СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку "Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку "Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков" (5 класс)»

 Двенадцатое октября  Классная работа Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка.  Смыслоразличительная роль звука.  Система гласных звуков Автор презентации:  Попов Дмитрий Сергеевич

Двенадцатое октября Классная работа

Фонетика и графика как разделы лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков

Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич

Многим из нас нравится ходить в лес. Смотреть на зелёную травку и могучие деревья. Ещё прекраснее слушать пение птиц. Звуки природы полезно слушать при аллергии, астме, болезнях сердца, беспричинных страхах и это достаточно простой способ избавиться от негатива .

Многим из нас нравится ходить в лес. Смотреть на зелёную травку и могучие деревья. Ещё прекраснее слушать пение птиц.

Звуки природы полезно слушать при аллергии, астме, болезнях сердца, беспричинных страхах и это достаточно простой способ избавиться от негатива .

Конечно, люди не могут общаться с помощью звуков природы.  В общении нам помогают звуки речи.

Конечно, люди не могут общаться с помощью звуков природы. В общении нам помогают звуки речи.

Звуки речи изучает раздел лингвистики под названием фонетика. Фонетика (от греч. phone — «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки, речь и звуковые единицы.

Звуки речи изучает раздел лингвистики под названием фонетика.

Фонетика (от греч. phone — «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки, речь и звуковые единицы.

Отличительное свойство  звуков речи: Из звуков речи можно составить слова, предложения – они несут информацию.

Отличительное свойство звуков речи:

Из звуков речи можно составить слова, предложения – они несут информацию.

Фонетика и фонетическая транскрипция С термином «фонетика» связано понятие «фонетическая транскрипция». С её помощью записывается произношение слова, которое включает в себя использование специальных знаков и заключается в квадратные скобки.  Пример:  снег — [сн'эк]; луг — [лук].

Фонетика и фонетическая транскрипция

С термином «фонетика» связано понятие «фонетическая транскрипция». С её помощью записывается произношение слова, которое включает в себя использование специальных знаков и заключается в квадратные скобки.

Пример: снег — [сн'эк]; луг — [лук].

Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками.  Благодаря графике становится понятно,  как сочетания букв и отдельные буквы отражают звуки в слове на письме.

Графика – это раздел языкознания, изучающий буквы, их начертания и соотношение со звуками. 

Благодаря графике становится понятно, как сочетания букв и отдельные буквы отражают звуки в слове на письме.

Буква — графический символ фонетической письменности. Совокупность всех букв образует алфавит.

Буква — графический символ фонетической письменности.

Совокупность всех букв образует алфавит.

Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

Звук - это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗВУКА Смыслоразличительная роль звука – способность звука служить для различения слов и их форм. с о м – с а м к ол – в ол д ом – т ом д о м – д ы м

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗВУКА

Смыслоразличительная роль звука – способность звука служить для различения слов и их форм.

с о м – с а м

к ол – в ол

д ом – т ом

д о м – д ы м

ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА Гласные Согласные

ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гласные

Согласные

  Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса. В русском языке 6 гласных звуков:  [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у].

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ УДАРНЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ (СЛЫШИМ НЕЧЁТКО) (СЛЫШИМ ЧЁТКО)

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

УДАРНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

(СЛЫШИМ НЕЧЁТКО)

(СЛЫШИМ ЧЁТКО)

  Согласные звуки  – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума. В русском языке 36 согласных звуков. Примечание:  Более подробно о согласных звуках мы будем говорить на следующем уроке.

Согласные звуки  – это звуки речи, состоящие из голоса и шума или из одного шума.

В русском языке 36 согласных звуков.

Примечание: Более подробно о согласных звуках мы будем говорить на следующем уроке.

Задание 1 Ниже представлены ряды слов, записанных графически или фонетически.  Укажи в ответе номер ряда, где запись всех слов фонетическая: 1. [лук], солнце, [корпус]; 2. [грунт], [м'ир], город; 3. [т'экст], [гром], [тон]; 4. том, меч, свет.

Задание 1

Ниже представлены ряды слов, записанных графически или фонетически.  Укажи в ответе номер ряда, где запись всех слов фонетическая:

1. [лук], солнце, [корпус];

2. [грунт], [м'ир], город;

3. [т'экст], [гром], [тон];

4. том, меч, свет.

Задание 2 Ниже представлены ряды слов, записанных графически или фонетически.  Укажи в ответе номер ряда, где запись всех слов графическая: 1. сон, торт, нож; 2. [воран], [крот], [вада]; 3. книга, [к'экс], диван; 4. плод, клён, [л'ук].

Задание 2

Ниже представлены ряды слов, записанных графически или фонетически.  Укажи в ответе номер ряда, где запись всех слов графическая:

1. сон, торт, нож;

2. [воран], [крот], [вада];

3. книга, [к'экс], диван;

4. плод, клён, [л'ук].

Задание 3 Перепишите предложения,  заполнив пропуски по смыслу. 1. Отражение устной речи на письме изучает ___________. 2. Произношение слов изучает _______.

Задание 3

Перепишите предложения, заполнив пропуски по смыслу.

1. Отражение устной речи на письме изучает ___________.

2. Произношение слов изучает _______.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  Изучите §32, § 33, §38.  Выполните упражнение 172:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Изучите §32, § 33, §38.
  • Выполните упражнение 172:
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!