СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по тему: «Николай Коперник и его система мироздания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по тему: «Николай Коперник и его система мироздания»»

Николай Коперник и его система мироздания.  Выполнила:  учитель физики  Зорина Екатерина Сергеевна  МБОУ «Лудорвайская СОШ им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова»

Николай Коперник и его система мироздания.

Выполнила: учитель физики Зорина Екатерина Сергеевна МБОУ «Лудорвайская СОШ

им. Героя Советского Союза А.М. Лушникова»

«Остановивший Солнце, сдвинувший Землю» «И почему нам не считать, что суточное вращение для неба является видимостью, а для Земли действительностью».

«Остановивший Солнце, сдвинувший Землю»

«И почему нам не считать, что суточное вращение для неба является видимостью, а для Земли действительностью».

Николай Коперник  (1473-1543)  польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Николай Коперник (1473-1543) польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Содержание 1. Введение 2. Краткая биография Николая Коперника 3. Размышления учёного. 4. Суть теории  (гелиоцентрической системы мира) 5. «О вращении небесных сфер» 6. Мировоззренческое значение 7. Заключение.

Содержание

1. Введение

2. Краткая биография Николая Коперника

3. Размышления учёного.

4. Суть теории  (гелиоцентрической системы мира)

5. «О вращении небесных сфер»

6. Мировоззренческое значение

7. Заключение.

Цель: изучить путь, размышления Николая Коперника, ведущие к открытию и понять, как гелиоцентрическое учение повлияло на мировоззренческие взгляды и развитие науки. Задачи: познакомится с биографией ученого; изучить теорию Коперника; понять мировоззренческое значение открытия. Использованы классно-урочная технология, технология коллективного обучения и игровая технология.

Цель: изучить путь, размышления Николая Коперника, ведущие к открытию и понять, как гелиоцентрическое учение повлияло на мировоззренческие взгляды и развитие науки.

Задачи:

  • познакомится с биографией ученого;
  • изучить теорию Коперника;
  • понять мировоззренческое значение открытия.

Использованы классно-урочная технология, технология коллективного обучения и игровая технология.

ВВЕДЕНИЕ В средние века религиозные догмы занимали главенствующую роль в мировоззрении человека. Основной идеей, на которую опирались религии, была геоцентрическая модель мира . Земля и человек на ней считались центром вселенной, а звезды и другие планеты, обращающимися вокруг них. Все созданное, создано для человека, и последний является «венцом творения».

ВВЕДЕНИЕ

В средние века религиозные догмы занимали главенствующую роль в мировоззрении человека. Основной идеей, на которую опирались религии, была геоцентрическая модель мира . Земля и человек на ней считались центром вселенной, а звезды и другие планеты, обращающимися вокруг них. Все созданное, создано для человека, и последний является «венцом творения».

В 16 веке польский астроном – Николай Коперник пришел к выводу о несостоятельности такой модели мира. Он доказал, что Земля не стоит на месте, а движется вокруг Солнца, так же, как и другие планеты солнечной системы.

В 16 веке польский астроном – Николай Коперник пришел к выводу о несостоятельности такой модели мира. Он доказал, что Земля не стоит на месте, а движется вокруг Солнца, так же, как и другие планеты солнечной системы.

Биография Николая Коперника Николай Коперник родился 19 февраля 1473 г. в Торуни, торговом городе на Висле. Начальное образование получил в школе при костёле святого Яна. Торунь: дом, где родился Коперник

Биография Николая Коперника

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 г. в Торуни, торговом городе на Висле.

Начальное образование получил в школе при костёле святого Яна.

Торунь: дом, где родился Коперник

В 1491 г. Николай и его старшего брата Анджея в Краковский университет, где они проучились четыре года .  Краковский университет был в ту пору знаменит своим резко выраженным гуманистическим уклоном, направленным против средневековой схоластики. Свободное, конечно, в известных пределах, и очень оживленное общение между академическими, церковными и просто просвещенными деятелями через университет и небольшие научные общества создавало высокий интеллектуальный потенциал, который не мог не оказать влияния на талантливого юношу.

В 1491 г. Николай и его старшего брата Анджея в Краковский университет, где они проучились четыре года .

Краковский университет был в ту пору знаменит своим резко выраженным гуманистическим уклоном, направленным против средневековой схоластики. Свободное, конечно, в известных пределах, и очень оживленное общение между академическими, церковными и просто просвещенными деятелями через университет и небольшие научные общества создавало высокий интеллектуальный потенциал, который не мог не оказать влияния на талантливого юношу.

Астрономические события, которыми были богаты годы его учёбы, - три солнечных затмения, комета, соединение (видимое сближение) Юпитера и Сатурна. Тогда же Европу всколыхнула весть об открытии Христофором Колумбом заокеанских земель.

Астрономические события, которыми были богаты годы его учёбы, - три солнечных затмения, комета, соединение (видимое сближение) Юпитера и Сатурна. Тогда же Европу всколыхнула весть об открытии Христофором Колумбом заокеанских земель.

