Просмотр содержимого документа
«Презентация. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.»
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
МИШИНА И.А.,
кафедра методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права
АПК и ППРО, г. Москва
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИДЕОЛОГИЯ НЕОЛИБЕРАЛИЗМА
- общемировая тенденция к ослаблению и даже распаду государств (сегодня 150 государств «беременно» распадом, по мнению политологов, в ближайшие десятилетия в мире может возникнуть до 800 новых государств);
- новый космополитизм;
- сужение сферы гражданско-правовых отношений)
СИТУАЦИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУ-РАЛИЗМА
- нарастание миграционных потоков и проблема интеграции мигрантов;
- приоритет культурных форм самоопределения в ущерб правовым;
- параллельное существование разных правовых систем;
- ренессанс традиционных форм идентичности в условиях формирования многополярного мира
МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ
- 1960-1980-е годы – миграция с целью повышения социального и личностного статуса
- 1990-е годы – трудовая миграция и беженцы
- 2000-е годы – трудовая и экономическая миграция, создающая ситуацию мультикультурализма
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИГРАНТАМИ
- «Плавильный котёл»: гражданско-политическая идентичность
- Модель культурной относительности: национально-политическая идентичность
- «Концерт» («салатница»): цивилизационно-культурная идентичность
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИГРАНТАМИ
- Ассимиляция (полное культурное поглощение с утратой прежней идентичности)
- Адаптация (приспособление к новой среде при сохранении прежней идентичности)
- Интеграция (растворение в культурной среде при фактической вненаходимости)
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ:
- сосуществование в одном социокультурном пространстве представителей этнических сообществ, никогда не соприкасавшихся в историческом прошлом и потому не успевших за короткий срок выработать непротиворечивые формы взаимодействия как между собой, так и с автохтонным населением.
- - семейно-родственная (родо-племенная);
- - семейно-родственная (родо-племенная);
- - гендерная; - локально-региональная; - сословно-корпоративная; - этно-культурная; - религиозно-культурная; - гражданско-государственная;
- - гендерная;
- - локально-региональная;
- - сословно-корпоративная;
- - этно-культурная;
- - религиозно-культурная;
- - гражданско-государственная;
- - гражданско-правовая;
- - гражданско-правовая;
- - личностная; - социально-профессиональная; - идеологическая; - цивилизационно-культурная; - общечеловеческая (планетарная)
- - личностная;
- - социально-профессиональная;
- - идеологическая;
- - цивилизационно-культурная;
- - общечеловеческая (планетарная)
ФОРМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Представьте себе, что Вы – владелец небольшого гостиничного дома в курортном городке, предоставляющий 8 семейных номеров-блоков приезжим отдыхающим. На момент открытия у Вас в холле собралось 15 семей-претендентов. Вам же нужно заселить имеющиеся 8 номеров. Среди кандидатов представлены следующие группы:
- семья пенсионеров из Израиля;
- мужчинам – представителям секс-меньшинства;
- семья студентов из Ростова-на-Дону с ребёнком, один из супругов – гражданин Нигерии;
- семья, которые являются членами общины «Свидетелей Иеговы»;
- семья с детьми-инвалидами детства;
- цыган-кузнец с женой из-под Ставрополя;
- семья из кочевого калмыцкого стана овцеводов;
- семья чеченского водителя грузовика из Ачхой-Мартана;
- семья грузинского милиционера из Панкисского ущелья;
- три таджикских строителя, работающие в соседнем городе;
- семья представителей украинской интеллигенции из-под Киева;
- группа парней и девушек из Самары, живущих коммуной;
- семья муллы из Казани;
- группа скинхэдов из Санкт-Петербурга;
- семья чернокожих христианских миссионеров из США.
Кто из них попадёт в ваш гостиничный дом?
МНОГОУРОВНЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
«ТИНЭЙДЖЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»: НОВЫЙ СТАТУС ДЕТСТВА
- Детско-юношеский период жизни человека воспринимается в его самоценности и самозначимости.
- Смена межпоколенной вертикали на внутрипоколенную горизонталь как доминирующее направление социализации подростков и молодёжи.
- Ослабление авторитета старших и их воспитательного потенциала, неспособность управлять многими процессами в детско-юношеской среде.
