«Технологии, приемы и методы формирования общеучебных умений и навыков (компетенций) учащихся»
Работодатель не спросит у выпускника, чему его учили. Он поставит конкретную задачу, которую надо решить.
Педагогический приоритет - научить
учащихся
учиться!
• основам организации собственной
учебной деятельности; • способам поиска, переработки и представления информации; • приемам и методам
умственного труда; • основам
коммуникативных
умений.
Учащихся необходимо научить:
Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия».
(В.В.Краевский, А.В.Усова)
Как повысить эти умения, когда и так не хватает времени для изучения основного материала по предмету?
Классификация содержания и структуры общеучебных умений и навыков педагога-психолога Лошкаревой Н.А.
1. Учебно-организационные умения и навыки
- организация рабочего места;
- выполнение правил гигиены учебного труда;
- принятие учебной цели;
- выбор способов деятельности;
- работа консультантом;
- планирование организации контроля труда.
2.Учебно-интеллектуальные умения и навыки
- Анализ;
- Синтез;
- Сравнение;
- Причинно-следственные связи;
- Выводы.
Методические приемы работы с терминами.
1.Перевод терминов на русский язык.
2.Задания, в которых учащимся необходимо вставить пропущенное слово.
3.Задания на соответствие.
4.Терминологические диктанты.
5.Графические диктанты.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Развитие общеучебных умений при диагностике знаний
1. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
2. В строке перечислены четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите лишнее слово и подчеркните.
3. В каждой строке перечислены три слова. Найдите общее для этих понятий название (признак или свойство) и запишите его.
4. Вам предложен перечень из четырех взаимосвязанных понятий. Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему.
3. Учебно-информационные умения и навыки
- работа с дополнительной литературой ;
- работа со справочной литературой ;
- выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем;
- усвоение информации
- с помощью видеотехники,
- компьютера, аудиозаписи .
В качестве методического приема рекомендуем использовать следующие задания:
1.Составление плана
параграфа, текста.
2.Написание тезисов .
В помощь учащимся можно разработать памятки: алгоритм составления тезисов, правила работы с научным текстом.
4. Учебно-коммуникативные умения и навыки
К таким навыкам относятся:
· выслушивание мнения других;
· владение различными формами устных публичных выступлений;
· оценка разных точек зрения;
· владение приемами
риторики;
· организация совместной
деятельности;
· владение культурой речи;
· ведение дискуссии.
Как развивать общеучебные умения (как учить?)
В какой последовательности развивать общеучебные умения: последовательно, друг за другом, или параллельно, т.е. на каждом уроке развивать все важнейшие для данного возраста умения сразу?
Для формирования тех или иных общеучебных умений учителю следует подбирать то предметное содержание, которое наиболее эффективно способствует развитию этих умений.
На одних темах учебного плана,
например, наиболее целесообразно
развивать учебно-интеллектуальные умения, на других – учебно-коммуникативные.
Усвоение предметных навыков (предметной компетенции) предполагает не просто усвоение учеником не связанных между собой знаний и умений, а овладение ими в едином комплексе.
Формировать предметную компетентность учеников можно на разных этапах урока: Памятка «Формирование предметной компетентности…»
Главный признак компетентностного подхода – способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.
Основной результат обучения- готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой ситуации.
«Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута»
Целеполагание
Алгоритм проектирования урока в логике компетентностного подхода включает следующие этапы:
Проектирование содержания
Выбор типа и вида урока
Определение методов и приёмов обучения
Отбор учебно-методического обеспечения
Определение методик для получения обратной связи, проведения рефлексии занятия
Фиксирование результатов проектирования