СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по теме "Его величество глагол" (конспект + презентация).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по теме "Его величество глагол" (конспект + презентация).

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Его величество глагол.»

Внеклассное мероприятие в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ Шацкая средняя школа Ничушкиной Галины Александровны



- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что наше общение будет приятным и плодотворным. Прежде чем начать занятие, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся нашим гостям и друг другу. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом деле, успех приходит к тем, кто встает с хорошим настроением.

- Сегодня на нашем занятии мы создадим портрет одной части речи, а какой, вы сейчас узнаете сами.

- Прочитайте внимательно слова «Нам есть кем гордиться!».

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту фразу? (Так называется патриотический проект к 75-летию Победы, который стартовал в Рязанской области. Главная цель его – привлечь внимание жителей региона к истории Великой Отечественной войны, подвигам земляков, рассказать о судьбе каждого, кто внес свой вклад в общую победу).

- Посмотрите на это предложение. Какие части речи вы здесь встретили? (Местоимение и глагол).

- Правильно. Догадайтесь, какая из названных частей речи может дать такое интервью?

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

– Что бы вы пожелали ребятам?

– Чтобы русский язык все ребята на "пятёрку" знали,

На письме и в разговоре меня употребляли. (Глагол).


- Правильно. Наше мероприятие будет посвящено именно ему. В русском языке он занимает второе место по частоте употребления.

- Чтобы получить портрет глагола, нам нужно пройти по залам глагольного музея и выполнить много заданий. Готовы? Не будем терять времени, отправляемся в путь!

Историческая справка:

- «Глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»

- И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием тоже называлась «Глаголица», а затем появилась «Кириллица», азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».

- А что называется глаголом сейчас русском языке?

Зал 1.

Восстанови словесный портрет

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы ______________________________________________________

(Проверяем, зачитывая ответы и сверяя их с проверочным слайдом)


- Предлагаю пройти в зал № 2. Здесь нас ждет очередное задание.

Интерактивная игра

Зал № 2 Морфологический зал

Непостоянные признаки

- Прочитайте стихотворение и выпишите глаголы.

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.


Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.


- От какого лица идет повествование в этом стихотворении?

- Какие признаки вам помогли это определить? На какие две группы можно поделить эти глаголы?

- Какие непостоянные признаки глаголов назвали?

- Это все непостоянные признаки? Давайте посмотрим ролик и скажем, о каком признаке в нем говорится. (время глагола)

- А сейчас мы посмотрим, как вы ориентируетесь во временах глагола. Выполним тест
(интерактивный).

- Предлагаю пройти в зал № 3 и выполнить задания в парах.

Зал № 3 Сложный этот глагол

- В День победы все мы ходим к обелискам и носим цветы.

- Сейчас вы будете создавать «удивительные» ромашки. У вас на столе есть зеленое поле – луг, желтые сердцевины – 1 спряжение и 2 спряжение, лепестки белого цвета, на которых записаны глаголы. Ваша задача – правильно распределить глаголы по спряжениям, чтобы получились ромашки. Работать будете в парах.

(воюешь, наступит, победим, выиграем, помните, стреляют, целятся, защищают, штурмуешь, освобождаем, ударят, охраняешь, ранит.)

- Назвать личные окончания глаголов 1 спряжения в настоящем и будущем времени?

- Назвать личные окончания глаголов 2 спряжения в настоящем и будущем времени?

(вывод)

- Чтобы понять, в какой зал мы сейчас попадем, давайте поиграем в игру «Доскажите словечко» (на доске)

В школу чтоб не опоздать,

Надо нам пораньше..............встать.

Чтобы чистыми нам быть,

Руки и лицо …...................помыть.

Чтобы на каток пойти,

Надо нам коньки................найти.

Посадила мама в печь

Пироги с капустой …........пеЧЬ.

- Какую форму имеют все вставленные глаголы?

- Как же будет называться зал №4? (Инфинитив)

- Это начальная форма глагола.

- Давайте образуем от глаголов неопределенной формы антонимы, а делать это будем по рядам.

Смеяться — плакать

радоваться — грустить

здороваться- прощаться

поднимать — опускать

нагревать — охлаждать

исчезать — появляться

начинать- заканчивать

разрешать — запрещать

покупать — продавать

нападать – защищать

- Вы молодцы!

- А зачем нам нужен глагол?

