СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Романтический мир Александра Блока в "Стихах о Прекрасной Даме"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Романтический мир Александра Блока в "Стихах о Прекрасной Даме" сопровождает урок литературы в 11 классе на тему "Литературно-художественный, философский и биографический контексты появления цикла А.Блока "Стихи о Прекрасной Даме".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Романтический мир Александра Блока в "Стихах о Прекрасной Даме"»

Романтический мир А. Блока в «Стихах о Прекрасной Даме» «Стихи о Прекрасной Даме» – ранняя утренняя заря – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь…» (А. Блок)

Романтический мир А. Блока в «Стихах о Прекрасной Даме»

«Стихи о Прекрасной Даме» – ранняя утренняя заря – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь…» (А. Блок)

История создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме» Цикл сложился к 1903 году и был напечатан в альманахе «Северные цветы». В октябре 1904 года выходит первый поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме». В него вошло 100 стихотворений из 750, написанных поэтом.

История создания цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

  • Цикл сложился к 1903 году и был напечатан в альманахе «Северные цветы». В октябре 1904 года выходит первый поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме». В него вошло 100 стихотворений из 750, написанных поэтом.
Традиции эпохи Возрождения «Стихи о Прекрасной Даме» не имеют аналогий в русской поэзии. Блок соприкасается с традицией, идущей от эпохи Возрождения. Это и «Новая жизнь» Данте, и «Книга песен» Петрарки. Для этих поэтов любовь – призма, через которую проходит поэтическое освоение мира. Женский образ – образ мира в его идеальном воплощении.

Традиции эпохи Возрождения

  • «Стихи о Прекрасной Даме» не имеют аналогий в русской поэзии. Блок соприкасается с традицией, идущей от эпохи Возрождения. Это и «Новая жизнь» Данте, и «Книга песен» Петрарки. Для этих поэтов любовь – призма, через которую проходит поэтическое освоение мира. Женский образ – образ мира в его идеальном воплощении.
Истоки образа Прекрасной Дамы Выражение «Прекрасная Дама» встречалось в рыцарских романах 12 – 14 веков, которые заполонили Западную Европу, особенно Францию. Самый известный из них – «Тристан и Изольда». Рыцарь боготворит свою даму и верно ей служит.

Истоки образа Прекрасной Дамы

  • Выражение «Прекрасная Дама» встречалось в рыцарских романах 12 – 14 веков, которые заполонили Западную Европу, особенно Францию. Самый известный из них – «Тристан и Изольда». Рыцарь боготворит свою даму и верно ей служит.
Поэзия трубадуров Образ Прекрасной Дамы встречался в поэзии трубадуров – средневековых поэтов на юге Франции, в Провансе. Они жили при дворах рыцарей и воспевали избранницу сердца своего рыцаря. Земной образ девушки сливался с образом Мадонны, Богоматери.

Поэзия трубадуров

  • Образ Прекрасной Дамы встречался в поэзии трубадуров – средневековых поэтов на юге Франции, в Провансе. Они жили при дворах рыцарей и воспевали избранницу сердца своего рыцаря. Земной образ девушки сливался с образом Мадонны, Богоматери.
«Первым вдохновителем моим был Жуковский…» В «Автобиографии» А.А. Блок подчёркивал влияние В.А. Жуковского на формирование романтического художественного мира своих ранних стихотворений: «Первым вдохновителем моим был Жуковский». Оба поэта стремились к выражению «невыразимого» в словесных образах.

«Первым вдохновителем моим был Жуковский…»

В «Автобиографии» А.А. Блок подчёркивал влияние В.А. Жуковского на формирование романтического художественного мира своих ранних стихотворений: «Первым вдохновителем моим был Жуковский». Оба поэта стремились к выражению «невыразимого» в словесных образах.

А. Блок и Ф. Тютчев Блоку близки поэты психологической, исповедальной лирики. Одним из них является Ф.И. Тютчев. Блок интересовался идеями преобразующей силы любви и двоемирия – мира земного и мира души человеческой. Тема любви – ведущая в лирике Тютчева. Он «поклонялся единственному своему Божеству – Женщине».

А. Блок и Ф. Тютчев

Блоку близки поэты психологической, исповедальной лирики. Одним из них является Ф.И. Тютчев. Блок интересовался идеями преобразующей силы любви и двоемирия – мира земного и мира души человеческой. Тема любви – ведущая в лирике Тютчева. Он «поклонялся единственному своему Божеству – Женщине».

Я. Полонский: исповедальность Яков Полонский поражал Блока исповедальностью своих стихотворений, дерзкими поэтическими находками, умением подмечать неуловимое в природе и в душе человека.

Я. Полонский: исповедальность

Яков Полонский поражал Блока исповедальностью своих стихотворений, дерзкими поэтическими находками, умением подмечать неуловимое в природе и в душе человека.

