СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Роль Информационного библиотечного центра школы в формировании читательской и информационной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Роль Информационного библиотечного центра школы в формировании читательской и информационной грамотности»

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ   Роль школьной библиотеки в формировании информационной и читательской грамотности Мужикова Ирина Ивановна Зав. библиотекой МБОУ «Гимназия №7»

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ  

Роль школьной библиотеки в формировании информационной и читательской грамотности

Мужикова Ирина Ивановна

Зав. библиотекой МБОУ «Гимназия №7»

Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали соответствующих преобразований деятельности школьных библиотек. В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя и учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». В связи с этим отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек России является изменение их места и роли в учебном процессе по сравнению с традиционным.

Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали соответствующих преобразований деятельности школьных библиотек. В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя и учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». В связи с этим отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек России является изменение их места и роли в учебном процессе по сравнению с традиционным.

 Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: • глобальную конкурентоспособность российского образования; • вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. к 2022 году

Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:

глобальную конкурентоспособность российского образования;

• вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

  • к 2022 году "вернуться в пятерку" стран по навыкам функционального чтения.

ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

А. А. Леонтьев:

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется   «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности  как средства самообразования».

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется

«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности

как средства самообразования».

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Читательская грамотность  – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС . Фактор №1 – это навык чтения

Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС .

Фактор №1 – это навык чтения

Культура чтения - составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати.  (Н.И.Гендина)

Культура чтения -

составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати.

(Н.И.Гендина)

Отличительные черты культуры чтения: целеустремленность систематичность плановость разносторонность

Отличительные черты культуры чтения:

целеустремленность

систематичность

плановость

разносторонность

Культура чтения – часть информационной культуры  Информационно грамотный человек лишь тот, кто способен не только найти информацию, но и понять, переработать ее и представить другим в виде нового конечного продукта.

Культура чтения – часть информационной культуры

Информационно грамотный человек лишь тот, кто способен не только найти информацию, но и понять, переработать ее и представить другим в виде нового конечного продукта.

Виды информации текстовая информация видео графическая звуковая числовая 1,2,3,4…

Виды информации

текстовая

информация

видео

графическая

звуковая

числовая

1,2,3,4…

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

«Информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека: ·

  • осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
  • · выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
  • · найти информацию, соответствующую данной теме;
  • · оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
  • · оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
  • ·  сформировать собственное отношение к этой информации;
  • · представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
  • ·  оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;
  • · доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;
  • ·  осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидов в активных членов общества».

 Развитие информационной грамотности прежде всего должно быть направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию , а не просто на получение какого-то набора сведений.

Развитие информационной грамотности прежде всего должно быть направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию , а не просто на получение какого-то набора сведений.

Исследования ученых показывают, что уровень информационной грамотности сегодняшних учащихся достаточно низкий. Это говорит о том, что сегодня нужны новые подходы к формированию информационной грамотности учащихся. Решение проблем видится: в скоординированной совместной деятельности школьной библиотеки и коллектива школы; во внедрении новых форм и методов работы с книгой и информацией; в разработке новых программ информационной грамотности, которые были бы включены в инвариантную часть учебного плана(возможно создание комплексных программ формирования информационной грамотности и поощрения читателей); в активизации работы по подготовке методических рекомендаций для библиотекарей, ведущих уроки информационной грамотности.

Исследования ученых показывают, что уровень информационной грамотности сегодняшних учащихся достаточно низкий. Это говорит о том, что сегодня нужны новые подходы к формированию информационной грамотности учащихся.

Решение проблем видится:

  • в скоординированной совместной деятельности школьной библиотеки и коллектива школы;
  • во внедрении новых форм и методов работы с книгой и информацией;
  • в разработке новых программ информационной грамотности, которые были бы включены в инвариантную часть учебного плана(возможно создание комплексных программ формирования информационной грамотности и поощрения читателей);
  • в активизации работы по подготовке методических рекомендаций для библиотекарей, ведущих уроки информационной грамотности.
Основные компоненты информационной грамотности Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно); Оценка информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно); Использование информации (пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание); Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов; Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.

Основные компоненты информационной грамотности

  • Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно);
  • Оценка информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно);
  • Использование информации (пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание);
  • Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов;
  • Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.
Как сформировать информационную грамотность школьника?    Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать.

Как сформировать информационную грамотность школьника?

Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать.

Показатели информационной грамотности: Умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно выражать свою информационную потребность; Знание информационных ресурсов; Умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием ИКТ; Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт; Время и продуктивность информационной деятельности .

Показатели информационной грамотности:

Умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно выражать свою информационную потребность;

Знание информационных ресурсов;

Умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием ИКТ;

Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт;

Время и продуктивность информационной деятельности .

Составные части информационной грамотности: Осознание информационной потребности Навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения ) Умение оценивать ресурсы; умение оценить источник информации; умение включить полученное знание в собственную базу данных; навыки обмена полученной информацией.

Составные части информационной грамотности:

Осознание информационной потребности

Навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения )

Умение оценивать ресурсы; умение оценить источник информации; умение включить полученное знание в собственную базу данных; навыки обмена полученной информацией.

Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности: при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности:

  • при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.
Формы работы школьной библиотеки: Уроки библиотечно – библиографической грамотности Уроки информационной культуры Беседы, обзоры Громкие чтения, обсуждения книг Урок - утренник Проектная деятельность Литературные гостиные Экскурсии, игры, викторины

Формы работы школьной библиотеки:

Уроки библиотечно – библиографической грамотности

Уроки информационной культуры

Беседы, обзоры

Громкие чтения, обсуждения книг

Урок - утренник

Проектная деятельность

Литературные гостиные

Экскурсии, игры, викторины

 Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!