СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме : "Федеративное устройство России" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации ( тема из кодификатора для подготовки к ЕГЭ по обществознанию) 

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме : "Федеративное устройство России" .»

Федеративное устройство России.

Федеративное устройство России.

Форма территориально-государственного устройства административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма территориально-государственного устройства

  • административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Федерация Федерация - это  форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов или членов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью.  Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны. Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.  Функции федерального государства: децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали; интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Федерация

Федерация - это  форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований (субъектов или членов федерации), обладающих определенной политической самостоятельностью.

  • Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.
  • Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Функции федерального государства:

  • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
  • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.
Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание: — закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ; — верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; — целостность и неприкосновенность территории РФ; — установление субъектного состава России; — закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов; — равноправие народов; — равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; — единство и равенство федерального гражданства. Эти положения гл. 1 Конституции, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Конституционные основы национально-государственного устройства России включают в свое содержание:

— закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

— верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ;

— целостность и неприкосновенность территории РФ;

— установление субъектного состава России;

— закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

— равноправие народов;

— равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения гл. 1 Конституции, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Признаки федерации: 1) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти, 2) конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации, 3) субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти; 4) имеется двойное гражданство; 5) наличие двухпалатного парламента; 6) двухканальная система налогов. 7) отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Признаки федерации:

1) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти,

2) конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации,

3) субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;

4) имеется двойное гражданство;

5) наличие двухпалатного парламента;

6) двухканальная система налогов.

7) отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Принципы федерализма в РФ : Россия —  суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов . Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие  принципы федеративного устройства нашего государства : Государственная целостность. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. Единство системы государственной власти. Разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами. Равноправие субъектов РФ.

Принципы федерализма в РФ :

  • Россия —  суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов . Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие  принципы федеративного устройства нашего государства :
  • Государственная целостность.
  • Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.
  • Единство системы государственной власти.
  • Разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами.
  • Равноправие субъектов РФ.

Принципы федерализма в РФ :

  • 1. Государственная целостность.
  • РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.
  • 2. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.
  • Российская Федерация — многонациональное государство.
  • В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по  национально-территориальному, так и по территориальному принципу.  Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей  на национальное развитие, развитие национальной культуры . В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право  на сохранение родного языка и его развитие . Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. И хотя государственным языком РФ является русский, но  республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским).  Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.
Принципы федерализма в РФ : 3. Единство системы государственной власти. Оно проявляется в наличии  общефедеральных органов государственной власти , чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации  вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они  должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией , верховенство федеральной Конституции.

Принципы федерализма в РФ :

3. Единство системы государственной власти.

  • Оно проявляется в наличии  общефедеральных органов государственной власти , чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.
  • Субъекты Российской Федерации  вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они  должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией , верховенство федеральной Конституции.

Принципы федерализма в РФ :

  • 4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
  • Конституция РФ определяет:
  • перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать  только федеральные органы государственной власти;
  • предметы совместного ведения РФ и ее субъектов  (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
  • полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения . В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.
  • По предметам ведения РФ принимаются  федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.
  • По предметам  совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты .
  • Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов,  не могут противоречить федеральным законам .
Принципы федерализма в РФ : 5. Равноправие субъектов РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется: в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации; в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились: республики обладают признаками государства, государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

Принципы федерализма в РФ :

5. Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  • республики обладают признаками государства,
  • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.
Федеративное устройство России. Зелёный – 22 республики. Красный – 3 города федерального значения. Оранжевый – 9 краёв. Сиреневый – 1 автономная область. Жёлтый – 46 областей. Синий – 4 автономных округа. Всего 85 субъектов

Федеративное устройство России.

Зелёный – 22 республики.

Красный – 3 города федерального значения.

Оранжевый – 9 краёв.

Сиреневый – 1 автономная область.

Жёлтый – 46 областей.

Синий – 4 автономных округа.

