ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРАДИЦИЯМИ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСКОГО ПРАЗДНИКА СВЕТЛОЙ ПАСХИ.
Автор: учитель начальных классов
Гнеушева Татьяна Александровна
МБОУ СОШ №3, го. Реутов
Балашихинская епархия
Московская митрополия
2022 г
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня школа объединяет в себе учащихся разных наций. В одном классе мы встретим представителей как русской, так и украинской, белорусской, чеченской, армянской, таджикской, азербайджанской и других национальностей. И как никогда остро стоит перед учителем проблема развития межнациональной толерантности, принципов терпимости.
Исходя из определения, мы понимаем под межнациональной толерантностью – терпимое отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпции национальной невиновности». К сожалению, дух нетерпимости к иной внешности, проявляется в отношениях детей. Не редко дети в ссоре стремятся унизительно обозвать по национальности ребенка, дразнить, задирать, отказываться играть вместе, брать за руку в хороводе или игре, сторонятся в общении. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно -терпимого отношения друг к другу.
Толерантность – это…….
Исходя из определения, мы понимаем под межнациональной толерантностью – терпимое отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей, относиться к любому человеку с позиции «презумпций национальной невиновности».
Одним из действенных средств развития межнациональной толератности в детском коллективе является участие в познавательно-творческом проекте, который основывается на общечеловеческих ценностях, понятных различным культурам. Именно в совместной деятельности и творчестве создается благоприятная среда для воспитание в детях доброты, чуткости, понимания другого человека. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей уходит своими корнями в глубинные истоки человеческой культуры. Необычайно глубоки, познавательны, красочны, символичны, наглядны традиции православного праздника Пасхи. Все семьи наших учащихся принимают участие в праздновании, хотя и являются представителями различных национальностей. Это и определило выбор темы нашего проекта.
К сожалению, дух нетерпимости к иной внешности, проявляется в отношениях детей. Не редко дети в ссоре стремятся унизительно обозвать по национальности ребенка, дразнить, задирать, отказываться играть вместе, брать за руку в хороводе или игре, сторонятся в общении.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благоже-лательно -терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни.
Полноценная, зрелая, общая толерантность складывается из четырех таких базовых компонентов- личной, культурной, религиозной и политической толерантности. На этапе взросления маленьких людей важно научить их не равнодушному созерцанию друг другу, а стремлению к пониманию, общению и участию в проблемах друг друга.
Одним из действенных средств развития межнациональной толератности в детском коллективе является участие в познавательно-творческом проекте, который основывается на общечеловеческих ценностях, понятных различным культурам. Именно в совместной деятельности и творчестве создается благоприятная среда для воспитание в детях доброты, чуткости, понимания другого человека.
Традиция воспитания общечеловеческих ценностей уходит своими корнями в глубинные истоки человеческой культуры. Необычайно глубоки, познавательны, красочны, символичны, наглядны традиции православного праздника Пасхи. Все семьи наших учащихся принимают участие в праздновании, хотя и являются представителями различных национальностей. Это и определило выбор темы нашего проекта.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Психологический климат в детском коллективе станет значимо благоприятнее, если создавать условия для развития межнациональной толерантности в рамках педагогических проектов для учащихся (на примере интерактивного ознакомления с традициями православной Пасхи).
Предмет исследования : процесс развития межнациональной толерантности учащихся.
Объект : детский коллектив.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель:
Создать условия для развития межнациональной толерантности учащихся класса посредством интерактивной модели ознакомления с традициями празднования православного праздника Светлой Пасхи.
Задачи:
1. Пробудить познавательный интерес учащихся класса разных национальностей и верований к выявлению общечеловеческих нравственных ценностей в идеалогии православного праздника Светлой Пасхи.
2. Создать условия для развития у учащихся межнациональной толерантности, что делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
3. Ознакомить учащихся с истоками традиций православной русской культуры через организацию различных видов продуктивной деятельности к празднованию Пасхи.
Тип проекта : творческий, игровой.
Принцип построения : интерактивный.
Продолжительность: цикличный (один раз в четыре года), краткосрочный февраль-апрель
Материал и техническое оборудование : художественный, иллюстрированный, игровой материал, компьютер, проектор.
Участники проекта: учащиеся, родители, педагог.
Направления реализации проекта: совместная деятельность педагогов и детей; взаимодействие с родителями.
Этапы проекта:
1 этап (01.02.-25.03.) подготовительный .
Теоретически-консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
Подготовительный:
составление плана проекта, сбор материалов, отбор содержания актуальной для данной детской аудитории;
создание презентации,
поиск материалов для продуктивной деятельности: поделок, раскрашек, рисунков, открыток;
изготовление пособий, атрибутов, декораций,
подбор иллюстрированного материала, художественной литературы, фольклора по данной теме, аудиозаписей, мультимедиа,.
Анализирующий: выяснение уровня развития межнациональной толерантности и сформированности представлений о празднике Пасха.
2 этап (26.03-20.04.) основной.
