни с семиглавым змеем» В.М. . Васнецов «Богатырский скок»

Но нельзя считать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок. Былины - это поэтические художественные произведения. Они правдивы не в исторических фактах, но в народном понимании истории, народном представлении о долге, чести, справедливости.

В .М. . Васнецов

В .М. . Васнецов

«Бой богатыря

со змеем»

«Бой добрыни с семиглавым змеем»

В.М. . Васнецов

«Богатырский скок»

Самые древние , архаические былины, рассказывают о героическом сватовстве Дуная, о загадочном пахаре Микуле Селяниновиче, который силой превзошел целую княжескую дружину, о Святогоре, которого земля не носит. Это «старшие богатыри». Былина «Дунай Иванович» или «Женитьба князя Владимира» включает в себя повествование о поисках невесты для князя Владимира и о встрече Дуная с женщиной-поленицей, которую он получает в жены, лишь одолев её в борьбе, об их споре на пиру и трагической гибели. И. Я. Билибин «Сватовство Дуная» К. Васильев «Смерть Дуная»

Самые древние , архаические былины, рассказывают о героическом сватовстве Дуная, о загадочном пахаре Микуле Селяниновиче, который силой превзошел целую княжескую дружину, о Святогоре, которого земля не носит. Это «старшие богатыри».

Былина «Дунай Иванович» или «Женитьба князя Владимира» включает в себя повествование о поисках невесты для князя Владимира и о встрече Дуная с женщиной-поленицей, которую он получает в жены, лишь одолев её в борьбе, об их споре на пиру и трагической гибели.

И. Я. Билибин

«Сватовство Дуная»

К. Васильев «Смерть Дуная»

Картины художника К. Васильева  В этих былинах перед нами предстают еще не получившие полностью человеческий облик герои. Они близки природным стихиям: Дунай-река, Святая гора. Из ран Дуная-богатыря течет река, которая получит название Дунай. Мы здесь видим объяснение происхождения названия реки -мифологический момент.

Картины художника К. Васильева

В этих былинах перед нами предстают еще не получившие полностью человеческий облик герои. Они близки природным стихиям: Дунай-река, Святая гора.

Из ран Дуная-богатыря течет река, которая получит название Дунай. Мы здесь видим объяснение происхождения названия реки -мифологический момент.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел суму переметную. Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся тяжесть земная. Другая легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена поколений богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Одна из легенд гласит, что богатырь нашел суму переметную. Герой попытался переместить ее, но погиб, так и не сдвинув вещь с места. Как оказалось, в этой сумке заключена была вся тяжесть земная. Другая легенда рассказывает о путешествии Святогора с Ильей Муромцем. Здесь показывается смена поколений богатырей. Однажды друзья находят пустой гроб. Пророчество на нем гласило: кому суждено судьбой, тот в него и ляжет. Илье он оказался велик. А когда Святогор лег в гроб, его накрыло крышкой, и он так и не смог вырваться. Несмотря на всю мощь исполина, дерево не поддалось ему. Главный подвиг Святогора-богатыря заключается в том, что он передал всю свою силу Илье Муромцу.

Увидел князь Вольга могучего пахаря и опросил его присоединиться к своей дружинушке, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.

Увидел князь Вольга могучего пахаря и опросил его присоединиться к своей дружинушке, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой» и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин. И в соревновании силой победил целое войско.

Былина «Вольга и Микула Селянинович» в иллюстрациях русских художников Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из омешиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).

Былина «Вольга и Микула Селянинович» в иллюстрациях русских художников

Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре. Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из земли выдернуть, из омешиков земельки повытряхнуть»), стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).

Древние, архаические былины

Древние, архаические былины

"Старшие" богатыри называются так не только потому, что они по возрасту старше других витязей, но и потому, что они представляют собой более древний, архаичный тип героя. Такому герою нет равного на земле, он единственный в своем роде, так что у него не может быть противника, кроме самой природы, матери-сырой земли .

Прежде всего былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников  русской земли.

Прежде всего былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников

русской земли.

Древняя (Киевская) Русь –  первое государство восточных славян В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Группа (цикл) былин, посвященных событиям, связанным с Киевом, называется КИЕВСКИМИ

Древняя (Киевская) Русь –

первое государство восточных славян

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Группа (цикл) былин, посвященных событиям, связанным с Киевом, называется КИЕВСКИМИ

Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси - Новгорода, герои этих былин - новгородцы. В них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь. Самый знаменитый герой новгородского цикла былин Садко – торговый гость. Былина «Садко и Морской царь» рассказывает об этом герое.

Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси - Новгорода, герои этих былин - новгородцы. В них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь.

