Внеклассное мероприятие в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ Шацкая средняя школа Ничушкиной Галины Александровны
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что наше общение будет приятным и плодотворным. Прежде чем начать занятие, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся нашим гостям и друг другу. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. На самом деле, успех приходит к тем, кто встает с хорошим настроением.
- Сегодня на нашем занятии мы создадим портрет одной части речи, а какой, вы сейчас узнаете сами.
- Прочитайте внимательно слова «Нам есть кем гордиться!».
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту фразу? (Так называется патриотический проект к 75-летию Победы, который стартовал в Рязанской области. Главная цель его – привлечь внимание жителей региона к истории Великой Отечественной войны, подвигам земляков, рассказать о судьбе каждого, кто внес свой вклад в общую победу).
- Посмотрите на это предложение. Какие части речи вы здесь встретили? (Местоимение и глагол).
- Правильно. Догадайтесь, какая из названных частей речи может дать такое интервью?
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
– Чтобы русский язык все ребята на "пятёрку" знали,
На письме и в разговоре меня употребляли. (Глагол).
- Правильно. Наше мероприятие будет посвящено именно ему. В русском языке он занимает второе место по частоте употребления.
- Чтобы получить портрет глагола, нам нужно пройти по залам глагольного музея и выполнить много заданий. Готовы? Не будем терять времени, отправляемся в путь!
Историческая справка:
- «Глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»
- И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием тоже называлась «Глаголица», а затем появилась «Кириллица», азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».
- А что называется глаголом сейчас русском языке?
Зал 1.
Восстанови словесный портрет
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы ______________________________________________________
(Проверяем, зачитывая ответы и сверяя их с проверочным слайдом)
- Предлагаю пройти в зал № 2. Здесь нас ждет очередное задание.
Интерактивная игра
Зал № 2 Морфологический зал
Непостоянные признаки
- Прочитайте стихотворение и выпишите глаголы.
Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
- От какого лица идет повествование в этом стихотворении?
- Какие признаки вам помогли это определить? На какие две группы можно поделить эти глаголы?
- Какие непостоянные признаки глаголов назвали?
- Это все непостоянные признаки? Давайте посмотрим ролик и скажем, о каком признаке в нем говорится. (время глагола)
- А сейчас мы посмотрим, как вы ориентируетесь во временах глагола. Выполним тест
(интерактивный).
- Предлагаю пройти в зал № 3 и выполнить задания в парах.
Зал № 3 Сложный этот глагол
- В День победы все мы ходим к обелискам и носим цветы.
- Сейчас вы будете создавать «удивительные» ромашки. У вас на столе есть зеленое поле – луг, желтые сердцевины – 1 спряжение и 2 спряжение, лепестки белого цвета, на которых записаны глаголы. Ваша задача – правильно распределить глаголы по спряжениям, чтобы получились ромашки. Работать будете в парах.
(воюешь, наступит, победим, выиграем, помните, стреляют, целятся, защищают, штурмуешь, освобождаем, ударят, охраняешь, ранит.)
- Назвать личные окончания глаголов 1 спряжения в настоящем и будущем времени?
- Назвать личные окончания глаголов 2 спряжения в настоящем и будущем времени?
(вывод)
- Чтобы понять, в какой зал мы сейчас попадем, давайте поиграем в игру «Доскажите словечко» (на доске)
В школу чтоб не опоздать,
Надо нам пораньше..............встать.
Чтобы чистыми нам быть,
Руки и лицо …...................помыть.
Чтобы на каток пойти,
Надо нам коньки................найти.
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.
- Какую форму имеют все вставленные глаголы?
- Как же будет называться зал №4? (Инфинитив)
- Это начальная форма глагола.
- Давайте образуем от глаголов неопределенной формы антонимы, а делать это будем по рядам.
Смеяться — плакать
радоваться — грустить
здороваться- прощаться
поднимать — опускать
нагревать — охлаждать
исчезать — появляться
начинать- заканчивать
разрешать — запрещать
покупать — продавать
нападать – защищать
- Вы молодцы!
- А зачем нам нужен глагол?
- Глагол в речи выполняет одну из главных функций, а именно при помощи глаголов мы можем выражать свои действия в динамике. Без глаголов все бы было невнятно и непонятно. Все действия, осуществляемые людьми, животными и прочими живыми существами и предметами, описывают глаголы.
- А как вы думаете, мы всегда правильно употребляем в речи глаголы?
- Да, есть глаголы, которые мы неправильно употребляем в речи. У вас есть карточки с глаголами, в которых мы часто допускаем ошибки.
1. Класть, а не ложить
2. Поезжай, а не едь
3. Сажать, а не садить
4. Зажжём, а не зажгём
5. Течёт, а не текёт
6. Печёт, а не пекёт
7. Прийти, а не придти
8. Пойдёмте, а не пошлите
9. Помаши, а не помахай
10. Плачет, а не плакает
11. Полощи, а не полоскай
12. Лазят, а не лазеют
13. Надеть или одеть
- Вот мы и получили портрет глагола. Если у нас все правильно, то мы должны прочитать фразу из стихотворения. Давайте посмотрим, что получилось.
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
- О чем эта фраза? ( Это призыв пронести память о войне через всю жизнь и никогда этого не забывать).
- Эти строки я взяла из произведения Роберта Рождественского. И мне хотелось бы прочитать ещё небольшой отрывок из него:
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,-помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
- Скажите, ребята, а смогли бы мы понять смысл данного стихотворения без глаголов? (Нет).
-А какой первым вы сейчас услышали глагол? (Помните)
-А почему это так важно для каждого из нас? Что помогает понять нам этот глагол? ( Мы должны помнить прошлое, без которого у нас нет и не может быть будущего)
- Правильно, сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что все глаголы в нашей речи очень важны, и мы должны быть к ним внимательнее.
- Наше путешествие подошло к концу, и я хотела бы его завершить словами Александра Матвеевича Пешковского: «…глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». Спасибо всем за внимание!