ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Роль школьной библиотеки в формировании информационной и читательской грамотности
Мужикова Ирина Ивановна
Зав. библиотекой МБОУ «Гимназия №7»
Модернизация современной школы, создание и развитие единого информационного пространства страны потребовали соответствующих преобразований деятельности школьных библиотек. В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя и учащихся, и особое внимание уделяется их развитию. На смену принципу «образование на всю жизнь» пришёл принцип «образование в течение всей жизни». В связи с этим отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек России является изменение их места и роли в учебном процессе по сравнению с традиционным.
Из Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
• глобальную конкурентоспособность российского образования;
• вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
- к 2022 году "вернуться в пятерку" стран по навыкам функционального чтения.
ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
А. А. Леонтьев:
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется
«…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности
как средства самообразования».
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС .
Фактор №1 – это навык чтения
Культура чтения -
составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати.
(Н.И.Гендина)
Отличительные черты культуры чтения:
целеустремленность
систематичность
плановость
разносторонность
Культура чтения – часть информационной культуры
Информационно грамотный человек лишь тот, кто способен не только найти информацию, но и понять, переработать ее и представить другим в виде нового конечного продукта.
Виды информации
текстовая
информация
видео
графическая
звуковая
числовая
1,2,3,4…
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.
«Информационная грамотность – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека: ·
- осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;
- · выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;
- · найти информацию, соответствующую данной теме;
- · оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;
- · оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;
- · сформировать собственное отношение к этой информации;
- · представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;
- · оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;
- · доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;
- · осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека. Это инструмент для превращения индивидов в активных членов общества».
Развитие информационной грамотности прежде всего должно быть направлено на умение обдумывать, интерпретировать и применять информацию , а не просто на получение какого-то набора сведений.
Исследования ученых показывают, что уровень информационной грамотности сегодняшних учащихся достаточно низкий. Это говорит о том, что сегодня нужны новые подходы к формированию информационной грамотности учащихся.
Решение проблем видится:
- в скоординированной совместной деятельности школьной библиотеки и коллектива школы;
- во внедрении новых форм и методов работы с книгой и информацией;
- в разработке новых программ информационной грамотности, которые были бы включены в инвариантную часть учебного плана(возможно создание комплексных программ формирования информационной грамотности и поощрения читателей);
- в активизации работы по подготовке методических рекомендаций для библиотекарей, ведущих уроки информационной грамотности.
Основные компоненты информационной грамотности
- Получение информации (пользователь отбирает информацию рационально и эффективно);
- Оценка информации (пользователь оценивает информацию критически и компетентно);
- Использование информации (пользователь находит новые пути передачи, представления и использования информации, осваивает информацию как собственное знание);
- Применение полученной информации, освоение ее как собственного знания, подготовка информационных продуктов;
- Передача и использование информации в соответствии с законами об интеллектуальной собственности, правилами легального использования информации и этическими нормами.
Как сформировать информационную грамотность школьника?
Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно- методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать.
Показатели информационной грамотности:
Умение формулировать информационный запрос, то есть адекватно словесно выражать свою информационную потребность;
Знание информационных ресурсов;
Умение вести поиск как в традиционном, так и в автоматизированном режиме, с использованием ИКТ;
Умение осуществлять анализ и синтез информации и на этой основе создавать новый, свой собственный информационный продукт;
Время и продуктивность информационной деятельности .
Составные части информационной грамотности:
Осознание информационной потребности
Навыки поиска необходимой информации (ресурсов и источников чтения )
Умение оценивать ресурсы; умение оценить источник информации; умение включить полученное знание в собственную базу данных; навыки обмена полученной информацией.
Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности:
- при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.
Формы работы школьной библиотеки:
Уроки библиотечно – библиографической грамотности
Уроки информационной культуры
Беседы, обзоры
Громкие чтения, обсуждения книг
Урок - утренник
Проектная деятельность
Литературные гостиные
Экскурсии, игры, викторины
Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной грамотности подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!