Ознакомительно-формирующий: циклы занятий и бесед в различных образовательных областях по данной теме;
разучивание игр и песенок, изготовление открыток, поделок, раскрашек; видео- и фотоинформирование родителей о ходе работы;
организация и консультирование родителей по экземплярам необходимым детям для участие в электронной версии журнала «Пасхальное яйцо. Росписи и украшения».
Деятельность в рамках проекта:
Чтение художественной литературы:
А.Майков «Христос Воскрес!», П.Бунаков «Христос Воскрес!»
Познание:
Беседа на тему «Что такое Пасха?»
Беседа на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»
Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке», «Почему мы красим яйца?»
Досуговое мероприятие «Светлый праздник Пасха»
Коммуникация:
рассматривание картины: И.Левитан «Весна», С.Ю. Жуковский «Пасхальный натюрморт», Н.П. Богданов -Бельский «Пасхальный стол», Н.А. Кошелев «Дети, катающие пасхальные яйца», Б.М. Кустодеев «Пасхальное утро».
Художественное творчество:
представление знаний на тему «Украшение пасхального яйца»;
роспись раскрашек пасхального яйца; изготовление праздничных открыток;
творческая мастерская по изготовление поделок в мини-музей;
создание журнала в электронном виде «Пасхальное яйцо. Росписи и украшения»
Музыка: слушание аудиозаписей песни «Праздник Воскресенья», праздничного колокольного звона.
Социализация: сюжетно-ролевые игры с правилами, театрализованные игры, пасхальные игры: «Битки», «Катись. Катись яичко», «Покрути яйцо”
Игры-хороводы: «Солнышко -ведрышко», «Ты по кругу пойди, себе друга найди»
Формы работы с родителями: беседы («Пасха -праздник обновления и единения», «Красим яйца с детьми»); консультирование по созданию фото и текста к электронному журналу «Пасхальное яйцо. Росписи и украшения» и поделок для классного мини-музея «Пасхальное чудо» и для муниципального конкурса «Пасхальный подарок».
3 этап – (21.04-20.05) заключительный. Участие в ежегодном муниципальном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Пасхальный подарок»
Ожидаемые результаты:
1. Создание благоприятного климата в детском коллективе для развития межнациональной толерантности; сплочение учащихся разных национальностей в единый дружный коллектив, проявляющийся в интересе, участии и активности на всех этапах реализации проекта;
2. Конкретизировать и углубить знания учащихся разных национальностей о традициях празднования православной Пасхи.
3. Получение глубокого эмоционального отклика со стороны учащихся, что позволит внести вклад в дело развития межнациональной толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. Дети различных национальностей увидят общность человеческих ценностей, станут более доброжелательны, терпимы, миролюбивы.
4. Оформление мини-музея пасхальных поделок «Пасхальное чудо».
5. Создание электронной версии детского журнала «Пасхальное яйцо. Роспись и украшение»
6. Участие в муниципальном конкурсе «Пасхальный подарок» (организаторы Музейно-выставочный центр и Троицкий храм г. Реутов)
Практическая значимость проекта состоит в том, что воспитание межнациональной толерантности у учащихся школы через совместную познавательно-творческую деятельность на основе ознакомления с общечеловеческими ценностями православного праздника Светлой Пасхи является одной из действенных форм.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
возможность дальнейшего расширение территории и контингента участников достаточна высока. Учителям, организаторам воспитательной работы будет полезен опыт решения межнационального вопроса в данном педагогическом проекте. Безусловно, существует и безграничный простор в развитии содержания , художественной и творческой части представленной работы. Логичным продолжением темы проекта стали бы работы «Веточка вербы», «Пасхальный стол», «Пасха в разных странах мира», «Детские образы в картинах русских художников о Празднике Пасхи».
К проекту прилагаются презентации :
1) Досуговое мероприятие «Светлый праздник Пасха»
2) Журнал «Пасхальное яйцо. Роспись и украшение»
3) Результаты участия в муниципальном конкурсе
«Пасхальный подарок» и мини-музей «Пасхальное чудо»
Благодарю за внимание!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Низова Г.Ю. Наши праздники. – Макариев-Решемского мужского монастыря. – 2001. – 284 с.
2. Бородина А.В. Основы Православной Культуры. – М.: Православная педагогика, 2003. – 221 с.
3. Праздники в воскресной школе // Музыкальные пьесы. – М.: Издание храма св. вмч. Димитрия Солунского (г.Руза) совместно с Православным братством во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 2000. – 118 с.
4. Божий мир. - №3. – 2000. – 32 с.
5. Зорька. Детский иллюстрированный журнал воскресной и церковно-приходской школ храма Всех Святых, что в Красном Селе. - №3. – 1998.
6. Газета «Воскресная школа». - №1 - №23. – 1997.
7. Журнал «Мотылёк». Приложение к детскому иллюстрированному журналу «Зорька» - №2.
8. Пасхальные хлопоты. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег». – 2001.