СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме 3.11 Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебные цели:  сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия силы Лоренца, движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; способствовать формированию умения владеть  основополагающими физическими понятиями,  уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).                                                                                            

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме 3.11 Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях.»

 ГАПОУ НСО  «Барабинский медицинский колледж»     Тема:   « Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях. »    Преподаватель: Вашурина Т. В.     Барабинск, 2018

ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»

Тема:

« Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях. »

Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2018

 Цели учебного занятия:  Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия силы Лоренца, движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).

Цели учебного занятия:

  • Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия силы Лоренца, движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
   Фронтальный опрос   Объясните действие магнитного поля на проводник с током.

Фронтальный опрос Объясните действие магнитного поля на проводник с током.

 Фронтальный опрос   Сформулируйте понятие силы Ампера.

Фронтальный опрос Сформулируйте понятие силы Ампера.

     Фронтальный опрос   Запишите и сформулируйте закон Ампера.

Фронтальный опрос Запишите и сформулируйте закон Ампера.

   Фронтальный опрос   Дайте определение магнитного потока.

Фронтальный опрос Дайте определение магнитного потока.

 Фронтальный опрос   Опишите случай максимального и минимального магнитного потока, его единицы измерения.

Фронтальный опрос Опишите случай максимального и минимального магнитного потока, его единицы измерения.

  Фронтальный опрос   Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

Фронтальный опрос Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

Тема:  Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях.

Тема: Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях.

Лоренц Хендрик Антон Лоренц ввел в электродинамику представления о дискретности электрических зарядов и записал уравнения для электромагнитного поля, созданного отдельными заряженными частицами (уравнения Максвелла – Лоренца); ввел выражение для силы, действующей на движущийся заряд в электромагнитном поле; создал классическую теорию дисперсии света и объяснил расщепление спектральных линий в магнитном поле (эффект Зеемана). Его работы по электродинамике движущихся сред послужили основой для создания специальной теории относительности. (1853 – 1928 г.г.) великий нидерландский физик – теоретик, создатель классической электронной  теории

Лоренц Хендрик Антон

Лоренц ввел в электродинамику представления о дискретности электрических зарядов и записал уравнения для электромагнитного поля, созданного отдельными заряженными частицами (уравнения Максвелла – Лоренца); ввел выражение для силы, действующей на движущийся заряд в электромагнитном поле; создал классическую теорию дисперсии света и объяснил расщепление спектральных линий в магнитном поле (эффект Зеемана). Его работы по электродинамике движущихся сред послужили основой для создания специальной теории относительности.

(1853 – 1928 г.г.)

великий

нидерландский

физик – теоретик,

создатель

классической

электронной

теории

Сила Лоренца -   это сила, с которой магнитное поле действует на заряженные частицы.  Модуль силы Лоренца прямо пропорционален:  - индукции магнитного поля В ( в Тл );   - модулю заряда движущейся частицы |q 0 |  ( в Кл );  - скорости частицы  ( в м/с ) где угол α – это угол между вектором магнитной индукции и направлением вектора скорости частицы

Сила Лоренца -

это сила, с которой магнитное поле действует на заряженные частицы.

Модуль силы Лоренца прямо пропорционален:

- индукции магнитного поля В ( в Тл );

- модулю заряда движущейся частицы |q 0 | ( в Кл );

- скорости частицы ( в м/с )

где угол α – это угол между вектором магнитной индукции и направлением вектора скорости частицы

Направление силы Лоренца  Направление силы Лоренца определяется по правилу левой руки: левую руку надо расположить так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь, четыре вытянутых пальца были направлены по направлению движения положительно заряженной частицы (или против отрицательной), тогда отогнутый на 90 ˚ большой палец покажет направление действия силы Лоренца.

Направление силы Лоренца

Направление силы Лоренца определяется по правилу левой руки: левую руку надо расположить так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь, четыре вытянутых пальца были направлены по направлению движения положительно заряженной частицы (или против отрицательной), тогда отогнутый на 90 ˚ большой палец покажет направление действия силы Лоренца.

