ГАПОУ НСО «Барабинский медицинский колледж»
Тема:
« Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях. »
Преподаватель: Вашурина Т. В. Барабинск, 2018
Цели учебного занятия:
- Учебные цели: сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений через изучение понятия силы Лоренца, движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; способствовать формированию умения владеть основополагающими физическими понятиями, уверенно пользоваться физической терминологией и символикой. Способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения упражнений (ОК 2).
Фронтальный опрос Объясните действие магнитного поля на проводник с током.
Фронтальный опрос Сформулируйте понятие силы Ампера.
Фронтальный опрос Запишите и сформулируйте закон Ампера.
Фронтальный опрос Дайте определение магнитного потока.
Фронтальный опрос Опишите случай максимального и минимального магнитного потока, его единицы измерения.
Фронтальный опрос Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
Тема: Сила Лоренца. Движение заряженной частицы в магнитных и электрических полях.
Лоренц Хендрик Антон
Лоренц ввел в электродинамику представления о дискретности электрических зарядов и записал уравнения для электромагнитного поля, созданного отдельными заряженными частицами (уравнения Максвелла – Лоренца); ввел выражение для силы, действующей на движущийся заряд в электромагнитном поле; создал классическую теорию дисперсии света и объяснил расщепление спектральных линий в магнитном поле (эффект Зеемана). Его работы по электродинамике движущихся сред послужили основой для создания специальной теории относительности.
(1853 – 1928 г.г.)
великий
нидерландский
физик – теоретик,
создатель
классической
электронной
теории
Сила Лоренца -
это сила, с которой магнитное поле действует на заряженные частицы.
Модуль силы Лоренца прямо пропорционален:
- индукции магнитного поля В ( в Тл );
- модулю заряда движущейся частицы |q 0 | ( в Кл );
- скорости частицы ( в м/с )
где угол α – это угол между вектором магнитной индукции и направлением вектора скорости частицы
Направление силы Лоренца
Направление силы Лоренца определяется по правилу левой руки: левую руку надо расположить так, чтобы линии магнитной индукции входили в ладонь, четыре вытянутых пальца были направлены по направлению движения положительно заряженной частицы (или против отрицательной), тогда отогнутый на 90 ˚ большой палец покажет направление действия силы Лоренца.
α = 0˚ = sin α = 0 Fл = 0 = Если сила, действующая на частицу, = 0, то частица, влетающая в магнитное поле, будет двигаться равномерно и прямолинейно вдоль линий магнитной индукции " width="640"
Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле
Частица влетает в магнитное поле ll линиям
магнитной индукции = α = 0˚ = sin α = 0
Fл = 0
=
Если сила, действующая на частицу, = 0, то частица, влетающая в магнитное поле, будет двигаться
равномерно и прямолинейно вдоль линий
магнитной индукции
sin α = 1 = В этом случае сила Лоренца максимальна, значит, частица будет двигаться с центростремительным ускорением по окружности " width="640"
Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле
Если вектор В ┴ вектору скорости , то α = 90˚ = sin α = 1 =
В этом случае сила Лоренца максимальна, значит, частица будет двигаться
с центростремительным ускорением по окружности
Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле
Вектор скорости нужно разложить на две составляющие: ║ и ┴ , т.е. представить сложное движение частицы в виде двух простых:
равномерного прямолинейного движения вдоль линий индукции и движения по окружности перпендикулярно линиям индукции – частица движется по спирали .
1
R = m | q B
Применение силы Лоренца
1. Определите направление действия силы Лоренца
1
5
▪
2
4
6
х
3
а) 1 б) 2 в) 3
г) 4 д) 5 е) 6
2. Определите направление действия силы Лоренца
1
х
5
2
4
6
▪
3
а) 1 б) 2 в) 3
г) 4 д) 5 е) 6
3. Определите направление действия силы Лоренца
1
5
х
2
4
6
▪
3
а) 1 б) 2 в) 3
г) 4 д) 5 е) 6
4. Определите направление действия силы Лоренца
1
5
х
4
3
6
▪
2
а) 1 б) 2 в) 3
г) 4 д) 5 е) 6
5. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле?
а) по окружности в плоскости чертежа;
б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;
в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;
г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа;
д) по прямой вдоль линий индукции;
е) по прямой против линий индукции.
6. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле?
а) по окружности в плоскости чертежа;
б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;
в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;
г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа;
д) по прямой вдоль линий индукции;
е) по прямой против линий индукции.
7. По какой траектории будет двигаться данная частица в магнитном поле?