Самый знаменитый герой

новгородского цикла былин

Садко – торговый гость.

Былина «Садко и Морской царь» рассказывает об этом герое.

Используя иллюстрации, восстановите сюжет былины «Садко и Морской царь»

Используя иллюстрации, восстановите сюжет былины «Садко и Морской царь»

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях. Новгород – торговая республика. Былины Новгорода не о защитниках земли, а о купцах и посадниках. Аполлинарий Васнецов «Господин Великий Новгород»

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко - своим непревзойденным искусством играть на гуслях.

Новгород – торговая республика. Былины Новгорода не о защитниках земли, а о купцах и посадниках.

Аполлинарий Васнецов

«Господин Великий Новгород»

эпические герои  – герои поэм и былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.   Колчан – футляр для стрел Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом Ножны – футляр для меча или кинжала Шлем – воинский доспех, защищающий голову Сбруя – принадлежность для упряжи Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
  • эпические герои – герои поэм и былин, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Колчан – футляр для стрел

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец

Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом

Ножны – футляр для меча или кинжала

Шлем – воинский доспех, защищающий голову

Сбруя – принадлежность для упряжи

Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел

Сказка Былина

Сказка

Былина

Прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера Описание  подвигов богатырей Песенно-стихотворная форма

Прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера

Описание

подвигов богатырей

Песенно-стихотворная форма

Часто былины начинаются с запева, далее следует краткое вступление - зачин, где указывается время и место действия. Во славном во городе во Муроме, Во селе было Карачарове, Сиднем сидел Илья Муромец, Крестьянский сын, Сиднем сидел целых тридцать лет.  Что произошло дальше?

Часто былины начинаются с запева, далее следует краткое вступление - зачин, где указывается время и место действия.

Во славном во городе во Муроме,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец,

Крестьянский сын,

Сиднем сидел целых тридцать лет.

Что произошло дальше?

В.М. . Васнецов «Витязь на распутье» Н. К. Рерих «Богатырь»

В.М. . Васнецов «Витязь на распутье»

Н. К. Рерих «Богатырь»

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» Победа в первом бою Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике Встреча с Соловьём-Разбойником Победа Ильи Муромца Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром Рассказ Ильи Муромца Сомнения князя Владимира Два приказа Соловью-Разбойнику Расправа с Соловьём-Разбойником Отъезд Ильи Муромца в Киев «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец» «…побил он эту силу всю великую» «Засвистал-то Соловей да по-соловьему» «Ему выбил право око со косицею» «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать» «А я ехал-то дорожкой прямоезжею» «Во глазах, мужик, да подлыгаешься» «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего» «И он срубил ему да буйну голову»

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

  • Победа в первом бою
  • Рассказ черниговцев о Соловье-Разбойнике
  • Встреча с Соловьём-Разбойником
  • Победа Ильи Муромца
  • Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром
  • Рассказ Ильи Муромца
  • Сомнения князя Владимира
  • Два приказа Соловью-Разбойнику
  • Расправа с Соловьём-Разбойником
  • Отъезд Ильи Муромца в Киев
  • «Выезжал удаленький, дородный добрый молодец»
  • «…побил он эту силу всю великую»
  • «Засвистал-то Соловей да по-соловьему»
  • «Ему выбил право око со косицею»
  • «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать»
  • «А я ехал-то дорожкой прямоезжею»
  • «Во глазах, мужик, да подлыгаешься»
  • «Засвищи-тко ты во полсвиста соловьего»
  • «И он срубил ему да буйну голову»
Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ . Повторяются отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей, поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ. Например: буйна голова, ретиво сердце, булатный меч, ноги резвые, кровь горячая, слезы горючие.  Продолжите, подобрав эпитеты, ответив на вопрос, какой, какие, каков, какая, какое  леса.... конь...дружинушка.... море... стрела....головушка... речка... лук...девица... поле...гусли..... чудище..... солнце... молодец.... ворон...

Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ . Повторяются отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей, поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов.

Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ. Например: буйна голова, ретиво сердце, булатный меч, ноги резвые, кровь горячая, слезы горючие.

Продолжите, подобрав эпитеты, ответив на вопрос, какой, какие, каков, какая, какое

леса.... конь...дружинушка....

море... стрела....головушка...

речка... лук...девица...

поле...гусли..... чудище.....

солнце... молодец.... ворон...

Герой часто преодолевает пространство необыкновенно быстро, вопреки обычному сроку. Докажите, найдя слова из былины Даже суффиксы играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище. Главное содержание биографии былинных героев составляют их богатырские деяния, подвиги. Именно в них сосредоточен основной смысл былины. Поединок - центральный момент в богатырской истории.