α = 0˚ = sin α = 0 Fл = 0 = Если сила, действующая на частицу, = 0, то частица, влетающая в магнитное поле, будет двигаться равномерно и прямолинейно вдоль линий магнитной индукции " width="640"

Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле

Частица влетает в магнитное поле ll линиям

магнитной индукции = α = 0˚ = sin α = 0

Fл = 0

=

Если сила, действующая на частицу, = 0, то частица, влетающая в магнитное поле, будет двигаться

равномерно и прямолинейно вдоль линий

магнитной индукции

sin α = 1 = В этом случае сила Лоренца максимальна, значит, частица будет двигаться с центростремительным ускорением по окружности " width="640"

Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле

Если вектор В ┴ вектору скорости , то α = 90˚ = sin α = 1 =

В этом случае сила Лоренца максимальна, значит, частица будет двигаться

с центростремительным ускорением по окружности

Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле Вектор скорости нужно разложить на две составляющие:  ║ и   ┴ , т.е. представить сложное движение частицы в виде двух простых: равномерного прямолинейного движения вдоль линий индукции и движения по окружности перпендикулярно линиям индукции – частица движется по спирали . 1 R = m   | q B

Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле

Вектор скорости нужно разложить на две составляющие: и , т.е. представить сложное движение частицы в виде двух простых:

равномерного прямолинейного движения вдоль линий индукции и движения по окружности перпендикулярно линиям индукции – частица движется по спирали .

1

R = m | q B

Применение силы Лоренца

Применение силы Лоренца

   1. Определите направление действия силы Лоренца 1  5 ▪ 2 4 6 х 3 а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5 е) 6

1. Определите направление действия силы Лоренца

1

5

2

4

6

х

3

а) 1 б) 2 в) 3

г) 4 д) 5 е) 6

2. Определите направление действия силы Лоренца    1  х 5 2 4 6 ▪ 3 а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5 е) 6

2. Определите направление действия силы Лоренца

1

х

5

2

4

6

3

а) 1 б) 2 в) 3

г) 4 д) 5 е) 6

   3. Определите направление действия силы Лоренца 1  5 х 2 4 6 ▪ 3 а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5 е) 6

3. Определите направление действия силы Лоренца

1

5

х

2

4

6

3

а) 1 б) 2 в) 3

г) 4 д) 5 е) 6

   4. Определите направление действия силы Лоренца 1  5 х 4 3 6 ▪ 2 а) 1 б) 2 в) 3 г) 4 д) 5 е) 6

4. Определите направление действия силы Лоренца

1

5

х

4

3

6

2

а) 1 б) 2 в) 3

г) 4 д) 5 е) 6

5. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле? а) по окружности в плоскости чертежа; б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;  в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;  г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа; д) по прямой вдоль линий индукции; е) по прямой против линий индукции.

5. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле?

а) по окружности в плоскости чертежа;

б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;

в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;

г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа;

д) по прямой вдоль линий индукции;

е) по прямой против линий индукции.

6. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле? а) по окружности в плоскости чертежа; б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;  в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;  г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа; д) по прямой вдоль линий индукции; е) по прямой против линий индукции.

6. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле?

а) по окружности в плоскости чертежа;

б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;

в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;

г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа;

д) по прямой вдоль линий индукции;

е) по прямой против линий индукции.

7. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле? а) по окружности в плоскости чертежа; б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;  в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;  г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа; д) по прямой вдоль линий индукции; е) по прямой против линий индукции.

7. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле?

а) по окружности в плоскости чертежа;

б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;

в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;

г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа;

д) по прямой вдоль линий индукции;

е) по прямой против линий индукции.

