СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Народные промыслы Центральной России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал об одном из народных промыслов -деревянная игрушка.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Народные промыслы Центральной России"»

Урок «Народные промыслы Центральной России. Деревянные игрушки»   Автор: Зубова Т.А.(учитель географии)

Урок «Народные промыслы Центральной России. Деревянные игрушки» Автор: Зубова Т.А.(учитель географии)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУССКОЙ МАТРЁШКИ Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
  • СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУССКОЙ МАТРЁШКИ
  • Матрешка-кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как произведение народного творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
Из истории. Первая русская матрешка появилась в конце XIX века. Это время характеризуется периодом бурного экономического и культурного развития, подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре в целом и к искусству, в частности. Возникло целое художественное направление, получившее название

Из истории.

  • Первая русская матрешка появилась в конце XIX века. Это время характеризуется периодом бурного экономического и культурного развития, подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре в целом и к искусству, в частности. Возникло целое художественное направление, получившее название "русский стиль". Такие известные русские художники, как В.М. Васнецов, К.А. Сомов, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, В.А. Серов, Ф.А. Малявин, К.А. Коровин, С.В. Малютин, были просто одержимы созданием нового стиля, в котором бы возродилась русская национальная самобытность в искусстве. Благодаря их усилиям, в конце XIX – начале ХХ века стали возникать творческие объединения, которые по праву могут быть названы духовными и культурными центрами России.
Именно в мастерской А.И. Мамонтова родилась первая русская матрешка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю.
  • Именно в мастерской А.И. Мамонтова родилась первая русская матрешка. Выточить эту игрушку поручили потомственному мастеру-игрушечнику В.П. Звездочкину, а роспись первых образцов матрешек была поручена С.В. Малютину, который в то время по поручению А.И. Мамонтова иллюстрировал детские книги. Не случайно иллюстрации и росписи первых матрешек очень близки по стилю.
Как учились мастера.    Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини

Как учились мастера.

  •    Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини
Матрёшки в форме героев произведений.   100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок, произведенных в так называемый “земский” период существования промысла .

Матрёшки в форме героев произведений.

  •   100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов. Восстановить и перечислить все возможные образы, рождавшиеся в то время в домашних мастерских Сергиевого Посада, просто невозможно, как невозможно описать и проиллюстрировать все модификации товарных куколок и укладок, произведенных в так называемый “земский” период существования промысла .
Матрёшка сегодня.   В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли

Матрёшка сегодня.

  •   В настоящее время творчество в этой области достигает своего художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего XIX столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не случайно, что именно к ней и обратились мастера. Благодаря многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце 1980-х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход мастерам. Поэтому точением и росписью матрешки стали заниматься не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так же и те, кто два – три года назад об этом и не помышляли
   Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу.
  •    Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как “крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!