А. Фет: любовь к импровизации В творческой манере А.А. Фета Блока привлекала любовь к неточным, живым словам, к импровизации. Образы лирики Фета воспринимаются на ассоциативном уровне. Он писал не о плотской, а о духовной, возвышенной любви. Это импонировало А. Блоку

А. Фет: любовь к импровизации

В творческой манере А.А. Фета Блока привлекала любовь к неточным, живым словам, к импровизации. Образы лирики Фета воспринимаются на ассоциативном уровне. Он писал не о плотской, а о духовной, возвышенной любви. Это импонировало А. Блоку

«Вечные» темы М. Врубеля М.А. Врубель – художник с романтической душой, который уходил от воспроизведения мелочного и некрасивого быта и обращался к вечным темам и образам мировой литературы. Его интересовал мир души человека (рисунок к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова)

«Вечные» темы М. Врубеля

  • М.А. Врубель – художник с романтической душой, который уходил от воспроизведения мелочного и некрасивого быта и обращался к вечным темам и образам мировой литературы. Его интересовал мир души человека (рисунок к поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова)
Философия Вл. Соловьёва «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва».

Философия Вл. Соловьёва

«Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьёва».

София Премудрая и  Прекрасная Дама Центральным образом мистической философии и поэзии Владимира Соловьёва была Мировая Душа, Вечная Женственность, София Премудрая. Эта единая внутренняя природа мира призвана духовно обновить человечество. Этот неземной образ способствовал появлению образа Прекрасной Дамы»

София Премудрая и Прекрасная Дама

Центральным образом мистической философии и поэзии Владимира Соловьёва была Мировая Душа, Вечная Женственность, София Премудрая. Эта единая внутренняя природа мира призвана духовно обновить человечество. Этот неземной образ способствовал появлению образа Прекрасной Дамы»

Знакомство с Ксенией Садовской Летом 1897 года в Германии состоялось знакомство Александра Блока и певицы Ксении Михайловны Садовской. Блоку было 16 лет, он безумно влюбился. Позже он называл её «Гением первой любви».

Знакомство с Ксенией Садовской

Летом 1897 года в Германии состоялось знакомство Александра Блока и певицы Ксении Михайловны Садовской. Блоку было 16 лет, он безумно влюбился. Позже он называл её «Гением первой любви».

Гамлет и Офелия С Любовью Дмитриевной Менделеевой А. Блок познакомился в июне 1898 года. Они участвовали в спектакле по «Гамлету» Шекспира: Гамлет – Блок, Офелия – Менделеева. Кульминация романа – «мистическое лето» 1901 года.

Гамлет и Офелия

  • С Любовью Дмитриевной Менделеевой А. Блок познакомился в июне 1898 года. Они участвовали в спектакле по «Гамлету» Шекспира: Гамлет – Блок, Офелия – Менделеева. Кульминация романа – «мистическое лето» 1901 года.
Роль образов-символов В своих «Записных книжках» А. Блок подчёркивал главенствующую роль символов: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдалённее эти слова от текста».

Роль образов-символов

  • В своих «Записных книжках» А. Блок подчёркивал главенствующую роль символов: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдалённее эти слова от текста».
Словарная работа Символ – это художественный поэтический образ. Лирический сюжет – это развитие чувства, жизнь души лирического героя.

Словарная работа

  • Символ – это художественный поэтический образ.
  • Лирический сюжет – это развитие чувства, жизнь души лирического героя.
«Ветер принёс издалёка…» Ветер принёс издалёка Песни весенней намёк, Где-то светло и глубоко Неба открылся клочок.  *** Робко, темно и глубоко Плакали струны мои. Ветер принёс издалёка Звучные песни твои.

«Ветер принёс издалёка…»

Ветер принёс издалёка

Песни весенней намёк,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

***

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои.

«Предчувствую Тебя…» Предчувствую Тебя, Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя.

«Предчувствую Тебя…»

Предчувствую Тебя, Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

«Мы встречались с тобой на закате…» Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твоё белое платье, Утончённость мечты разлюбив.  *** Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло… Белый стан, голоса панихиды И твоё золотое весло.

«Мы встречались с тобой на закате…»

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твоё белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.

***

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло…

Белый стан, голоса панихиды

И твоё золотое весло.

Рефлексия В чём особенность лирического сюжета цикла? Какие чувства испытывает лирический герой? Меняются ли его представления о Прекрасной Даме? Почему погибает мечта?

Рефлексия

  • В чём особенность лирического сюжета цикла?
  • Какие чувства испытывает лирический герой?
  • Меняются ли его представления о Прекрасной Даме?
  • Почему погибает мечта?
Шаг навстречу реальной жизни Тема Прекрасной Дамы постепенно исчерпывается в лирике А.А. Блока. Это определённый этап в процессе поиска поэтом своего жизненного и поэтического идеала. Это шаг навстречу реальной жизни.

Шаг навстречу реальной жизни

Тема Прекрасной Дамы постепенно исчерпывается в лирике А.А. Блока. Это определённый этап в процессе поиска поэтом своего жизненного и поэтического идеала. Это шаг навстречу реальной жизни.

Домашнее задание Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Блока: «Девушка пела в церковном хоре», «Поэт» и «Незнакомка»

Домашнее задание

Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Блока: «Девушка пела в церковном хоре», «Поэт» и «Незнакомка»

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!