- Глагол в речи выполняет одну из главных функций, а именно при помощи глаголов мы можем выражать свои действия в динамике. Без глаголов все бы было невнятно и непонятно. Все действия, осуществляемые людьми, животными и прочими живыми существами и предметами, описывают глаголы.

- А как вы думаете, мы всегда правильно употребляем в речи глаголы?

- Да, есть глаголы, которые мы неправильно употребляем в речи. У вас есть карточки с глаголами, в которых мы часто допускаем ошибки.

1. Класть, а не ложить

2. Поезжай, а не едь

3. Сажать, а не садить

4. Зажжём, а не зажгём

5. Течёт, а не текёт

6. Печёт, а не пекёт

7. Прийти, а не придти

8. Пойдёмте, а не пошлите

9. Помаши, а не помахай

10. Плачет, а не плакает

11. Полощи, а не полоскай

12. Лазят, а не лазеют

13. Надеть или одеть


- Вот мы и получили портрет глагола. Если у нас все правильно, то мы должны прочитать фразу из стихотворения. Давайте посмотрим, что получилось.


Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

- О чем эта фраза? ( Это призыв пронести память о войне через всю жизнь и никогда этого не забывать).

- Эти строки я взяла из произведения Роберта Рождественского. И мне хотелось бы прочитать ещё небольшой отрывок из него:

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда,-помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

- Скажите, ребята, а смогли бы мы понять смысл данного стихотворения без глаголов? (Нет).

-А какой первым вы сейчас услышали глагол? (Помните)

-А почему это так важно для каждого из нас? Что помогает понять нам этот глагол? ( Мы должны помнить прошлое, без которого у нас нет и не может быть будущего)

- Правильно, сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что все глаголы в нашей речи очень важны, и мы должны быть к ним внимательнее.

- Наше путешествие подошло к концу, и я хотела бы его завершить словами Александра Матвеевича Пешковского: «…глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». Спасибо всем за внимание!







Просмотр содержимого презентации
«Внеклассное мероприятие Его величество глагол»

ПРОЕКТ   Внеурочного мероприятия  по русскому языку     5 класс Учитель русского языка и литературы Ничушкина Галина Александровна МОУ «Шацкая СШ»

ПРОЕКТ Внеурочного мероприятия по русскому языку

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Ничушкина Галина Александровна

МОУ «Шацкая СШ»

ТЕМА:   «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЛАГОЛ»

ТЕМА: «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ГЛАГОЛ»

Догадайтесь, какая из названных частей речи может дать такое интервью?  – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский язык все ребята на

Догадайтесь, какая из названных частей речи может дать такое интервью?

Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский язык все ребята на "пятёрку" знали, на письме и в разговоре меня употребляли.

ГЛАГОЛ

Г Л А Г О Л

Г

Л

А

Г

О

Л

Историческая справка «Глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь» И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием, тоже называлась глаголица, а затем появилась кириллица, азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом». А что называется глаголом сейчас в русском языке?

Историческая справка

«Глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»

И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием, тоже называлась глаголица, а затем появилась кириллица, азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».

А что называется глаголом сейчас в русском языке?

Восстанови словесный портрет З А Л № 1 самостоятельная Глагол – это ___________________ часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы __________________________________________ действие предмета что делать? и что сделать?

Восстанови словесный портрет

З

А

Л

№ 1

самостоятельная

Глагол – это ___________________ часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы __________________________________________

действие предмета

что делать? и что сделать?

Г Л А Г О Л  Что такое глагол

Г

Л

А

Г

О

Л

Что такое

глагол

Прочитайте внимательно стихотворение и выпишите все глаголы З А Л № 2 Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена.   Их с утра зовёт дорога На торжественный парад, И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят.

Прочитайте внимательно стихотворение

и выпишите все глаголы

З

А

Л

№ 2

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

 

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад,

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Времена глагола

Времена глагола

Найди глагол настоящего времени Отгремели давно залпы наших орудий Эта память с корнями уходит всё глубже Защемит у девчонки сердчишко От людского горя и бед Постарела мать за тридцать лет

Найди глагол настоящего времени

Отгремели давно залпы наших орудий

Эта память с корнями уходит всё глубже

Защемит у девчонки сердчишко

От людского горя и бед

Постарела мать за тридцать лет

Найди глагол прошедшего времени   Руки мне протянет после боя И опять в атаку он бежит Где зрачки пулеметов свирепо глядят Он рванулся из траншеи в бой

Найди глагол прошедшего времени

Руки мне протянет после боя

И опять в атаку он бежит

Где зрачки пулеметов свирепо глядят

Он рванулся из траншеи в бой

Найди глагол будущего времени   Только что пришла с передовой Пролетит последняя тревога Они помнят весну 45-го года..  Он не сдал автомат  И пилотку свою

Найди глагол будущего времени

Только что пришла с передовой

Пролетит последняя тревога

Они помнят весну 45-го года..