- Развитие тинэйджерского самосознания: осознание себя субъектами права, стремление детей и подростков к свободе и независимости от взрослых.
- Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения. Форма социализации тинэйджеров – молодёжная тусовка, «внутренняя эмиграция» – Интернет.
- Усиление дезадаптации и дезинтеграции подрастающего поколения в социуме, противопоставление его интересов интересам других слоёв общества.
Мид Маргарет. Культура и мир детства. М.: Наука, 1998, с. 361.
- «…во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно нов, он глобален и всеобщ».
ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
- СУЩНОСТЬ: нарушение приспособляемости человека к миру
- ПРИЧИНА: сознание не успевает адаптироваться к стремительно изменяющемуся миру при помощи традиционных способов – передачи опыта из поколения в поколение
- ПРОЯВЛЕНИЯ
- отрыв человека от своих культурных корней, кризис самоидентификации личности и социальных групп, морально-нравственный упадок
- вытеснение реальных образов, жизненных смыслов, ценностей и нравственных абсолютов псевдоценностями
- погружение человека в мир искусственного (техномир) и в мир виртуальных образов
- манипулирование сознанием человека при помощи различных способов и техник воздействия
- психологическая незащищённость человека, его подверженность стрессам, наркомании, пьянству, суицидальным настроениям
ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКРАННО-КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ
- фрагментарность и мозаичность картины мира;
- пониженная способность к анализу, к поиску смысла;
- некритичность восприятия, неспособность к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, к репродукции;
- лёгкость манипулирования сознанием;
- неразвитость чувственной сферы, неуважение этических и эстетических норм;
- склонность к простым решениям, к устранению проблем «кнопочным стилем»;
- агрессивность, «пофигизм», склонность к употреблению наркотиков и алкоголизму;
- ослабление способности к эмпатии, отсутствие развитого чувства ответственности
«ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ
- Из школьных сочинений. "Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Мужчины одевались в галоши, телогрейку, лёгкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины в кофту, перчатки, шарф на голову, чтоб голова не была видна, и тоже в галоши."
- "В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там они встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежал мёртвый Ленин и людям нравилось его целовать". Ещё детям известно, что "великий писатель" В.И.Ульянов не выговаривал букву "р", "основал бывший город Ленинград", "лично расстрелял царскую семью, за что и был отравлен Сталиным". Теперь он "памятник на площади", а "тело его лежит в КрЫмле. Это территория России".
«ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ
- Сталин "главный в стране после Ленина". Власть он "захватил" коварно "отравив бывшего президента грибами". "Он закончил Первую мировую войну и выиграл вторую". При этом "лично вёл солдат в атаку, а вернувшись правил дальше" и "для развлечения расстреливал людей".
- "Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Придя домой сразу ложились спать, потому что сильно уставали за 18 часов. Сны люди не смотрели".
- "Продукты в СССР были некачественными. За колбасой были 20 километровые очереди, а колбаса одной фабрики иногда была даже зелёной. Телевизоров у людей небыло".
«ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ
Лиза Л., 1 кл.:
Самое главное событие в России - это когда война наступила. Тогда произошло много чего важного. Фашисты, например, очень близко подошли к России, окружили ее и стали бомбить из танков. Потом все наладилось, правда, я пока еще не знаю как. Из всех президентов у нас было три хороших - Иван Грозный, Ленин и Владимир Владимирович Путин. Иван Грозный очень хорошо страной владел. При нем ничего плохого не было. Он обязательно предупреждал, когда война начиналась, и все люди успевали спрятаться в метро. Там и ночевали, ели хлебушек с водой, другую пищу. Ленин тоже был хороший. Он постановил, чтобы людям на всей Земле в башмачки клали разные подарочки – маленькие игрушки, брелоки и самолетики. С тех пор так и бывает. А Владимир Владимирович Путин - очень хороший президент. Он защищает Россию от немцев. Путин живет в Кремле и все время смотрит вдаль. Если где-нибудь далеко-далеко появится танк, Путин тут же предупреждает своих бойцов. Бойцы прощаются с мамами и уходят на фронт.
«ПЕРЛЫ» КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ
- Александр Ч, 7 кл.: Самое важное событие в нашей истории - битва с Наполеоном. Русские победили из-за своей многочисленности, а французов погубила самоуверенность и полное незнание погодных сводок.