Всего 85 субъектов

Федеративное устройство России. Федеративное устройство  — объединение  двух и более государственно-территориальных образований ( субъектов федерации ) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.  Субъект Российской Федерации  – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором. Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации. Согласно Конституции,  все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Федеративное устройство России.

Федеративное устройство  — объединение  двух и более государственно-территориальных образований ( субъектов федерации ) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Субъект Российской Федерации  – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции,  все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

СУБЪЕКТЫ РФ построены По национальному принципу По национально –территориальному принципу Край, область, город федерального значения. Автономная область, автономный округ РЕСПУБЛИКА Государство в составе РФ, имеет: Конституцию, республиканские гражданство, язык, символы. Государственное образование в составе РФ, имеет Устав субъекта . Система органов власти субъектов устанавливается самостоятельно, границы между субъектами меняются только по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен Конституцией.

СУБЪЕКТЫ РФ построены

По национальному принципу

По национально –территориальному принципу

Край, область, город федерального значения.

Автономная область, автономный округ

РЕСПУБЛИКА

Государство в составе РФ, имеет: Конституцию, республиканские гражданство, язык, символы.

Государственное образование в составе РФ, имеет Устав субъекта .

Система органов власти субъектов устанавливается самостоятельно, границы между субъектами меняются только по взаимному согласию, выход из состава федерации не предусмотрен Конституцией.

Все эти субъекты группируются в: 9 федеральных округов; 12 экономических районов; 4 военных округа; 11 часовых поясов. Федеральные округа РФ. Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года. Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе. Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).   С 2000 года: Дальневосточный Приволжский Северо-Западный Сибирский Уральский Центральный Южный   С  января 2010 года: Северо-Кавказский.    С марта 2014 года: Крымский.
  • Все эти субъекты группируются в:
  • 9 федеральных округов; 12 экономических районов; 4 военных округа; 11 часовых поясов.
  • Федеральные округа РФ.
  • Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.
  • Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).
  •   С 2000 года:
  • Дальневосточный
  • Приволжский
  • Северо-Западный
  • Сибирский
  • Уральский
  • Центральный
  • Южный
  •   С  января 2010 года:
  • Северо-Кавказский.
  •    С марта 2014 года:
  • Крымский.
Пути изменения состава РФ:

Пути изменения состава РФ:

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство». В нормах этой главы закрепляются: — состав субъектов РФ; — порядок принятия в Российскую Федерацию и образования новых субъектов; — основы статуса каждого из видов субъекта; — порядок изменения статуса субъекта; — вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами РФ; — государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; — гарантии прав коренных малочисленных народов; — государственная символика РФ; — предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; — основы формирования системы органов государственной власти субъектов РФ; — основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов РФ; — право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Более детально конституционные основы национально-государственного устройства России установлены в гл. 3 Конституции «Федеративное устройство». В нормах этой главы закрепляются:

— состав субъектов РФ;

— порядок принятия в Российскую Федерацию и образования новых субъектов;

— основы статуса каждого из видов субъекта;

— порядок изменения статуса субъекта;

— вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами РФ;

— государственный язык и право республик на установление своего государственного языка;

— гарантии прав коренных малочисленных народов;

— государственная символика РФ;

— предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов;

— основы формирования системы органов государственной власти субъектов РФ;

— основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов РФ;

— право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Статья 5 Конституции РФ   Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.  

Статья 5 Конституции РФ

 

  • Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

 

Конституция РФ ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО

  • Статья 71 . В ведении Российской Федерации находятся:
  • Статья 71
  • В ведении Российской Федерации находятся:
  • а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  • б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти  ;
  • д) федеральная государственная собственность и управление ею;
  • е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования  ;
  • ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; космическая деятельность  ;
  • к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  • л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  • м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных  ;
  • н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности  ;
  • п) федеральное коллизионное право;
  • р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет  ;
  • с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  • т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации

Статья 72   В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

  • 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
  • а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
  • б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
  • в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • г) разграничение государственной собственности;
  • д) природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры  ;
  • е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики  ;
  • ж) координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение  ;
  • ж.1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях  ;
  • з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
  • к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
  • м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
  • о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Статья 73 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.  
  • Статья 73
  • Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!