Он не сдал автомат И пилотку свою

Найди глагол настоящего времени И запахнет фронтом - снегом талым Отряд партизанский попал в окруженье Он стоит, как символ нашей славы  Затихал вечерний бой

Найди глагол настоящего времени

И запахнет фронтом - снегом талым

Отряд партизанский попал в окруженье

Он стоит, как символ нашей славы

Затихал вечерний бой

Отлично!

Отлично!

Г Л А Г О Л  Грамматические признаки Что такое глагол

Г

Л

А

Г

О

Л

Грамматические

признаки

Что такое

глагол

воюешь выиграем стреляют наступит защищают штурмуешь победим освобождаем помните целятся охраняешь ударят ранит Воюешь, наступит, победим, выиграем, помните, стреляют, целятся, защищают, штурмуешь, освобождаем, ударят, охраняешь, ранит З А Л № 3 II спряжение I спряжение

воюешь

выиграем

стреляют

наступит

защищают

штурмуешь

победим

освобождаем

помните

целятся

охраняешь

ударят

ранит

Воюешь, наступит, победим, выиграем, помните, стреляют, целятся, защищают, штурмуешь, освобождаем, ударят, охраняешь, ранит

З

А

Л

№ 3

II спряжение

I спряжение

Г Л А Г О Л  Грамматические признаки Что такое глагол Спряжение

Г

Л

А

Г

О

Л

Грамматические

признаки

Что такое

глагол

Спряжение

«Доскажите словечко» З А Л № 4 В школу чтоб не опоздать, Надо нам пораньше.............. Чтобы чистыми нам быть, Руки и лицо …................... Чтобы на каток пойти, Надо нам коньки................ Посадила мама в печь Пироги с капустой …........ встать. помыть. найти. печь.

«Доскажите словечко»

З

А

Л

№ 4

В школу чтоб не опоздать,

Надо нам пораньше..............

Чтобы чистыми нам быть,

Руки и лицо …...................

Чтобы на каток пойти,

Надо нам коньки................

Посадила мама в печь

Пироги с капустой …........

встать.

помыть.

найти.

печь.

Смеяться - плакать Радоваться - Здороваться - Поднимать - Нагревать - Исчезать - Начинать - Разрешать - Покупать - грустить прощаться опускать охлаждать появляться заканчивать запрещать продавать

Смеяться -

плакать

Радоваться -

Здороваться -

Поднимать -

Нагревать -

Исчезать -

Начинать -

Разрешать -

Покупать -

грустить

прощаться

опускать

охлаждать

появляться

заканчивать

запрещать

продавать

Г Л А Г О Л  Грамматические признаки Что такое глагол Инфинитив Спряжение

Г

Л

А

Г

О

Л

Грамматические

признаки

Что такое

глагол

Инфинитив

Спряжение

Запомните 1. Класть, а не ложить 2. Поезжай, а не едь 3. Сажать, а не садить 4. Зажжём, а не зажгём 5. Течёт, а не текёт 6. Печёт, а не пекёт 7. Прийти, а не придти 8. Пойдёмте, а не пошлите 9. Помаши, а не помахай 10. Плачет, а не плакает 11. Полощи, а не полоскай 12. Лазят, а не лазеют 13. Надеть или одеть

Запомните

1. Класть, а не ложить

2. Поезжай, а не едь

3. Сажать, а не садить

4. Зажжём, а не зажгём

5. Течёт, а не текёт

6. Печёт, а не пекёт

7. Прийти, а не придти

8. Пойдёмте, а не пошлите

9. Помаши, а не помахай

10. Плачет, а не плакает

11. Полощи, а не полоскай

12. Лазят, а не лазеют

13. Надеть или одеть

Г Л А Г О Л  Грамматические признаки Что такое глагол чтоб запомнили! Детям своим расскажите  о них, Инфинитив Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Спряжение

Г

Л

А

Г

О

Л

Грамматические

признаки

Что такое

глагол

чтоб запомнили!

Детям своим расскажите

о них,

Инфинитив

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Спряжение

«…глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены» А. М. Пешковский

«…глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены»

А. М. Пешковский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!