Вопросительно-относительные местоимения
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 6 классе.
Цель
Знать:
- Вопросительные местоимения
- Их назначение в речи
Уметь:
- Употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения
- Интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями
«Хитрые вопросы»
- Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочка ответила маме тремя местоимениями. Какими?
Вы-мы-ты
- Какое местоимение составлено из двух предлогов?
О-на
- Первый слог личное местоимение. Второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник.
Я-беда
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах сварщик, пильщик, барабанщик . Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь.
Я-щик
Какой хаос! Помогите навести порядок.
Разряды местоимений
Примеры
Личные
Я, он, ты, себя, семицветный, она, какой? мы, что? вы, один, какой.
Возвратное
Кто? Космос, Сколько? Каков, кто, каждый.
Указательные
Столько, любой, иной, радость, её, Вас, тот, этот, сам, самый, весь.
Определительные
Всякий, другой, такой, какой, этакий.
Другие части речи
?
Проверь себя.
Разряды местоимений
Примеры
Личные
Я, он, ты, она, мы, вы, оно, её, вас.
Возвратное
Себя
Указательные
Тот, этот, этакий, столько, такой.
Определительные
Сам, самый, любой, иной, другой, каждый, весь, всякий.
Другие части речи
Семицветный, космос, один, радость
Чей? Каков? Кто? Какой? Что? Сколько? Какой, каков, чей, кто.
Разряды местоимений:
Разряды
Местоимения
Личные
я, ты, он (она, оно), мы, вы, они
Возвратные
себя
Вопросительные
кто? какой? что? чей? сколько? каков?
Относительные
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков
Неопределенные
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь
Отрицательные
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего
Притяжательные
мой, твой, свой, наш, ваш
Указательные
тот, этот , такой, таков, столько
Определительные
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой
Взаимопроверка
Бессвязный рассказ, безжалостный человек, подытожить, сбить, расчетливый, приумолкнуть, безынициативный, предание старины, придать вид, бесцветный, беспрекословно, претворить мечту в жизнь.
Синтаксическая пятиминутка
Повторим числительные.
- Записать предложение. Числительные написать словами.
- Произвести синтаксический разбор предложения, указав, каким членом предложения являются числительные.
Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 20,5 тысяч ученических тетрадей.
РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
- ВОЗВРАТНОЕ
- ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
- УКАЗАТЕЛЬНЫЕ
- ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
- ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ
- ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
- НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ
- ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
Словарный диктант
- Запишите словосочетания, поставив выделенные в скобках местоимения в нужном падеже.
- Укажите падеж местоимений.
Возражать (он), выложить из (она) сумки, расположиться у (он), растет надо (я), тоскуешь по (она), чувствовать (он) боль, расписание для (я), прийти со (свой) товарищем, печатать (сам) себе, поется в (мой) песне, лекция для (мы).
Словарный диктант
- Запишите словосочетания, поставив выделенные в скобках местоимения в нужном падеже.
- Укажите падеж местоимений.
Возражать ему , выложить из ее сумки, расположиться у него , растет надо мной , тоскуешь по ней , чувствовать его боль, расписание для меня , прийти со своим товарищем, печатать самому себе, поется в моей песне, лекция для нас .
Задание №1 Запишите в тетрадь таблицу. Исправьте ошибки, дополните ее.
Разряд: ?
1л я ты
2л мы вы
3л ?
Разряд : Возвратные
?
Задание №2
- Местоимение – часть речи, которая:
1) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо;
2) обозначает предмет, признак, количество;
3) указывает на предмет, но не называет его;
4) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
- В каком случае нет грамматической ошибки?
1) Об этой; 3) скучаю по вас;
2) с им; 4) ихний сын.
- Найти лишнее слово, учитывая разряды местоимений:
1) никакой, 3) кто-то,
2) ничто, 4) нисколько.
- Ошибка в определении разряда местоимений:
1) какой-то – неопределенное;
2) ничей – отрицательное;
3) свой – возвратное;
4) этот – указательное.
5. Возвратное местоимение себя в предложении всегда является
1) определением;
2) дополнением;
3) обстоятельством;
4) сказуемым.
6. Какие личные местоимения не изменяются ни по числам, ни по родам?
1) Я, мы; 3) он, она, оно, они;
2) ты, вы; 4) я, мы, ты, вы.
Проверьте себя!
Задание №1
Личные
- 1л я, мы
- 2л ты, вы
- 3л он, она, оно, они
Возвратное
Задание №2
1 – 4) ; 2 - 1) ; 3 - 3) ; 4 - 3) ; 5 - 2) ; 6 - 4) .
Найди лишнее
А) я, на них, ты, вы;
Б) свой, моего, его, твой;
В) этот, тот, такой, таков;
Г) весь, мой, самый, иной, каждый.
Найди лишнее
А) я, на них , ты, вы;
Б) свой, моего, его , твой;
В) этот, тот, такой, таков ;
Г) весь, мой , самый, иной, каждый.
Понаблюдаем вместе!
- Кто? Что? Какой? Чей? Который? Каков? Сколько?
- Почему они так называются?
- На какие вопросы отвечают существительные?
- Приведите примеры, в которых были бы вопросительные местоимения кто? что? Запишите их в тетрадь.
- На какие вопросы отвечают прилагательные?
- Приведите примеры с вопросительными местоимениями какой? чей? который? каков? Запишите их.
- На какие вопросы отвечают числительные?
- Приведите примеры. Запишите.
