МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 29»
Правописание не с деепричастиями
Выполнила: Шахова Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Светофор
(Не) чувствовал усталости; (не) печь кормит, а руки; мне (не)здоровится; (не)распустившееся растение; (не) лёгкая, а трудная задача; вовсе (не) интересная книга; (не)ряшливый человек; сказал (не)правду; работа (не) закончена, никем (не) нарушаемая тишина
Найдите деепричастие
1. Посадившие, запомнивший, думающий.
2. Посадить, запомнить, думать.
3. Посадив, запомнив, думая
Тест
I . Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает: 1. Признак предмета по действию 2. Признак предмета 3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом 4. Действие предмета II . Найдите словосочетание с деепричастием: 1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт
3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
III . Найдите неверное утверждение
1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.
2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола
IV . Деепричастный оборот – это…
1. Одиночное деепричастие
2. Деепричастие с частицей НЕ
3. Деепричастие с зависимыми от него словами
4. Два деепричастия
V . Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.
1. Сказуемым 2. Определением 3. Дополнением 4. Обстоятельством
VI . Выберите предложения с деепричастным оборотом. Выделите его в предложении.
1. Ребятишки прыгали, любуясь на ёлку. 2. Ребятишки прыгали и любовались
Критерии для оценки
Тест «Деепричастие»
«5» – без ошибок
«4» – 2 ошибки
«3» – 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
Третий лишний
1. Не расцвёл, не шёл, недоумевать.
2. Недомогать, не приближаться, не привыкать.
3. Не сказав, не говоря, негодуя.
Алгоритм
1. Определить часть речи.
2. Проверить - употребляется слово без не.
3. Да - пишем раздельно.
Нет – пишем слитно.
Физкультминутка
- По швам руки ОПУСКАЯ,
- Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
- Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
- Затем вправо ПРОГИБАЯ,
- Головою ПОМОТАВ,
- ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...
- ОТДОХНУВ немного дружно,
- Скажем: "Поработать нужно!"
Самостоятельная работа
- Не затихая ни на минуту, бились волны о берег.
- Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника.
- Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем.
- Мы шли по тропинке, не встречая никого на пути.
5. Медсестра, негодуя, вбежала в палату.
Критерии для оценки
Самостоятельная работа
«5» - 0 ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
День – ночь ( физкультминутка )
На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек.,
на слово «день» – открыть глаза на 5 сек.
Повторить 5–8 раз.
Памятка
1-я группа. Человек и природа.
2-я группа. Поведение в классе.
Критерии для оценки
- Пункты памятки соответствуют теме.
- Предложения построены грамотно, без речевых и грамматических ошибок.
- Группа использовала в своей работе разные части речи с не, правильно их записав в тетради .
Рефлексия
- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?
Домашнее задание (на выбор)
1. П. 30, упр. 194. Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.
2. Составьте связный текст на тему «Зима», используя не с деепричастиями, причастиями, прилагательными, существительными и глаголами или отдельные предложения на эту же тему.