- Настя Н., 7 кл.: В целом мы должны доверять учебникам истории. Ведь они написаны людьми, которые участвовали в каких-то событиях. Например, когда Иван Грозный убивал своего сына, рядом оказался какой-то человек с блокнотом, который записывал все движения, поэтому мы знаем об этом факте. Конечно, возможно, в записи что-то приукрашено, но ведь даже в любой сказке есть доля правды!
- Не могу сказать, когда русскому народу хорошо жилось. Ленин считал, что государство - это аппарат для систематического применения насилия. А Сталин думал, что человек живет для того, чтобы им управлять. Он от людей все время чего-то требовал - то под танки ложиться, то голодать, то убивать.
ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ:
- ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
- Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами (18)
- Любовь к родной земле, её природе, просторам (1)
- Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, образованию и самообразованию как его фундаментальной основы (17)
- Стремление сделать жизнь в стране более безопасной, благополучной, социально и политически комфортной для граждан, сотрудничество друг с другом в этом направлении (12)
- Понимание гражданской ответственности за судьбу страны в настоящем и будущем, за перспективы становления гражданского общества в РФ (5)
- Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (3)
ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ
- Любовь к родной земле, её природе, просторам (2)
- Готовность к каждодневному упорному труду по обеспечению благополучия своей семьи и ближайшего окружения, страны (12)
- Гордость за достижения страны в прошлом и настоящем, восприятие своей страны как лучшей в мире (6)
- Уважение к памяти предков, к их достижениям и заслугам (8)
- Понимание гражданской ответственности за судьбу страны, за перспективы становления гражданского общества в РФ
- Готовность к риску, подвигу и самопожертвованию во имя родины, ориентир на военно-героический опыт прошлого как на наиболее значимый для страны (11)
МОЛОДЁЖЬ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
- Толерантное отношение к соотечественникам иной этно-конфессиональной принадлежности
- Переживание неудач и тёмных страниц истории страны как собственных, стремление не допустить их в будущем
- Неприятие мигрантов, стремление отстаивать интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
- Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
- Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
- Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ: ПОСЛЕДНИЕ СТРОКИ РЕЙТИНГА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
- Стремление к обеспечению собственной экономической независимости, к росту профессионализма, непрерывному образованию и самообразованию
- Возможность самореализации личности в современных российских реалиях, её конкурентоспособность внутри страны и за её пределами
- Неприятие мигрантов, стремление отстаивать, прежде всего, интересы собственных граждан в условиях глобализации и роста миграционных процессов
- Представление о стране как об осаждённой крепости, окружённой со всех сторон врагами, стремление разоблачать и предупреждать все происки врагов
- Поддержка деятельности организаций, направляющих патриотическую работу в русло экстремистского содержания и военизированных форм воплощения
- Противодействие росту агрессивности, фанатизма, экстремистских настроений, создающим нетолерантную среду и угрозу существованию единого государства
ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА
- является не самым актуальным в условиях информационной революции и процессов становления глобального информационного сообщества XXI века, участия России в них как мировой державы;
- оказывается недостижимым для подавляющего большинства населения в повседневной жизни в силу экстремальности требований к обычному рядовому гражданину;
- снижает значимость «негероического», но ответственного поведения человека, добросовестно выполняющего десятки своих социальных ролей;
- приводит к отсутствию позитивного героя и позитивного патриотического примера «на каждый день», в самых разнообразных, а не только военных условиях жизни социума;
ПАТРИОТИЗМ ВОЕННО-ГЕРОИЧЕСКОГО ТИПА
- содержит риск активизации деятельности организаций, направляющих патриотическую деятельность в русло экстремистского содержания и приоритета военизированных форм;
- далеко не всегда позитивно оценивается народами России, в исторической памяти которых военные сюжеты нередко ассоциируются с насильственными формами присоединения их территорий к России или с депортациями;
- способствует формированию менталитета, соответствующего жизни в осаждённой крепости, окружённой врагами, а в конечном итоге – к сознанию репрессивного типа, в основе которого лежит чувство страха и повышенной тревожности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
«Делай, что должно, а там будь что будет!»
- (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.
- (Пьер де Байяр, «рыцарь без страха и упрёка», «последний рыцарь Европы», хозяин замка Байярд, Франция, XVI век.