СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему "Части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое части речи?

I. Организационный момент.

Сели  ровно  и плечи расправили,

Ноги вместе все дружно поставили,

Наклонив тетрадь слегка,

Держит левая рука.

Правой ручку надо взять, приготовиться писать

(Молодцы. Открываем тетради, записываем число- сегодня у нас 28 февраля, классная работа)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Ребята, скажите мне пожалуйста..

- А Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь)

- Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (Они говорят на

разных языках) (в каждой стране есть люди разных национальностей, и у каждой нации свой язык) какой вывод отсюда мы можем сделать, почему не понимают? ( ЛЮДИ ГОВОРЯТ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКА))

- А сейчас послушайте меня внимательно. Язык до Киева доведет. (н-р, отыскать нужное место; не заблудится тот, кто спрашивает)

Как вы понимаете смысл данной пословицы? (ответы детей)    (СЛАЙД)

- Назовите словарное слово в этой пословице ( Язык)

- Сколько значений у этого слова? (Назовите их)    (СЛАЙД)

( язык- предназначен для общения, выражения своих мыслей, эмоций. Как мы уже сказали с вами выше: разные народы, живущие на земле, разговаривают по-своему, на своем языке)

 

III. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА: ( пропущены буквы)

   Сущ.                                Глаг.                              Прил.

Груша                             Построить                     Низкий

Класс                               Бежать                           Красивый

Огурец                             Принести                      Сладкий

Птица                               Написал                         Маленький

Мужчина                          Нарисуют                       Широкое

Стол                                  Идёт                                Светлый

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Эти слова разделены у нас на три группы, как вы думаете, почему их так разделили?  (если молчат- давайте попробуем задать вопрос к словам первого столбика)

( кто-нибудь уже может сказать почему так разделили эти группы?- одни слова называют предметы, отвечают на вопросы кто?, что?;

другие - называют действия предметов и отвечают на вопросы что сделать? что делать? что сделал? что сделают? что делает? что сделает?;

одни - признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? Какие?)

именно по этим признакам мы разделили слова на три группы.

НО это еще не все, самое главное, что эти  предметы, действия предметов и признаки предметов  одним словом называют ЧАСТИ РЕЧИ. )

Итак, кто уже понял о чем мы будем с вами сегодня говорить? ( О ЧАСТЯХ РЕЧИ)

 ( СЛАЙД)

Ну и для того, чтобы нам с вами побольше узнать о частях речи, давайте поработаем с учебником.

 

РАБОТА НАД ТЕМОЙ

Откройте пожалуйста учебник, страница 40. Посмотрите внимательно на картинку, кого мы здесь видим? ( мы видим ребят, ворона, трех белочек).  Что они делают? ( Скорее всего, ребята пришли в парк и играют с белочками, Угощали, радовались.) Что мы можем сказать о ребятах, какие они? ( заботливые, маленькие) Как мы можем озаглавить этот рисунок? (Белка. Парк. Зима)

Назовите мне слова- названия предметов, они будут отвечать на вопрос ЧТО? или КТО? (девочка, мальчик, белочки, ворона, скамейки, дерево)

Назовите слова-названия признаков этих предметов, они будут отвечать на вопрос какой? Какая? Какое? Какие?

( н-р, мальчик какой? – веселый, маленький;

День-  морозный, зимний;

Девочка: заботливая; ( отвечает на вопрос КАКАЯ?)

Белочки: доверчивые. ( отвечает на вопрос КАКИЕ?)

А теперь давайте к каждому герою, к его действию зададим вопрос, слова-названия действия предметов отвечают на вопрос: что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что делают? Что сделают?

Что у нас делает белка? – прыгает, нюхает

Что делает мальчик  с белкой? – играет, кормит.

Что делает ворона? – смотрит.  (СЛАЙД ПО ПРИЗНАКАМ)

А сейчас мы с вами немного пофантазируем, закройте глазки,  представьте, что вы в этом городском парке вместо этих ребят,  открываем глазки, и теперь вам нужно в тетрадях по рисунку составить предложение.

 

Стр.40. правило. Ребята из картинки оставили нам главное правило, сейчас мы с вами его прочитаем.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет( обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие  предмета. У каждой части речи есть свое название: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

(РАБОТА С ПРАВИЛОМ И НАГЛЯДНОСТЬЮ НА ДОСКЕ)

Какие названия имеют части речи?

 

Блок- схема стр.41.

Ребята, сели все красиво, руки положили на пару.

А сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по стране Части речи. Нас будет сопровождать учебник по русскому языку. Открываем страницу 41.