8. В магнитное поле влетают с одинаковыми скоростями два протона так, как показано на рисунке. Чем будут отличаться траектории их движения? ▪ ▪ ▪ В  ▪ ▪ ▪ а) протон 1 будет двигаться по окружности, протон 2 по прямой; б) они будут вращаться по окружности в противоположных направлениях; в) они будут вращаться по окружности в разных плоскостях; г) траектории будут одинаковые.

8. В магнитное поле влетают с одинаковыми скоростями два протона так, как показано на рисунке. Чем будут отличаться траектории их движения?

В

а) протон 1 будет двигаться по окружности, протон 2 по прямой;

б) они будут вращаться по окружности в противоположных направлениях;

в) они будут вращаться по окружности в разных плоскостях;

г) траектории будут одинаковые.

9. В магнитное поле влетают две частицы с одинаковыми массами. Заряд второй частицы в 2 раза больше, а скорость первой частицы в 2 раза меньше. Одинаковые ли будут радиусы орбит вращения частиц? ▪ ▪ ▪ В  ▪ ▪ ▪ а) радиус орбиты второй частицы в 2 раза больше; б) радиус орбиты второй частицы в 4 раза больше; в) радиус орбиты второй частицы в 4 раза меньше; г) радиусы орбит будут одинаковые.

9. В магнитное поле влетают две частицы с одинаковыми массами. Заряд второй частицы в 2 раза больше, а скорость первой частицы в 2 раза меньше. Одинаковые ли будут радиусы орбит вращения частиц?

В

а) радиус орбиты второй частицы в 2 раза больше;

б) радиус орбиты второй частицы в 4 раза больше;

в) радиус орбиты второй частицы в 4 раза меньше;

г) радиусы орбит будут одинаковые.

10. В магнитное поле влетают две частицы с одинаковыми массами. Заряд и скорость второй частицы в 4 раза меньше. Одинаковые ли будут радиусы орбит вращения частиц? ▪ ▪ ▪ В  ▪ ▪ ▪ а) радиус орбиты второй частицы в 4 раза больше; б) радиус орбиты второй частицы в 4 раза меньше; в) радиус орбиты второй частицы в 16 раз меньше; г) радиусы орбит будут одинаковые.

10. В магнитное поле влетают две частицы с одинаковыми массами. Заряд и скорость второй частицы в 4 раза меньше. Одинаковые ли будут радиусы орбит вращения частиц?

В

а) радиус орбиты второй частицы в 4 раза больше;

б) радиус орбиты второй частицы в 4 раза меньше;

в) радиус орбиты второй частицы в 16 раз меньше;

г) радиусы орбит будут одинаковые.

11. В магнитное поле влетают две частицы. Заряд, масса и скорость второй частицы в 2 раза больше. Одинаковые ли будут периоды обращения частиц? ▪ ▪ ▪ В  ▪ ▪ ▪ а ) период обращения второй частицы в 4 раза больше; б) период обращения второй частицы в 4 раза меньше; в) период обращения второй частицы в 8 раз меньше; г) периоды обращения будут одинаковые.

11. В магнитное поле влетают две частицы. Заряд, масса и скорость второй частицы в 2 раза больше. Одинаковые ли будут периоды обращения частиц?

В

а ) период обращения второй частицы в 4 раза больше;

б) период обращения второй частицы в 4 раза меньше;

в) период обращения второй частицы в 8 раз меньше;

г) периоды обращения будут одинаковые.

Решение задач Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр.158 начальный уровень №1-6, стр. 160 достаточный уровень №1,2, 5,6.

