СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Владиславовская общеобразовательная школа»    Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных   Выполнила работу  Пономарёва Анастасия Васильевна, учитель русского языка и литературы, 1-ой квалификационной категории 2018 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Владиславовская общеобразовательная школа»

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Выполнила работу

Пономарёва Анастасия Васильевна,

учитель русского языка и литературы,

1-ой квалификационной категории

2018 г.

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно – покой и простор! – Листья поблёкнуть еще не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. («Железная дорога») Н.А.Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор! –

Листья поблёкнуть еще не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

(«Железная дорога»)

Н.А.Некрасов

Орфографический практикум  Пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.

Орфографический практикум

Пусты…ая местность, нефтя…ая скважина, соломе…ое чучело, стекля…ая посуда, заплетё…ый, кол…щий, стро…щийся, слыш…вший, увид…вший, уважа…мый, вид…мый, сушё…ые грибы.

В предложении «Целый день я скитался по густому лесу и  наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку.»   найдите причастный оборот с определяемым  словом и запишите его, поставив определяемое  слово в И. п. перед причастным оборотом.
  • В предложении

«Целый день я скитался по густому лесу и

наконец увидел протоптанную в ягодниках и мхах тропинку.»

найдите причастный оборот с определяемым

словом и запишите его, поставив определяемое

слово в И. п. перед причастным оборотом.

2. Найдите в предложении  глагол в инфинитиве «Ему хотелось вести себя настойчивее.» ,  поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч. Запишите . 3. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения «Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места.» Запишите.

2. Найдите в предложении глагол в инфинитиве

«Ему хотелось вести себя настойчивее.» ,

поставьте слово в форму прошедшего времени, ж.р., ед. ч. Запишите .

3. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом, из предложения

«Он с трудом продвигался к полю, изучая всё новые и новые места.»

Запишите.

4. Прочитайте предложение «Далеко за деревней находилось болото,  которое обходили стороной даже местные старожилы.» ,  найдите подлежащее в первой части сложного предложения и запишите это слово в форме В.п. ед.ч. с предлогом через .

4. Прочитайте предложение

«Далеко за деревней находилось болото,

которое обходили стороной даже местные старожилы.» ,

найдите подлежащее в первой части сложного

предложения и запишите это слово в форме В.п.

ед.ч. с предлогом через .

«Тропинка,  протоптанная в ягодниках и мхах, вела к полю через   болото . »
  • «Тропинка,

протоптанная в ягодниках и мхах,

вела

к полю

через болото . »

Образуйте от причастия краткую форму протоптанная протоптанна ____

Образуйте от причастия краткую форму

протоптанная

протоптанна

____

ТЕМА УРОКА Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

ТЕМА УРОКА

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

Алгоритм написания н – нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных  1. Определи, образовано ли это слово от глагола  Да Нет  -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин- 2. Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-) Нет Есть  Вывод : пиши нн   3. Установи, от глагола какого  вида образовано слово  совершенного вида  несовершенного вида  Вывод : пиши нн

Алгоритм написания н – нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1. Определи, образовано ли это слово от глагола

Да Нет

-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-

2. Определи, есть ли у слова приставка (кроме не-)

Нет Есть

Вывод : пиши нн

3. Установи, от глагола какого

вида образовано слово

совершенного вида

несовершенного вида

Вывод : пиши нн

Алгоритм написания Н и НН  несовершенного вида 4. Проверь, оканчивается ли слово на - ованный , - ёванный (кроме кованый, жёваный)  Нет Да  Вывод : пиши нн 5. Определи, есть ли у данного слова зависимое слово  Нет Да  Вывод : пиши н (жареный картофель) Вывод : пиши нн (жаренный в масле картофель)

Алгоритм написания Н и НН

несовершенного вида

4. Проверь, оканчивается ли

слово на - ованный , - ёванный

(кроме кованый, жёваный)

Нет Да

Вывод : пиши нн

5. Определи, есть ли у данного

слова зависимое слово

Нет Да

Вывод : пиши н

(жареный картофель)

Вывод : пиши нн

(жаренный в масле картофель)

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов. Поджаре…ое мясо, копчё…ая рыба, варе…ый в кастрюле картофель, гружё…ая машина, связа…ое одеяло, кипячё…ая вода.

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Поджаре…ое мясо,

копчё…ая рыба,

варе…ый в кастрюле картофель,

гружё…ая машина,

связа…ое одеяло,

кипячё…ая вода.

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов. Поджаренное мясо, копчёная рыба, варенный в кастрюле картофель, гружёная машина, связанное одеяло, кипячёная вода.

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

Поджаренное мясо,

копчёная рыба,

варенный в кастрюле картофель,

гружёная машина,

связанное одеяло,

кипячёная вода.