-. Посмотрите внимательно на схему. Какие самые главные жители в этой стране? Как вы думаете?  ( Слова-названия)

 ( Отрывок об Имени существительном/ рисунок волшебника) (СЛАЙД)

Есть один седой старик.

Зовут его Имя Существительное.

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлету,

В кактус, в зонтик и ракету,

В тапочки, в слова и конфеты,

В общем, в разные предметы.

- Какой волшебный предмет есть у дедушки Имени Существительного? (волшебная палочка)

- Во что превращался дедушка с помощью волшебной палочки? ( в любые предметы)

- Посмотрите еще внимательней на схему: на какие вопросы отвечает Имя Существительное? (  КТО? ЧТО?)

А теперь мы с вами отправимся к дедушке по имени Имя Прилагательное, у которого тоже была волшебная палочка

- Когда Имя Прилагательное  касается своей волшебной палочкой предметы, то у них появляются какие-то признаки)

- Скажите мне, на какие вопросы отвечает Имя Прилагательное?  (ответы детей с учебника)

Очень много слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?

- А теперь сходим в гости к Глаголу.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

- Самое интересное, что у Глагола нет волшебной палочки как у Имени существительного и Имени прилагательного, НО, у него много рук и много ног, он все время что-то делает.

- На какие вопросы у нас отвечают глаголы?

- Что они ( глаголы) обозначают?

 

- С какими жителями страны Части речи  вы познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Прочитаем предложение:

 (прил)     (сущ)        (глаг)             (прил)           (сущ)

Ранняя    гроза      предвещает   дождливое      лето

(какая?)      что?          Что делает?       Какое?                Что?

 

Физминутка

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – желтая стена.

Прилагательное «желтая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.

 

 

Работа в  парах.  70 упр.

А сейчас мы с вами поработаем в парах, работу вы будете делать вместе со своим соседом, не забываем о правилах работы в паре.

Ребята, а вы любите читать сказки? – Сейчас мы с вами и посмотрим кто у нас много читает.  Прочитайте про себя внимательно предложения. Кто знает  из какой сказки эти слова? (сказка о рыбаке и рыбке)

Старик, старуха, море, землянка; ( имя существительное)

Рыба, пряжа, невод, трава, рыбка; ( существительное)

Ветхая, синее, морская, золотая; ( прилагательное)

Жили, ловил, пряла, закинул, пришел. (глагол)

Вам нужно написать над каждым словом вопрос, на который оно отвечает и определить к каким частям речи их можно  отнести. (пользование схемой стр.41; наглядность на доске)

 

Индивидуальная работа в тетрадях. (на слайде  написаны слова, задание по рядам: первому ряду выписать существительные, второму- глагол, третий- прилагательное; закончив работу, обмен тетрадями- взаимопроверка)

Плавал, дверь, Идет, Разговаривает, ручка, сладкий,  Пишет, красный, Стоит, Рисует, красивая, Танцует, пушистый, Садится, зимние, Играет, Смотрит, Рассказывает, чудесный, карандаш, скользкий, птица,  мальчик, дочка, маленький,  кольцо, яблоко, небо, звёздный,  тетрадь, человек, парта, прямой, большой.

 

Творческая работа.

Презентация. Задание: соединить слова так, чтобы у вас получилось предложение.

 

Итог:

Какие бывают части речи? Что они называют?

На какие вопросы отвечает каждая часть речи?

-Для того, чтобы не ошибиться, существует алгоритм, то есть правило. (читают дети)

Рефлексия: ( в тетрадь, индивидуально)

Льёт сильный дождь.

- Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. (Один ученик читает предложение орфографически, называет часть речи)

Чему я научился сегодня на уроке? Что мне было трудно? Что я запомнил?

Записываем домашнее задание:

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему "Части речи"»

Язык до Киева доведет

Язык до Киева доведет

Язык - предназначен для общения, выражения своих мыслей, эмоций

Язык - предназначен для общения, выражения своих мыслей, эмоций

Люди разных национальностей, живущие на земле, разговаривают по-своему, на своём языке.

Люди разных национальностей, живущие на земле, разговаривают по-своему, на своём языке.

 Действия предметов:   Нап и сал Беж и т Прин е сти (Что сделать? Что делать?) Признаки  предметов: Кр а сивые  Сла д кое  Мален ь кий  (Какие? Какое? Какой?)  Предметы :  Алф а вит Клас с  К а рандаш  (Кто? Что?)

Действия предметов:

Нап и сал

Беж и т

Прин е сти

(Что сделать?

Что делать?)

Признаки

предметов:

Кр а сивые

Сла д кое

Мален ь кий

(Какие?

Какое?

Какой?)