Герой часто преодолевает пространство необыкновенно быстро, вопреки обычному сроку. Докажите, найдя слова из былины

Даже суффиксы играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище.

Главное содержание биографии былинных героев составляют их богатырские деяния, подвиги. Именно в них сосредоточен основной смысл былины. Поединок - центральный момент в богатырской истории.

Герой действует вопреки предупреждениям, запретам, предсказаниям; Он выше рока, судьбы, мрачных предвестий.

Герой действует вопреки предупреждениям, запретам, предсказаниям; Он выше рока, судьбы, мрачных предвестий.

Дворец князя - центральное место, где разворачивается действие, чаще всего во время пира. Все сходятся вместе в это время - князья, бояре, купцы, духовенство, крестьяне, наконец, богатыри. Здесь каждому сословию - свое место, своя чаша

Дворец князя - центральное место, где разворачивается действие, чаще всего во время пира. Все сходятся вместе в это время - князья, бояре, купцы, духовенство, крестьяне, наконец, богатыри. Здесь каждому сословию - свое место, своя чаша "по роду", свое княжеское отношение.

Илья Муромец и князь Владимир в былинах Неприглашённый на пир Муромец приходит туда самовольно. Князь не узнаёт его, в очередной раз демонстрируя, сколь мало он ценит все заслуги богатыря. Оскорблённый Илья демонстративно уходит и устраивает свой пир для всех бедняков. По навету бояр Владимир сажает его тут в погреб на голодную смерть.

Илья Муромец и князь Владимир в былинах

Неприглашённый на пир Муромец приходит туда самовольно. Князь не узнаёт его, в очередной раз демонстрируя, сколь мало он ценит все заслуги богатыря. Оскорблённый Илья демонстративно уходит и устраивает свой пир для всех бедняков. По навету бояр Владимир сажает его тут в погреб на голодную смерть.

Появление татар описывается с большой степенью историчности: громадные вражеские полчища, чёткая организация войска, единовластное командование, осадная тактика татар. Татарский посол, прибывший в Киев с ханским ярлыком, всегда ведёт себя вызывающе, подчёркивая ультимативные условия сдачи и презрение к русским. Также историчны многие жестокие требования и угрозы татар. Владимир перед лицом надвигающейся опасности не предпринимает ничего для активной обороны города. Он молится, думает о сдаче города, о принятии татарских условий.

Появление татар описывается с большой степенью историчности: громадные вражеские полчища, чёткая организация войска, единовластное командование, осадная тактика татар. Татарский посол, прибывший в Киев с ханским ярлыком, всегда ведёт себя вызывающе, подчёркивая ультимативные условия сдачи и презрение к русским. Также историчны многие жестокие требования и угрозы татар.

Владимир перед лицом надвигающейся опасности не предпринимает ничего для активной обороны города. Он молится, думает о сдаче города, о принятии татарских условий.

Богатырей в это время в Киеве нет. Иногда они разъехались по делам, но чаще они в княжеской опале, о чём тот сожалеет. Главный защитник города, Илья Муромец, осуждённый на голодную смерть в погребе, стараниями княгини Евпраксии тайно снабжался пищей и теперь Владимир пытается уговорить его стать на защиту не властей, но Отечества. Богатырь соглашается, часто после расправы с боярами, виноватыми в наговорах. Трезво оценив силы врага, Илья сам отправляется в стан к Калину, где просит отсрочки и получает её. Поручив кому-либо укрепление города, Муромец берётся разыскивать богатырей. Он находит их в ставке Самсона, новом лагере, где воины проводят свое время в праздности со времён опалы.

Богатырей в это время в Киеве нет. Иногда они разъехались по делам, но чаще они в княжеской опале, о чём тот сожалеет. Главный защитник города, Илья Муромец, осуждённый на голодную смерть в погребе, стараниями княгини Евпраксии тайно снабжался пищей и теперь Владимир пытается уговорить его стать на защиту не властей, но Отечества.

Богатырь соглашается, часто после расправы с боярами, виноватыми в наговорах. Трезво оценив силы врага, Илья сам отправляется в стан к Калину, где просит отсрочки и получает её. Поручив кому-либо укрепление города, Муромец берётся разыскивать богатырей. Он находит их в ставке Самсона, новом лагере, где воины проводят свое время в праздности со времён опалы.

Грандиозная панорама охватывает не одно видимое глазу пространство, но чуть ли не всю землю, и застава тем самым оказывается ее центром. В. М. Васнецов «Богатырская застава»  (Три богатыря)

Грандиозная панорама охватывает не одно видимое глазу пространство, но чуть ли не всю землю, и застава тем самым оказывается ее центром.

В. М. Васнецов «Богатырская застава»

(Три богатыря)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!