Презентация по теме: « Медиаобразование. Роль в современном процессе обучения».
Подготовил: Ульянов Александр Анатольевич
КГКОУ ШИ9
Медиа образование – это?
Медиаобразование –это обучение теории и практическим умениям для овладения современных масс- медиа,которые рассматриваются как часть специфической области знаний в педагогической теории и практике».
«Медиаобразование означает критическое мышление , существенный элемент развития которого – создание учениками собственной медиа продукции.
( С.Файлитзен).
«Медиаобразование – это новый тип работы с информацией, когда учитель, ученик и СМИ вступают в трёхстороннее обучение, также выступает за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации
Содержание :
- Медиаобразование – это?
- Необходимость медиаобразования.
- Основные задачи медиаобразования.
- Важнейшие области медиаобразования.
- Основные базовые понятия медиаобразования.
- Подходы к медиаобразованию.
- Медиаобразовательные умения.
- Виды медиа.
- Актуальность медиаобразования в современном процессе обучения.
- Рекомендации.
Необходимость медиаобразования:
- Использование компьютерных приложений на уроке и во внеурочной деятельности приводит к существенным изменениям форм и методов обучения.
- Использование ИКТ вносит в учебную деятельность элементы творчества учащихся, активизирует и стимулирует эту деятельность, формирует самостоятельность, повышает мотивацию учебной деятельности.
- Применение ИКТ в образовании не приводит к вытеснению педагога, напротив, его роль в новых условиях существенно увеличивается.
- ИКТ не вытесняют, но существенно дополняют и разнообразят традиционные средства обучения
Необходимость медиаобразования
- Эффективность от внедрения ИКТ в учебный процесс зависит не только от качества разработанных и включаемых в учебный процесс ИКТ, но и от реализации соответствующих форм и методов преподавания.
- Включение ИКТ в учебный процесс, безусловно, способствует активизации деятельности преподавателей со всеми вытекающими последствиями.
- Основными формами использования ИКТ в учебном процессе являются мультимедийные презентации в поддержку традиционных уроков, электронные учебники по учебным разделам и элективным курсам, сайты, посвященные отдельным урокам или разделам учебных курсов, включение собственных методических разработок
Основные задачи медиаобразования
Основная задача медиаобразования - подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее и осознавать последствия ее воздействия на психику.
(А.В.Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиа педагогики России ).
Основные задачи:
- Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Основные задачи медиаобразования
- Научить учащихся понимать, правильно воспринимать и перерабатывать полученную информацию.
- Овладевать способами общения с помощью технических средств.
- Формировать умения находить, готовить и передавать требуемую информацию.
- Развивать критическое мышление, умение понимать скрытый смысл того или иного сообщения.
- Находить требуемую информацию в различных источниках (Интернете)Систематизировать предложенную или подобранную информацию.
- Выделять главное в информационном сообщении.
- Извлекать из предложенной информации необходимые данные и представлять в табличной или иной форме.
- Работать с компьютерными программами.
Важнейшие области медиаобразования:
Л.Мастерман выделил четыре важнейших области медиаобразования:
1)авторство, собственность и контроль в сфере медиа Информация стала рыночным товаром;
2) способы достижения эффекта воздействия (то есть способы кодирования информации);
3) репрезентация окружающей среды через СМИ;
4) Аудитория медиа.
Основные базовые понятия медиаобразования:
Р.Кьюби, Дж.Поттер и В.Вебер - ведущие британские медиа педагоги):
1)«агентства медиа» (изучение работы, функций и целей создателей медиатекстов);
2)«категории медиа» (изучение типологии - видов и жанров медиа/медиатекстов);
3) «технологии медиа» (изучение способов/технологий создания медиатекстов);
Основные базовые понятия медиаобразования
) «языки медиа» (изучение медийных языков, то есть вербального, аудиовизуального, монтажного ряда медиатекстов),
5) «репрезентации медиа» (изучение способов представления, переосмысления действительности в медиатекстах, авторских концепций и т.д.),
6)«аудитории медиа» (изучение типологии аудитории, типологии медиа восприятия).
Подходы к медиаобразованию:
Подход к медиобразованию
Исследования
Грамотность
Интеграция
Медиаобразовательные умения:
У учащихся должны быть сформированы следующие медиаобразовательные умения:
- умения находить информацию в различных источниках;
- включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации;
- систематизировать ее по заданным признакам; умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
- визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот; умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника;
Медиаобразовательные умения
- принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них; устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»; самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации);
- видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др
Виды медиа:
- ТЕЛЕВИДЕНИЕ (греч. τήλε далеко и лат. video вижу комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние;
- ТВ РЕКЛАМА – до 90%;
- Кинематограф (от греч. «записывающий движение») – комплекс методов и действий для создания и проката фильмов.
- Пресса - часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных, а ныне также электронных изданий, предназначенные для массового читателя: газет, журналов, сборников;
Виды медиа:
- РАДИО - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве;
- ИНТЕРНЕТ Web 2.0 (определение Тима ОРейлли) методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем полнее, чем больше людей ими пользуются;
- ИНТЕРНЕТ МЕДИА Социальные медиа Социальные медиа - совокупность технологий коммуникации, которые позволяют людям общаться между собой посредством Интернета для достижения всевозможных
Актуальность медиаобразования в современном процессе обучения.
Л.Мастерман выделил и обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире:
Высокий уровень потребления масс-медиа и насыщенность современного общества их продуктами.
2. Идеологическая важность медиа и их влияние на сознание аудитории.
3. Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
Актуальность медиаобразования в современном процессе обучения
- . интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
- 5. Рост значимости визуальной коммуникации и информации во всех отраслях.
- 6. Необходимостьобучения школьников / студентов с ориентацией на соответствие современным требованиям
- 7. Национальные и международные процессы приватизации информации ускоряются. И. А. Жилавская добавила еще одну: «пожелтения» масс-медиа и снижение общего уровня медийной продукции.
Рекомендации:
- Использование на уроках ЭУМов,т.е. электронных учебных модулей и модулей методической поддержки.
- ЭУМ – автономный модуль, с совокупностью содержательных элементов по предмету и решающий определенную педагогическую задачу. Каждый ЭУМ в составе темы представляет собой часть урока, обычно длительностью 15–30 минут. ЭУМы могут быть разными в зависимости от педагогического дизайна, уровней сложности, контактного времени, стиля изложения и пр.
- Поурочных презентаций по сложным темам.
Используемая литература:
- Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. – Челябинск, Челябинский государственный университет, 2007 – 270 с.
- Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
- Челышева И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе / Под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 320 c.
Спасибо за внимание!!!