СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по психологии темы "Иллюзии и апперцепция при восприятии"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по психологии по теме "Иллюзии и апперцепция при восприятии"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологии темы "Иллюзии и апперцепция при восприятии"»

Иллюзии и апперцепция при восприятии Преподаватель психологических дисциплин Жевнер Оксана Владимировна ГО Балашиха 2023г

Иллюзии и апперцепция при восприятии

Преподаватель психологических дисциплин

Жевнер Оксана Владимировна

ГО Балашиха 2023г

Цель: определение понятий иллюзии и апперцепции при восприятии.   Задачи: Определить, что лежит в основе восприятия. Дать понятие иллюзии восприятия. Определить понятие апперцепции при восприятии.

Цель: определение понятий иллюзии и апперцепции при восприятии. Задачи:

  • Определить, что лежит в основе восприятия.
  • Дать понятие иллюзии восприятия.
  • Определить понятие апперцепции при восприятии.
Восприятие Восприятие (перцепция)  – отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании образа объекта участвуют несколько анализаторов и в зависимости от того, какой из них является ведущим в данном акте восприятия, различают: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.

Восприятие

Восприятие (перцепция)  – отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании образа объекта участвуют несколько анализаторов и в зависимости от того, какой из них является ведущим в данном акте восприятия, различают:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.
В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы.

Одним из феноменов восприятия является иллюзии. Иллюзии восприятия  – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер, существующее только в голове человека и не соответствующее какому-либо реальному явлению или объекту. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны.

Одним из феноменов восприятия является иллюзии.

Иллюзии восприятия  – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер, существующее только в голове человека и не соответствующее какому-либо реальному явлению или объекту.

Наибольшее их число наблюдается в области зрения.

Зрительные иллюзии многообразны.

Можно выделить следующие виды иллюзий:  1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация (восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне).  2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, при их равенстве.  3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов.  4. Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера - Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения.  5. Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзии Цельнера).  6. Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

Можно выделить следующие виды иллюзий: 1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация (восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне). 2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, при их равенстве. 3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов. 4. Распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера - Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения. 5. Иллюзии, обусловленные применением штриховки, когда параллельные линии воспринимаются изогнутыми (иллюзии Цельнера). 6. Иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов.

Зрительные иллюзии есть следствие некоторых особенностей человеческого восприятия, и носят они закономерный характер.   Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет.

Зрительные иллюзии есть следствие некоторых особенностей человеческого восприятия, и носят они закономерный характер. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет.

Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятии костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.

Апперцепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятии костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.

Апперцепция   — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей, в том числе чувств.   Термин ввел в науку Г. Лейбниц.  Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией - ступень ясного и отчетливого, осознанного восприятия.

Апперцепция   — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей, в том числе чувств. Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией - ступень ясного и отчетливого, осознанного восприятия.

Вывод :   Апперцепция – зависимость восприятия от опыта психической жизни человека, от особенности его личности.   Иллюзии – неправильное, поверхностное, искаженное восприятие объективной действительности.

Вывод : Апперцепция – зависимость восприятия от опыта психической жизни человека, от особенности его личности. Иллюзии – неправильное, поверхностное, искаженное восприятие объективной действительности.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями.   В процессе восприятия очень важно узнавание, без него практически нет восприятия.   В процессе узнавания, человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним.   Например, я смотрю на данную вещь и воспринимаю ее как карандаш, но я ее воспринимаю как карандаш благодаря тому, что у меня сложилось представление о карандашах на основе прошлого опыта.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека, прежними восприятиями. В процессе восприятия очень важно узнавание, без него практически нет восприятия. В процессе узнавания, человек как бы накладывает образ того, что он видит в настоящий момент, на образ прежних восприятий, которые сохраняет его память: если эти образы совпадают, человек узнает предмет, находящийся перед ним. Например, я смотрю на данную вещь и воспринимаю ее как карандаш, но я ее воспринимаю как карандаш благодаря тому, что у меня сложилось представление о карандашах на основе прошлого опыта.

Спасибо за внимание!   Рада поделиться опытом!

Спасибо за внимание! Рада поделиться опытом!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!