СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин" для 7 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин" для 7 класса»

Вероятность и статистика 7 класс

Вероятность и статистика

7 класс

Пример 1 Одноклассники Андрей, Борис, Вадим, Григорий, Дмитрий и Евгений устроили турнир по настольному теннису и решили играть каждый с каждым. Турнир еще не закончен. Ребра графа показывают, кто с кем сыграл к этому моменту. Больше всех партий сыграли Евгений и Григорий – по три партии. Вадим пока не сыграл ни одной партии, а Андрей, Борис и Дмитрий сыграли по две.

Пример 1

Одноклассники Андрей, Борис, Вадим, Григорий, Дмитрий и Евгений устроили турнир по настольному теннису и решили играть каждый с каждым. Турнир еще не закончен.

Ребра графа показывают, кто с кем сыграл к этому моменту.

Больше всех партий сыграли Евгений и Григорий – по три партии. Вадим пока не сыграл ни одной партии, а Андрей, Борис и Дмитрий сыграли по две.

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.

Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин.

Степень вершины в графе –  это количество исходящих из нее ребер. Можно сказать, что в графе степень вершины В равна 0, степень вершины А, Б, Д равны 2, а степени вершин Г и Е равны 3. Иногда степень вершины называют валентностью вершины .

Степень вершины в графе – это количество исходящих из нее ребер.

Можно сказать, что в графе степень вершины В равна 0, степень вершины А, Б, Д равны 2, а степени вершин Г и Е равны 3.

Иногда степень вершины называют валентностью вершины .

Граф с петлей В графе с петлей (когда ребро выходит из вершины и входи в нее же, соединяет вершину саму с собой) при подсчете степени вершины, такое ребро считается дважды. Степень вершины С равна 4

Граф с петлей

В графе с петлей (когда ребро выходит из вершины и входи в нее же, соединяет вершину саму с собой) при подсчете степени вершины, такое ребро считается дважды.

Степень вершины С равна 4

Пример 2 На рисунке два графа. В них по 4 вершины и по 3 ребра. Можно ли считать их одинаковыми? Нет. У них разное количество степеней. У каждого ребра два конца, поэтому сумма степеней всех вершин в два раза больше числа ребер, то есть четное число.

Пример 2

На рисунке два графа. В них по 4 вершины и по 3 ребра.

Можно ли считать их одинаковыми?

Нет.

У них разное количество степеней.

У каждого ребра два конца, поэтому сумма степеней всех вершин в два раза больше числа ребер, то есть четное число.

Пример 3 (Задача о рукопожатиях) Во время встречи некоторые участники пожали руки другим. Докажите, что количество участников, сделавших нечетное число рукопожатий четно. Решение: Представим себе граф рукопожатий: каждого участника обозначим вершиной, а тех, кто пожал друг другу руки соединим ребром. Пускай во встрече участвовало n человек, которые пожали руки другим четное число раз, и k человек, которые сделали нечетное число рукопожатий. Тогда в графе оказывается ровно n вершин четной степени и k вершин нечетной степени.

Пример 3 (Задача о рукопожатиях)

Во время встречи некоторые участники пожали руки другим. Докажите, что количество участников, сделавших нечетное число рукопожатий четно.

Решение: Представим себе граф рукопожатий: каждого участника обозначим вершиной, а тех, кто пожал друг другу руки соединим ребром.

Пускай во встрече участвовало n человек, которые пожали руки другим четное число раз, и k человек, которые сделали нечетное число рукопожатий. Тогда в графе оказывается ровно n вершин четной степени и k вершин нечетной степени.

Пример 3 Красные вершины имеют четные степени, а синие вершины имеют нечетные степени. Соединить «обрывки» ребер так, чтобы получился граф, невозможно, поскольку сумма степеней на этом рисунке нечетная. По теореме это невозможно!

Пример 3

Красные вершины имеют четные степени, а синие вершины имеют нечетные степени. Соединить «обрывки» ребер так, чтобы получился граф, невозможно, поскольку сумма степеней на этом рисунке нечетная.

По теореме это невозможно!

Закрепление Придумайте и нарисуйте два неодинаковых графа, в каждом из которых 6 вершин со степенями 1,1,2,2,3,3 На конференцию собрались ученые. Могло ли оказаться так, что пятеро из них знакомы ровно с тремя другими, а все остальные имеют ровно четверых знакомых среди собравшихся? Придумайте и нарисуйте 3 неодинаковых графа, в каждом из которых по 6 ребер. Найдите сумму степеней всех вершин каждого из этих графов.

Закрепление

  • Придумайте и нарисуйте два неодинаковых графа, в каждом из которых 6 вершин со степенями 1,1,2,2,3,3
  • На конференцию собрались ученые. Могло ли оказаться так, что пятеро из них знакомы ровно с тремя другими, а все остальные имеют ровно четверых знакомых среди собравшихся?
  • Придумайте и нарисуйте 3 неодинаковых графа, в каждом из которых по 6 ребер. Найдите сумму степеней всех вершин каждого из этих графов.
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!