После Кракова продолжил образование в Италии для получения степени доктора канонического (церковного) права. Сперва он учился в Болонском университете где Николай провёл ряд астрономических наблюдений. В Италии он легко овладел древнегреческим языком. Знание этого языка позволило Копернику прочесть в подлиннике сочинения древних учёных - Аристотеля, Платона и, главное, Птолемея. В Италии он познакомился с трудом Птолемея

После Кракова продолжил образование в Италии для получения степени доктора канонического (церковного) права. Сперва он учился в Болонском университете где Николай провёл ряд астрономических наблюдений.

В Италии он легко овладел древнегреческим языком. Знание этого языка позволило Копернику прочесть в подлиннике сочинения древних учёных - Аристотеля, Платона и, главное, Птолемея.

В Италии он познакомился с трудом Птолемея "Альмагеста".

В 1500 г. Николай посетил Рим, а после поездки на родину два года изучал медицину в Падуанском университете. Получив степень доктора канонического права, 30-летний Коперник возвратился в Польшу и был избран каноником Вармии - членом высшей духовной и административной курии епископата. Он был всесторонне образован — гражданское и каноническое право, медицина, греческие и латинские авторы, математика и прежде всего астрономия.

В 1500 г. Николай посетил Рим, а после поездки на родину два года изучал медицину в Падуанском университете.

Получив степень доктора канонического права, 30-летний Коперник возвратился в Польшу и был избран каноником Вармии - членом высшей духовной и административной курии епископата.

Он был всесторонне образован — гражданское и каноническое право, медицина, греческие и латинские авторы, математика и прежде всего астрономия.

1 декабря 1514 г. в Риме состоялся собор Католической Церкви, на котором обсуждался вопрос о назревшей календарной реформе. Со времени принятия Церковью юлианского календаря действительное время весеннего равноденствия ушло от календарной даты на целых десять дней. Учёный занялся наблюдениями для уточнения длины года. Найденная им величина стала основой для календарной реформы 1582 г. Определённая Николаем Коперником длина года составляла 365 суток 5 ч 49 мин 16 с и превышала истинную всего на 28 с.

1 декабря 1514 г. в Риме состоялся собор Католической Церкви, на котором обсуждался вопрос о назревшей календарной реформе. Со времени принятия Церковью юлианского календаря действительное время весеннего равноденствия ушло от календарной даты на целых десять дней.

Учёный занялся наблюдениями для уточнения длины года. Найденная им величина стала основой для календарной реформы 1582 г. Определённая Николаем Коперником длина года составляла 365 суток 5 ч 49 мин 16 с и превышала истинную всего на 28 с.

В 1533 г. Копернику исполняется 60 лет, он выполняет отдельные административные и ревизорские поручения по Вармийской епархии. Все больше склоняется он к врачебным делам, в которых снискал себе широкую известность. Астрономические работы не отнимают больше у него много времени, они давно завершены, и Николаю Копернику остается подвести им итог. 

В 1533 г. Копернику исполняется 60 лет, он выполняет отдельные административные и ревизорские поручения по Вармийской епархии. Все больше склоняется он к врачебным делам, в которых снискал себе широкую известность. Астрономические работы не отнимают больше у него много времени, они давно завершены, и Николаю Копернику остается подвести им итог. 

РАЗМЫШЛЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ОТКРЫТИЮ. Кафедральный собор Успения Богородицы во Фромборке, в котором служил отец Николай, на котором была подходящая площадка для наблюдений неба. Коперник собственноручно изготовил из дерева угломерные астрономические инструменты, подобные описанным в

РАЗМЫШЛЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ОТКРЫТИЮ.

Кафедральный собор Успения Богородицы во Фромборке, в котором служил отец Николай, на котором была подходящая площадка для наблюдений неба. Коперник собственноручно изготовил из дерева угломерные астрономические инструменты, подобные описанным в "Альмагесте".

«Трикветрум» - шарнирный треугольник, одна из планок которого наводилась на светило, а по другой вёлся отсчёт.

«Гороскопий», или солнечный квадрант, - вертикальная плоскость с выступающим стерженьком в верхнем углу. Прибор устанавливался по линии север - юг и позволял по направлению полуденной тени в моменты солнцестояний судить о наклоне эклиптики к небесному экватору. Армиллярная сфера - вложенные друг в друга поворотные кольца, которые служили моделью небесных координат и давали возможность получать отсчёты по нужным направлениям.

«Гороскопий», или солнечный квадрант, - вертикальная плоскость с выступающим стерженьком в верхнем углу. Прибор устанавливался по линии север - юг и позволял по направлению полуденной тени в моменты солнцестояний судить о наклоне эклиптики к небесному экватору.

Армиллярная сфера - вложенные друг в друга поворотные кольца, которые служили моделью небесных координат и давали возможность получать отсчёты по нужным направлениям.

