Доклад Организация научно-исследовательской работы учащихся
Подготовила : Нагуманова З.А. КГУ «ОСШ №14» ОО г.Актау, учитель русского языка и литературы, научный руководитель.
Цель:
- Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников.
Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, это процесс выработки новых научных знаний, процесс поиска причинно – следственных связей между явлениями, фактами и событиями. Это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Приобщение детей к научной работе сразу решает несколько важных педагогических проблем:
- Стимулирование интеллектуальной активности школьников
- Приобщение учащихся к самостоятельной творческой деятельности
- Развитие творческого потенциала личности
- Подготовка к вузовскому образованию
- Развитие познавательного интереса учащихся
- Реализация потребности в самоутверждении личности
Этапы работы:
- Подготовительный этап;
- Этап планирования;
- Этап исследования (экспериментальный);
- Результативно-аналитический;
- Отчетно-презентационный
Подготовительный этап
Планирование работы:
- 1. Выбрать сферу исследовательской работы.
- 2. Выбор темы.
- 3. Формулировка темы.
- 4. Изучение научной литературы.
- 4. Определение проблемы.
- 5. Определение цели исследования.
- 6. Выдвижение гипотезы исследования.
- 7. Постановка целей и задач исследования.
- 8. Выбор методов исследования.
- 9. Выбор видов научно-исследовательских работ.
Сначала необходимо выбрать:
Сферу научно-исследовательской деятельности. полезно обратить внимание на смежные области знания : иногда на стыке двух научных дисциплин, например, экономики и социологии, экономики и математики, можно найти такие темы, которые как бы забыты и той, и другой отраслями науки, но имеют определенные исследовательские перспективы и интересны для исследования. Исследование может быть посвящено предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д.
Выбор темы
Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться именно твоим способностям, знаниям, интересам
Тема может быть теоретической и эмпирической .
Теоретические ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках.
Эмпирические предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов
Тема должна быть :
- интересна, увлекательна для тебя;
- выполнима (решение ее должно быть получено тобой в ходе исследования);
- оригинальна (в ней необходим элемент неожиданности, необычности);
- доступна (ты должен понимать то, что пытаешься проанализировать и описать);
- должна соответствовать твоим возрастным особенностям.
Проблема исследования и его тема — это не одно и то же.
Проблема как бы задает ракурс рассмотрения темы; она является основной, стержневой для всей работы .
- Проблему нужно определить четко и ясно. Она может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.
- Проблема – это вопрос, на который мы ищем ответ путем проведения исследования .
Кроме того должны быть четко определены
цель и задачи исследования .
- Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.
- Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.
Выдвижение гипотезы
- Важным моментом в работе является формулирование гипотезы , которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
Методы исследования
- Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.
Виды методов исследования
Методы эмпирического уровня: наблюдение, интервью, анкетирование, опрос, тестирование, фотографирование, сравнение;
Методы экспериментально-теоретического уровня : эксперимент, лабораторный опыт, анализ, моделирование, исторический, синтез;
Методы теоретического уровня: изучение и обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез
Например:
- Исследовательская работа по русскому языку : « Неологизмы в русском языке. Язык пандемии »
- Цель исследования : изучить пути появления новых слов в русском языке в связии с пандемией , определить лексическое значение неологизмов.
- Предмет исследования: неологизмы.
- Объект исследования : лексика русского языка.
- Гипотеза: В связи с эпидемией COVID-19 появилось большое количество неологизмов, образованных как путём заимствования, так и по собственным словообразовательным моделям.
- В ходе исследования мы пытаемся подтвердить или опровергнуть гипотезу.
- Задачи :
- - изучить сущность неологизмов, форм и способов их появления в современном русском языке;
- -к лассификация неологизмов по принадлежности к частям речи, по виду языковой единицы, по способу словообразования
- -о бобщение результатов исследования в выводах и рекомендациях;
- -с оставление небольшого словаря неологизмов.