Предметы :

Алф а вит

Клас с

К а рандаш

(Кто? Что?)

Части речи

Части речи

Слова- названия предмета : Кто? Что? Девочка, Мальчик, Белочки, Ворона, Скамейки, Дерево.

Слова- названия предмета : Кто? Что?

Девочка,

Мальчик,

Белочки,

Ворона,

Скамейки,

Дерево.

Слова-названия признаков предметов : Какой? Какая? Какое? Какие? Мальчик (какой?); Девочка (какая?); Белочки (Какие?); День (Какой?)

Слова-названия признаков предметов :

Какой? Какая? Какое? Какие?

Мальчик (какой?);

Девочка (какая?);

Белочки (Какие?);

День (Какой?)

Слова-названия действия предмета : Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал?  Белка прыгает  (что делает?) Мальчик играет с белкой (что делает?) Ворона смотрит (что делает?)

Слова-названия действия предмета :

Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал?

Белка прыгает

(что делает?)

Мальчик играет с белкой

(что делает?)

Ворона смотрит

(что делает?)

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи .  Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи .

Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета.

У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Есть один седой старик. Зовут его- Имя Существительное. Превращаться он привык: В шляпу, в бабушку, в котлету, В кактус, в зонтик и ракету, В тапочки, в слова и конфеты, В общем, в разные предметы.

Есть один седой старик.

Зовут его- Имя Существительное.

Превращаться он привык:

В шляпу, в бабушку, в котлету,

В кактус, в зонтик и ракету,

В тапочки, в слова и конфеты,

В общем, в разные предметы.

Имя Существительное Имя прилагательное Глагол

Имя Существительное

Имя прилагательное

Глагол

(прил) (сущ) (глаг) (прил) (сущ) Ранняя  гроза  предвещает  дождливое лето (какая?) (что?) (Что делает?) (Какое?) (Что?)

(прил) (сущ) (глаг) (прил) (сущ)

Ранняя гроза предвещает дождливое лето

(какая?) (что?) (Что делает?) (Какое?) (Что?)

Старик, старуха, море, землянка: Рыба, пряжа, невод, трава, рыбка: Ветхая, синее, морская, золотая: Жили, ловил, пряла, закинул, пришел. Кто? Что? Кто? Имя существительное Кто? Какая? Какая? Какое? Имя прилагательное глагол

Старик, старуха, море, землянка:

Рыба, пряжа, невод, трава, рыбка:

Ветхая, синее, морская, золотая:

Жили, ловил, пряла, закинул, пришел.

Кто?

Что?

Кто?

Имя существительное

Кто?

Какая?

Какая?

Какое?

Имя прилагательное

глагол

Плавал, дверь, идёт, ручка, разговаривает, сладкий, пишет, красный, стоит, рисует, красивая, танцует, пушистый, садится, зимние, играет, смотрит, рассказывает, чудесный, карандаш, скользкий, птица, мальчик, дочка, маленький, кольцо, яблоко, небо, звёздный, тетрадь, человек, парта, прямой, большой.

Плавал, дверь, идёт, ручка, разговаривает, сладкий, пишет, красный, стоит, рисует, красивая, танцует, пушистый, садится, зимние, играет, смотрит, рассказывает, чудесный, карандаш, скользкий, птица, мальчик, дочка, маленький, кольцо, яблоко, небо, звёздный, тетрадь, человек, парта, прямой, большой.

Задайте вопрос к рисунку и назовите часть речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Задайте вопрос к рисунку и назовите часть речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Что делает? Какой? Что? Льёт сильный дождь.

Что делает?

Какой?

Что?

Льёт сильный дождь.

 1. Чему я научился сегодня на уроке? 2.Что мне было трудно? 3.Что я запомнил?

1. Чему я научился сегодня на уроке?

2.Что мне было трудно?

3.Что я запомнил?

гл. кормит прил. светлый гл. растёт сущ. снег 26

гл.

кормит

прил.

светлый

гл.

растёт

сущ.

снег

26

сущ. заяц прил. пушистый гл. прыгает сущ. небо 27

сущ.

заяц

прил.

пушистый

гл.

прыгает

сущ.

небо

27

сущ. лиса прил. зелёный гл. стоит прил. белый 28

сущ.

лиса

прил.

зелёный

гл.

стоит

прил.

белый

28

сущ. дерево прил. красный гл. играют сущ. облако 29

сущ.

дерево

прил.

красный

гл.

играют

сущ.

облако

29

сущ. дом прил. яркий гл. летит сущ. скалка 30

сущ.

дом

прил.

яркий

гл.

летит

сущ.

скалка

30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!