1. Закалё…ый боец – 2. Неписа…ая истина – 3. Копчё…ая колбаса – 4. Свежемороже…ая рыба – 5. Плетё…ая корзина – 6. Гружё…ый арбузами вагон – 7. Написа…ое письмо – 8. Стриже…ая липовая аллея – 9. Лакирова…ые столы – 10. Нежда…ый гость –

1. Закалё…ый боец –

2. Неписа…ая истина –

3. Копчё…ая колбаса –

4. Свежемороже…ая рыба –

5. Плетё…ая корзина –

6. Гружё…ый арбузами вагон –

7. Написа…ое письмо –

8. Стриже…ая липовая аллея –

9. Лакирова…ые столы –

10. Нежда…ый гость –

1. Закалё нн ый боец – 2 2. Неписа н ая истина – 1 3. Копчё н ая колбаса – 1 4. Свежемороже н ая рыба – 1 5. Плетё н ая корзина – 1 6. Гружё нн ый арбузами вагон – 2 7. Написа нн ое письмо – 2 8. Стриже н ая липовая аллея – 1 9. Лакирова нн ые столы – 2 10. Нежда нн ый гость – 2 Критерии оценивания:  «5» - 1 ош., «4» - 2-3 ош., «3» - 4-6 ош., «2» - больше 6 ош.

1. Закалё нн ый боец – 2

2. Неписа н ая истина – 1

3. Копчё н ая колбаса – 1

4. Свежемороже н ая рыба – 1

5. Плетё н ая корзина – 1

6. Гружё нн ый арбузами вагон – 2

7. Написа нн ое письмо – 2

8. Стриже н ая липовая аллея – 1

9. Лакирова нн ые столы – 2

10. Нежда нн ый гость – 2

Критерии оценивания: «5» - 1 ош., «4» - 2-3 ош., «3» - 4-6 ош., «2» - больше 6 ош.

1 группа Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН. 2 группа 3 группа Кошеные травы, Сравните морфемный состав выделенных слов. 4 группа Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.  купленный товар, Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН. Кошеные травы – скошенные травы, Тканый ковёр – тканный мастером ковёр, Утрамбованная дорога, мощёная улица – вымощенная улица, решённая задача, квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, замаскированный дом, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки. глаженая рубашка, сказанное слово. тканый ковёр – вытканный платок, резаный арбуз – разрезанный арбуз. вязаный шарф, газированная вода.

1 группа

Определить вид выделенных слов, объяснить написание Н-НН.

2 группа

3 группа

Кошеные травы,

Сравните морфемный состав выделенных слов.

4 группа

Чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний второго столбика? Объяснить написание Н-НН.

купленный товар,

Выделить суффиксы, объяснить написание Н-НН.

Кошеные травы – скошенные травы,

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр,

Утрамбованная дорога,

мощёная улица – вымощенная улица,

решённая задача,

квашеная капуста – квашенная на зиму капуста,

замаскированный дом,

гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки.

глаженая рубашка, сказанное слово.

тканый ковёр – вытканный платок,

резаный арбуз – разрезанный арбуз.

вязаный шарф,

газированная вода.

Итог урока Сегодня я узнал(а)… Самым интересным на уроке для меня было… Для меня оказалось трудным и сложным… Я был(а) бы рад(а)… Я научился(лась)… Теперь я могу… Я выполнял(а) задания…
  • Итог урока
  • Сегодня я узнал(а)…
  • Самым интересным на уроке для меня было…
  • Для меня оказалось трудным и сложным…
  • Я был(а) бы рад(а)…
  • Я научился(лась)…
  • Теперь я могу…
  • Я выполнял(а) задания…
Орфографическая задача на закрепление и внимание Тушё нн ые овощи Тушё н ые в духовке овощи Потушё н ые овощи

Орфографическая задача на закрепление и внимание

Тушё нн ые овощи

Тушё н ые в духовке овощи

Потушё н ые овощи

Тушёные овощи Тушённые в духовке овощи Потушённые овощи

Тушёные овощи

Тушённые в духовке овощи

Потушённые овощи

Лингвистическая сказка - это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определённые лингвистические понятия .  Цель лингвистической сказки – объяснить правила языка.

Лингвистическая сказка - это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определённые лингвистические понятия .

Цель лингвистической сказки объяснить правила языка.

Параграф 16, упр. 118 (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастия и причастные обороты). Творческое задание по желанию Напишите лингвистическую сказку «Как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных?»

Параграф 16, упр. 118 (вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выделить причастия и причастные обороты).

Творческое задание по желанию

Напишите лингвистическую сказку

«Как причастие с Н перешло в разряд отглагольных прилагательных?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!