МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Выполнила:
Студентка группы ш -22
Сметанина Алина
Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
Метод воспитания (от греч. «методос» -путь) – это путь достижения заданной цели воспитания.
Этическая беседа
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников
ЦЕЛЬ – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
1.Проблемный характер
2.Отсутствие сценария с заученными
ответами
3.Близость материала эмоц. опыту
4.Сопоставление всех точек зрения
Диспут
Диспуты – живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников
ЦЕЛЬ – не вывод, а процесс. В основе – спор, борьба мнений
Разрабатываются 5 - 6 вопросов, требующих самостоятельных суждений
С вопросами участников заранее знакомят.
Пример
ПРИМЕР – воспитательный метод исключительной силы, действующий на уровне первой сигнальной системы.
ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ – деятельность индивида
ЭТАПЫ
1.Непосредственное восприятие конкретного образа
действия другого лица
2. Формирование желания действовать по образцу
3. Синтез самостоятельных и подражательных действий,
проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира
Упражнение
Практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
Требование
ТРЕБОВАНИЕ – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деят-ть воспитанника и проявление у него опред. качеств.
1. ПРЯМОЕ
Императивность,определенность,
Конкретность,точность
2. КОСВЕННОЕ ( совет, просьба,
намек, доверие, одобрение )
S – вызванные требованием
психологические факторы
Поощрение
ПООЩРЕНИЕ – выражение положительной оценки действий воспитанников (одобрение, ободрение, похвала, благодарность,
награждение грамотами, подарками и т.д. )
Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось внутренними убеждениями, нравственными мотивами
Поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива
Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы – кому сколько и за что
Поощрение требует личностного подхода
Соблюдение справедливости
Соревнование
СОРЕВНОВАНИЕ – метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.
ЦЕЛЬ – быть первым
Жесткая конкуренция,
смягчаемая игрой
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАКАЗАНИЕ
НАКАЗАНИЕ – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины
перед собой и другими людьми
Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива
Не рекомендуются групповые наказания
Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым
Нельзя оскорблять воспитанника
Основа– конфликтная ситуация
ВИДЫ
1. Наложение дополнительных обязанностей морального порицания
2. Лишение или ограничение прав