Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Орг.момент
|
Ну –ка проверь – ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё – ль на месте, всё – ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- Скажите своему соседу по парте приятные слова, используйте в своей речи как можно больше прилагательных.
- Спасибо, садитесь!
|
Проверяют готовность по стихотворению.
Эмоциональный настрой
|
Целеполагание
|
-Сегодня у нас необычный урок – урок - исследование.
Вы все станете исследователями. Кто из вас знает, кто такой исследователь?
«Исследователь тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать - подвергать научному изучению».
-А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать.
Я говорю определение, а вам нужно обозначить одним словом
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья.
Произведение живописи, выполненное красками на бумаге.
Специалист, который преподаёт какой-либо учебный предмет в школе.
Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
-Какое слово получилось в выделенном столбце?
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока-исследования?
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Исходя из цели, какие задачи мы можем
сегодня определить на урок?
|
-Ответы учащихся
-Красивый
-Посуда
-Картина
-Учитель
-Карандаш
-Ноябрь
-Корень
-Корень
- Узнать что такое корень.
1. Познакомиться с новым правилом об однокоренных словах.
2. Продолжить находить однокоренные слова;
3. Выделять их общую часть – корень.
|
Работа по теме урока.
|
-Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка?
-Что такое корень? У каких предметов есть корни? Для чего он нужен? Сколько значений у слова?
-Что такое корень?
|
-Да
-Часть слова
|
|
- Посмотрите на экран.
- Давайте прочитаем слова.
- Что вы заметили общего во всех словах?
- Давайте попробуем прочитать только корень в каждом слове.
- Вы поняли, что обозначает это слово? Сад - участок земли, засаженный деревьями, цветами.
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
Изменился смысл слов или остался тем же?
Если изменился смысл слова. Что это значит? А это значит, что корень - это главная часть.
- В корне заключён смысл слова. От него «растут» другие слова.
Может, кто-то из вас уже знает, при помощи какого значка выделяется корень слова?
-Как одним словом можно назвать эти слова? (однокоренные )
|
|
Первичное закрепление
|
Ребята, давайте закрепим наши знания о корне слова.
Откройте учебник на стр. 74, прочитайте упр. под номером 130
О чём говорится в тексте? ….
Найдите однокоренные слова.
Чем похожи эти слова?
— Как называется общая часть?
Спишите однокоренные слова, графически обозначьте корень, какой корень вы выделите?.
На стр. 74 прочтите правило, про себя.
- Что такое корень?
- Что заключено в корне?
Отлично, вы большие молодцы!
С этим правилом вы уже знакомы. Давайте с вами прочитаем ещё одно правило, которое будет помогать нам в дальнейшем.
На стр. 75 прочтите правило про себя, выделите главную мысль.
- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?
Молодцы!
|
Читает один ученик вслух
- О лесе и грибах
- Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновик
- Имеют общую часть и значение
- Корень.
- осин
- Это главная значимая часть слова
- Общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- Подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть
|
Физкультминутка
|
. Игра «Ловушка».
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, то приседаете.
Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, сад – садовый, дом – домашний, желток – жёлтый, хлеб – батон, ветер – ветка.
|
|
Вторичное закрепление
|
А сейчас мы с вами поработаем в парах. Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в парах. В парах мы работаем уже с первого класса, поэтому просто прочитайте глазами.
Вам нужно записать однокоренные слова с корнями.
Игра «Третий лишний».
1.Желток-железо-желтый
2.Циркуль-циркач-цирк
3.Веселый-радость-веселье
|
-железо
-циркуль
-радость
|
Итог урока
|
Подведем итог нашего урока, какую работу мы выполняли сегодня на уроке?
Каковы результаты нашей работы?
- Мы выполнил цель, поставленную на уроке?
- Что заключено в корне?
- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень?
- Как отличать однокоренные слова от не однокоренных?
|
- Общее лексическое значение всех однокоренных слов
- Подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть
|
Рефлексия учебной деятельности.
|
- Ребята, на парте у вас лежат листочки, вам нужно нарисовать смайлик, который соответствует вам. Веселый - значит, вы хорошо поняли тему и довольны собой, грустный - если вам не понравилось на уроке и вы плохо поняли тему.
Покажите мне и друг другу ваши смайлики!
|
|