а) по окружности в плоскости чертежа;
б) по окружности в плоскости перпендикулярной плоскости чертежа;
в) по спирали, плоскость витков которой лежит в плоскости чертежа;
г) по спирали, плоскость витков которой перпендикулярна плоскости чертежа;
д) по прямой вдоль линий индукции;
е) по прямой против линий индукции.
8. В магнитное поле влетают с одинаковыми скоростями два протона так, как показано на рисунке. Чем будут отличаться траектории их движения?
▪
▪
▪
В
▪
▪
▪
а) протон 1 будет двигаться по окружности, протон 2 по прямой;
б) они будут вращаться по окружности в противоположных направлениях;
в) они будут вращаться по окружности в разных плоскостях;
г) траектории будут одинаковые.
9. В магнитное поле влетают две частицы с одинаковыми массами. Заряд второй частицы в 2 раза больше, а скорость первой частицы в 2 раза меньше. Одинаковые ли будут радиусы орбит вращения частиц?
▪
▪
▪
В
▪
▪
▪
а) радиус орбиты второй частицы в 2 раза больше;
б) радиус орбиты второй частицы в 4 раза больше;
в) радиус орбиты второй частицы в 4 раза меньше;
г) радиусы орбит будут одинаковые.
10. В магнитное поле влетают две частицы с одинаковыми массами. Заряд и скорость второй частицы в 4 раза меньше. Одинаковые ли будут радиусы орбит вращения частиц?
▪
▪
▪
В
▪
▪
▪
а) радиус орбиты второй частицы в 4 раза больше;
б) радиус орбиты второй частицы в 4 раза меньше;
в) радиус орбиты второй частицы в 16 раз меньше;
г) радиусы орбит будут одинаковые.
11. В магнитное поле влетают две частицы. Заряд, масса и скорость второй частицы в 2 раза больше. Одинаковые ли будут периоды обращения частиц?
▪
▪
▪
В
▪
▪
▪
а ) период обращения второй частицы в 4 раза больше;
б) период обращения второй частицы в 4 раза меньше;
в) период обращения второй частицы в 8 раз меньше;
г) периоды обращения будут одинаковые.
Решение задач
- Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы А. Кирик стр.158 начальный уровень №1-6, стр. 160 достаточный уровень №1,2, 5,6.
Самостоятельная работа
Время выполнения: 15 минут
Критерии оценки:
- «5» баллов – 5 верно выполненных заданий
- «4» балла – 4 верно выполненных задания
- «3» балла – 3 верно выполненных задания
Взаимопроверка Критерии оценки: «5» баллов – 5 верно выполненных заданий «4» балла – 4 верно выполненных задания «3» балла – 3 верно выполненных задания
Номер задания
Ответы
1
2
b
3
a
4
а, с
d
5
а
Вопросы для закрепления :
- Сформулируйте определение силы Лоренца.
- По какому правилу можно определить направление силы Лоренца?
- Какой формулой определяется сила, действующая со стороны магнитного поля на движущуюся заряженную частицу?
- В каком случае сила Лоренца не совершает работу?
- По какой формуле можно рассчитать радиус окружности, по которой будет двигаться частица в магнитном поле?
- Чему равен период обращения частицы в однородном магнитном поле?
- В каких устройствах используется движение заряженных частиц в однородном магнитном поле?
- Что позволяет измерять современный масс-спектрометр?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Соцкий, Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с приложением на электронном носителе). Базовый и профильный уровни - М.: Просвещение, 2011 г. , с. 16-26, параграфы 6, 7 прочитать, конспект выучить; с. 26 упр. 1 (2) .
Критерии оценки: студент выучил конспект – «3» балла;
студент выучил конспект, владеет информацией из учебника – «4» балла;
студент выучил конспект, владеет информацией из учебника, ответил на дополнительный вопрос или решил задачу – «5» баллов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список использованных источников
- Образовательный портал. Тест с ответами на тему Сила Лоренца [Электронный ресурс]/ P hysics // Режим доступа: https://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter1/section/paragraph18/theory.html
- Подготовка к ЕГЭ. Тест Сила Лоренца [Электронный ресурс]/ Compedu // Режим доступа: https://compedu.ru/publication/podgotovka-k-ege-test-sila-lorentsa.html
- Тест Магнитное поле [Электронный ресурс]/ Schooltests // Режим доступа: http://www.schooltests.ru/11/07_magnitnoe_pole.pdf
- Тест по теме «Магнетизм» [Электронный ресурс]/ kopilkaurokov // Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/fizika/testi/tiest-po-tiemie-maghnietizm-11-klass
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]/ N sportal // Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/08/28/test-po-teme-primenenie-sily-lorentsa
- Физика. 11 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: базовый и профильный уровни: [Текст]/ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.-20-е изд. - М. : Просвещение, 2011. – 399 с.