Понаблюдаем вместе!
- Сделайте вывод о вопросительных местоимениях.
- Письменно просклоняйте прилагательное птичий и местоимение чей?
- Что общего в правописании этого местоимения и прилагательного?
- Рассмотрите в учебнике таблицу склонения местоимения сколько?
- Определите, на какой части слова стоит ударение во всех падежных формах?
- Запишите в форме Р., Д. и П.п. словосочетание сколько скворцов .
- Обобщите все положения урока и сверьте их с учебником.
СКЛОНЕНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
падеж
ед. ч.
м.р.
и.п.
с.р.
чей?
р.п.
д.п.
мн.ч.
ж.р.
чьё?
чьего?
чьему?
чьего?
чья?
в.п.
одуш/
неодуш
чьей?
чьи?
чьему?
чьего?
чей?
т.п.
чьих?
чьей?
п.п.
чьё?
чьим?
чьим?
(о) чьём?
чью?
чьим?
чьей?
чьею?
чьих?
чьи?
(о) чьём?
чьими?
(о) чьей?
(о) чьих?
и.п.
скОлько?
р.п.
скОльких?
д.п.
скОльким?
в.п.
скОлько?
т.п.
скОлькими?
п.п.
(о) скОльких?
Склонение
- Местоимение сколько изменяется как числительное. Следует запомнить, что при склонении слова сколько ударение всегда падает на основу.
- И. п. ск о лько?
- Р. п. ск о льких?
- Д. п. ск о льким?
- В. п. ск о лько?
- Т. п. ск о лькими?
- П. п. (о) ск о льких?
Служат для связи простых предложений в составе сложных
Употребляются в повествовательных предложениях
Относительные
местоимения
Могут быть разными членами предложения
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков
Чем отличаются вопросительные и относительные местоимения ?
Вопросительные местоимения отличаются от относительных своими функциями в речи .
Вопросительные мы используем, чтобы заменить в вопросе то слово, которое нам неизвестно, а относительные местоимения мы используем в сложном предложении. Например: Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А.С. Пушкин). Слово который , с одной стороны, заменяет слово «предмет» в придаточной части предложения (Я приказал ехать на незнакомый предмет, и этот предмет стал подвигаться нам навстречу.) Слово который является подлежащим в придаточном предложении, оно заменило слово «предмет». Такие относительные местоимения называют еще союзными словами.
Запомним это!
- В каком году ты родился? (а не в котором?)
- Какого ты года рождения? (а не с какого?)
- Каковы твои планы на завтра? (а не какие?)
- Что ты делаешь? (а не чего?)
Сравните
- В котором году ты родился?
_______________
_________________
- Каковы твои планы на завтра?
- Какие твои планы на завтра?
_______________
_________________
Запомним это!
- Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?
- Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?» А тот всегда отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» — и в этом коротеньком «кто» сидят имена всех на свете людей. «Кто» — это местоимение.
вопросительные
относительные
- [ ],( кто ).
- [ ],( что ).
- [ ],( какой ).
- [ ],( каков ).
- [ ],( который ).
- [ ],( чей ).
- [ ],( сколько ).
- СОЮЗНЫЕ СЛОВА являются членами предложения.
- кто, что …?
- какой, каков, который,
чей …?
Вопросительно-относительные местоимения.
кто, что –по падежам
какой, который, чей –по родам, числам и падежам
каков – по родам, числам
сколько – по падежам.
Выборочный диктант
- Выпишите вопросительные местоимения и укажите их грамматические признаки.
- Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
- Кто сказал, что нет чудес на свете? (Ю.Друнина)
- Какой зверь не кусается, не бросается, а живет выше всех? (Созвездие Большой Медведицы)
- Сколько звезд на небе?
- Чей это конь неукротимый бежит в степи необозримой? (А.Пушкин)
Грамматический диктант
- Запишите предложения.
- Подчеркните вопросительные местоимения и укажите их падеж.
- О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал в последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? (А.Пушкин)
- «Кто там бежит?» - спрашивает Лисица.
- Который теперь час?
- Скольких людей ты можешь назвать своими друзьями?
Проверь себя
Ночью на охоту выходят многие животные : хорьки , лисы , волки. От ы скать пищу им ( личн .) помогает уд и вительное зрение. Но есть птицы , ч ь е ( отн .) зрение острее , чем ( отн .) у этих( указ .) животных. Кто( вопр .) они ( личн .)? Совы и филины. Лучше всех( опред .) видят совы , у которых ( отн .) глаза улавл и вают даже слабый свет. Выручает их ( личн .) и острый слух. Ухо совы издали слыш и т даже ш о рох мыш и ных лапок.
Спишите предложения, вставьте буквы, раскройте скобки, найдите в них местоимения, определите их разряд и подчеркните как член предложения.
1. Одиссей – единстве(н,нн)ый из смертных, кто слышал пение сирен и остался в ж..вых.
2. Царица Ино вз..лась спр..сить оракула, за что ра(з,с)гневались боги.
3. Старый Эзон з..плакал от радости, увидев, каким м..гучим и пр..красным стал его сын.
4. Лемносские женщины пр..несли им на к..рабль всего, чем богат был остр..в…
Домашнее задание
§ 65, стр. 85-88
Выучить вопросительно-относительные местоимения.
Упр. 600.
Рефлексия.
!
-До свидания!
-До следующего
путешествия
Прозвенел звонок,
Закончился урок!
Использованные источники:
https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 6 класс
https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html