- Методы и приемы решения следующих задач : эмпирический метод (наблюдение), метод сбора данных, анализ научных публикаций на неологизмы, метод опроса (интервьюирование), метод статистической обработки собранной информации, цифровая юридическая актуальность нашей работы: появление новых слов - один из динамичных процессов современного русского языка .
- Научное новаторство и независимость - это попытка раскрыть лексические значения неологизмов, классифицировать их и создать краткий словарь неологизмов.
- Практическая ценность: данный материал может быть использован при обучении лексике и культуре речи на уроках русского языка в школе.
Оформление проекта:
- 1. Титульный лист
- 2. Оглавление
- 3. Введение
- 4. Отзыв рецензента
- 5. Аннотация.
- 6. Исследовательская часть
- 7. Заключение
- 8. Список использованных источников
- 9. Отзыв научного руководителя (не подписывается)
- 10. Отзыв научного консультанта (если имеется)
- 11. Приложения (если имеются)
- 12. Журнал исследований (если имеется)
Требования к печатному оформлению:
- 1. Проект должен быть отпечатан на компьютере
- 2. Текст располагается на одной странице белой бумаги формата А4 (книжная ориентация). Рамки не нужны
- 3. Интервал одинарный
- 4. Размер шрифта не менее 12 (предпочтительнее - 14-ый)
- 5. Поля: правое - 10 мм, левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.
- 6. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц проекта, но номер на нём не ставится.
- Пример оформления оглавления
- Содержание
- Введение ________________________________________________6
- 1. Основная часть _________________________________________7
- 1.1.Употребление и происхождение неологизмов в русском языке_7
- 1.2. Причины появления неологизмов в русском языке___________7-8
- 1.3. Классификация неологизмов______________________________8-9
- П рактическая часть
- 2.Появление новых слов в русском языке в связи с пандемией
- Виды неологизмов периода пандемии COVID-19
- 2.1. Виды неологизмов по принадлежности к частям речи_________10
- 2.2. Виды неологизмов по виду языковой единицы_______________10-11
- 2.3. Виды неологизмов по способу словообразования_____________11-13
- Экспериментально-практическая часть.
- 3. Результаты социолингвистического исследования______________13-14
- Составление «Словаря эпохи коронавируса»
- 4. Заключение_______________________________________________14-16
- 5. Использованная литература_________________________________17
- 6. Приложения_______________________________________________
Оформление списка литературы:
ЛИТЕРАТУРА
- 1. Антонова О. А. На каком языке мы говорим? // Русский язык в школе. — 2005. — № 4.
- 2. Григоренко О. В. Современные наименования лиц по роду занятий // Русский язык в школе. — 2005. — № 4. — С. 76–79.
- 3. Крысин Л. П. А не сказать ли по-русски? // Русский язык в школе и дома. — 2005. — № 1, 5.
- 4. Наумова И. О. О некоторых лексических и фразеологических неологизмах английского происхождения в русском языке // Русский язык в школе. — 2004. — № 1.
- 5. Неологизмы // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — 2005.
- 6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. 4-е изд., доп. — М. : ООО «ИТИ Технологии». — 2003.
- 7. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Либроком, 1964.- 423с.
- Интернетресурсы:
- 1.Бесплатная электронная Интернет-библиотека по всем областям знаний. – Режим доступа: http://window.edu.ru/unilib/
- 2. Philology.ru. - Режим доступа : http :// www . philology . ru /
- 3. Библиотека Гумер. - Режим доступа: https://www.gumer.info/
В приложениях работы размещают:
- вопросы анкетирования;
- вопросы и варианты ответов теста;
- составленные рекомендации, памятки;
- таблицы;
- графики и диаграммы;
- дополнительные расчеты;
- рисунки и фотографии;
- иллюстрации этапов опыта;
Пример оформления приложения
Приложение № 1
Результаты анкетирования