Решение задач

  • Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр.158 начальный уровень №1-6, стр. 160 достаточный уровень №1,2, 5,6.
Самостоятельная работа Время выполнения: 15 минут  Критерии оценки: «5» баллов – 5 верно выполненных заданий  «4» балла – 4 верно выполненных задания  «3» балла – 3 верно выполненных задания

Самостоятельная работа

Время выполнения: 15 минут

Критерии оценки:

  • «5» баллов – 5 верно выполненных заданий
  • «4» балла – 4 верно выполненных задания
  • «3» балла – 3 верно выполненных задания
Взаимопроверка     Критерии оценки:  «5» баллов – 5 верно выполненных заданий  «4» балла – 4 верно выполненных задания  «3» балла – 3 верно выполненных задания    Номер задания   Ответы   1   2 b   3 a   4 а, с d   5 а

Взаимопроверка Критерии оценки: «5» баллов – 5 верно выполненных заданий «4» балла – 4 верно выполненных задания «3» балла – 3 верно выполненных задания

Номер задания

 

Ответы

 

1

 

2

b

 

3

a

 

4

а, с

d

 

5

а

Вопросы для закрепления : Сформулируйте определение силы Лоренца. По какому правилу можно определить направление силы Лоренца? Какой формулой определяется сила, действующая со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу? В каком случае сила Лоренца не совершает работу? По какой формуле можно рассчитать радиус окружности, по которой будет двигаться частица в магнитном поле? Чему равен период обращения частицы в однородном магнитном поле? В каких устройствах используется движение заряженных частиц в однородном магнитном поле? Что позволяет измерять современный масс-спектрометр?

Вопросы для закрепления :

  • Сформулируйте определение силы Лоренца.
  • По какому правилу можно определить направление силы Лоренца?
  • Какой формулой определяется сила, действующая со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу?
  • В каком случае сила Лоренца не совершает работу?
  • По какой формуле можно рассчитать радиус окружности, по которой будет двигаться частица в магнитном поле?
  • Чему равен период обращения частицы в однородном магнитном поле?
  • В каких устройствах используется движение заряженных частиц в однородном магнитном поле?
  • Что позволяет измерять современный масс-спектрометр?

  ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ    Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 16-26, параграфы 6, 7 прочитать, конспект выучить; с. 26 упр. 1 (2) . Критерии оценки: студент выучил конспект – «3» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника – «4» балла; студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос или решил задачу – «5» баллов.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 16-26, параграфы 6, 7 прочитать, конспект выучить; с. 26 упр. 1 (2) .

Критерии оценки: студент выучил конспект – «3» балла;

студент выучил конспект, владеет информацией из учебника – «4» балла;

студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос или решил задачу – «5» баллов.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Список использованных источников    Образовательный портал. Тест с ответами на тему Сила Лоренца [Электронный ресурс]/ P hysics // Режим доступа: https://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter1/section/paragraph18/theory.html  Подготовка к ЕГЭ. Тест Сила Лоренца [Электронный ресурс]/ Compedu // Режим доступа: https://compedu.ru/publication/podgotovka-k-ege-test-sila-lorentsa.html  Тест Магнитное поле [Электронный ресурс]/ Schooltests // Режим доступа: http://www.schooltests.ru/11/07_magnitnoe_pole.pdf  Тест по теме «Магнетизм» [Электронный ресурс]/ kopilkaurokov // Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizika/testi/tiest-po-tiemie-maghnietizm-11-klass  Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]/ N sportal // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/08/28/test-po-teme-primenenie-sily-lorentsa  Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.

  Список использованных источников

  • Образовательный портал. Тест с ответами на тему Сила Лоренца [Электронный ресурс]/ P hysics // Режим доступа: https://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter1/section/paragraph18/theory.html
  • Подготовка к ЕГЭ. Тест Сила Лоренца [Электронный ресурс]/ Compedu // Режим доступа: https://compedu.ru/publication/podgotovka-k-ege-test-sila-lorentsa.html
  • Тест Магнитное поле [Электронный ресурс]/ Schooltests // Режим доступа: http://www.schooltests.ru/11/07_magnitnoe_pole.pdf
  • Тест по теме «Магнетизм» [Электронный ресурс]/ kopilkaurokov // Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizika/testi/tiest-po-tiemie-maghnietizm-11-klass
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]/ N sportal // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/08/28/test-po-teme-primenenie-sily-lorentsa
  • Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!