Цель наблюдений Коперника заключалась не в открытии новых небесных явлений. Астрономы Средневековья занимались тем, что измеряли положения светил и сравнивали свои данные с результатами расчётов по схемам Птолемея.  Коперник стремился сделать модель Птолемея более стройной и простой. В простоте, был он уверен, кроется истина. Путь к упрощению подсказал сам Птолемей, на страницах

Цель наблюдений Коперника заключалась не в открытии новых небесных явлений. Астрономы Средневековья занимались тем, что измеряли положения светил и сравнивали свои данные с результатами расчётов по схемам Птолемея.

Коперник стремился сделать модель Птолемея более стройной и простой. В простоте, был он уверен, кроется истина. Путь к упрощению подсказал сам Птолемей, на страницах "Альмагеста" отвергнувший вращение и обращение Земли вокруг Солнца. Но то, что было несуразно полторы тысячи лет назад, стало предметом раздумий Коперника.

Движение Земли просто объясняло многие явления: годовое движение Солнца по эклиптике, прецессию земной оси (если уподобить Землю покачивающемуся волчку), "привязанность" Меркурия и Венеры к Солнцу, необычайную яркость Марса во время его противостояний и, наконец, петлеобразное движение планет (мы наблюдаем движущиеся планеты с движущейся Земли).

СУТЬ ТЕОРИИ «Малый комментарий»

Эта новая теория исходит из следующих требований:

  • Не существует единого центра для всех небесных орбит или сфер
  • Центр Земли является не центром мира, а лишь центром тяготения и лунной орбиты
  • Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира
  • Отношение расстояния от Земли до Солнца к высоте небесной тверди (то есть к расстоянию до сферы неподвижных звезд) меньше отношения радиуса Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди
  • Всякое движение, замечаемое у небесной тверди, связано не с каким-либо движением самой тверди, а с движением Земли. Земля же, вместе с окружающими ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными
  • То, что кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением
  • Кажущиеся прямые и попятные движения планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе

В этих семи тезисах четко намечены контуры будущей гелиоцентрической системы, сущность которой заключается в том, что Земля одновременно движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца

 Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли. «Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет».

Сформулировав 7 положений своей теории, Коперник переходит к описанию последовательности расположения небесных сфер (планет). Затем Коперник останавливается на том, почему годовое движение Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

«Таким образом, всего тридцати четырех кругов достаточно для объяснения устройства Вселенной и всего хоровода планет».

Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

Коперник необычайно гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

«О ВРАЩЕНИИ НЕБЕСНЫХ СФЕР»  В «Малом комментарии» Коперник не дает доказательств своей теории, замечая, что «они предназначены для более обширного сочинения». Это сочинение – «О вращении небесных сфер. Шесть книг» («De revolutionibns orbium coelestium») – издано в Регенсбурге, в 1543г., Написание «главной книги жизни» заняло больше 20 лет упорного труда. Астроном считал, что разработка гипотезы должна быть непременно доведена до чисел, больше того - до таблиц, чтобы полученные с её помощью данные можно было сравнить с действительными движениями светил.

«О ВРАЩЕНИИ НЕБЕСНЫХ СФЕР»

В «Малом комментарии» Коперник не дает доказательств своей теории, замечая, что «они предназначены для более обширного сочинения». Это сочинение – «О вращении небесных сфер. Шесть книг» («De revolutionibns orbium coelestium») – издано в Регенсбурге, в 1543г.,

Написание «главной книги жизни» заняло больше 20 лет упорного труда. Астроном считал, что разработка гипотезы должна быть непременно доведена до чисел, больше того - до таблиц, чтобы полученные с её помощью данные можно было сравнить с действительными движениями светил.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении. До Коперника, почти в течение 15 веков, Земля считалась единственным неподвижным телом Вселенной, центральной и важнейшей частью мироздания; все религии считали, что небесные светила созданы для Земли и человечества. Согласно же учению Коперника Земля - рядовая планета, движущаяся вокруг Солнца вместе с другими, ей подобными, телами. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Человек перестал быть «венцом творения», а превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Значение учения Коперника для развития науки безмерно велико: оно произвело настоящую революцию не только в астрономии, но и во всем человеческом мировоззрении.

До Коперника, почти в течение 15 веков, Земля считалась единственным неподвижным телом Вселенной, центральной и важнейшей частью мироздания; все религии считали, что небесные светила созданы для Земли и человечества.

Согласно же учению Коперника Земля - рядовая планета, движущаяся вокруг Солнца вместе с другими, ей подобными, телами. Поскольку Земля лишилась своего центрального положения и стала такой же, как и все остальные наблюдавшиеся на небе планеты, утверждение церковников о противоположности «земного» и «небесного» потеряло смысл. Возникла новая идея – о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Человек перестал быть «венцом творения», а превратился в обитателя одной из планет Солнечной системы.

Заключение. На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надежном и неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающихся вокруг солнца.

Заключение.

На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей в том, что они живут не в надежном и неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающихся вокруг солнца.

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ!

Спасибо ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!