СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по психологи по теме Мышление

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по психологи по теме Мышление. Даны задания для развития мышления и проверка знаний в форме теста

Просмотр содержимого документа
«Презентация по психологи по теме Мышление»

Мышление

Мышление

Мышление  процесс познания, связанный с открытием нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Характеризуется обобщённым отражением действительности.

Мышление

процесс познания, связанный с открытием нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Характеризуется обобщённым отражением действительности.

Виды мышления Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предмета, реальное преобразование в процессе действий с предметом. Наглядно-образное – представление ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате деятельности. Словесно-логическое – осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Абстрактно-логическое – символическое, оперирующее символами. Творческое – решение задач новыми способами.

Виды мышления

Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предмета, реальное преобразование в процессе действий с предметом.

Наглядно-образное – представление ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате деятельности.

Словесно-логическое – осуществляется с помощью логических операций с понятиями.

Абстрактно-логическое – символическое, оперирующее символами.

Творческое – решение задач новыми способами.

Операции мышления Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части. Синтез – переход от частей к целому. Сравнение – сопоставление предметов, явлений, их свойств. Абстрагирование - отвлечение от несуществующих признаков предметов и выделение в них главного. Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. К онкретизация – движение мысли от общего к частному.

Операции мышления

  • Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части.
  • Синтез – переход от частей к целому.
  • Сравнение – сопоставление предметов, явлений, их свойств.
  • Абстрагирование - отвлечение от несуществующих признаков предметов и выделение в них главного.
  • Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
  • К онкретизация – движение мысли от общего к частному.
Упражнение для развития мышления Соедините четырьмя прямыми линиями 9 точек, не отрывая карандаш от бумаги.

Упражнение для развития мышления

Соедините четырьмя прямыми линиями 9 точек, не отрывая карандаш от бумаги.

С чего начинается мышление? Как оно возникает? Начальным моментом является  проблемная ситуация , возникновение вопроса. Для решения задачи и достижения цели требуется проделать мысленную работу в несколько этапов. Наиболее сложна первая фаза —  подготовка , умение увидеть проблему и осознать ее. При этом появляется чувство понимания («ага-эффект», инсайт — внезапное озарение, догадка). Происходит формулирование гипотез и выбор подходящих средств и способов. Длительность первой фазы у разных людей различна: кто-то «схватывает на лету», до кого-то «доходит» медленнее. Многие методы исследования мышления посвящены изучению именно этой фазы, например исследование активности мыслительных процессов.

С чего начинается мышление? Как оно возникает?

  • Начальным моментом является  проблемная ситуация , возникновение вопроса. Для решения задачи и достижения цели требуется проделать мысленную работу в несколько этапов. Наиболее сложна первая фаза —  подготовка , умение увидеть проблему и осознать ее. При этом появляется чувство понимания («ага-эффект», инсайт — внезапное озарение, догадка). Происходит формулирование гипотез и выбор подходящих средств и способов.
  • Длительность первой фазы у разных людей различна: кто-то «схватывает на лету», до кого-то «доходит» медленнее. Многие методы исследования мышления посвящены изучению именно этой фазы, например исследование активности мыслительных процессов.
Задание «Определение активности мышления» . 1-е задание. «Запишите в тетрадях любые женские имена (мужские имена, названия городов, рек и пр.), начинающиеся на букву Р (В, Д, О и др.)». Подсчитайте количество правильно записанных слов.

Задание «Определение активности мышления» .

  • 1-е задание. «Запишите в тетрадях любые женские имена (мужские имена, названия городов, рек и пр.), начинающиеся на букву Р (В, Д, О и др.)». Подсчитайте количество правильно записанных слов.
Задание «Определение активности мышления» . 2-е задание. Подготавливаем заготовку — рисуем в тетрадях 6-8 небольших кружочков (квадратов, треугольников). Нужно будет рисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Инструкция: «Нарисуйте в течение минуты, используя кружки, объекты, относящиеся к классу „Спортивный инвентарь“, Подсчитайте количество правильно нарисованных объектов .

Задание «Определение активности мышления» .

  • 2-е задание. Подготавливаем заготовку — рисуем в тетрадях 6-8 небольших кружочков (квадратов, треугольников).

Нужно будет рисовать различные объекты, включая форму кружка в рисунок. Инструкция: «Нарисуйте в течение минуты, используя кружки, объекты, относящиеся к классу „Спортивный инвентарь“, Подсчитайте количество правильно нарисованных объектов .

Задание «Определение активности мышления» . 3-е задание. «В течение минуты составьте и запишите предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Например: «Постепенно Исчезли Опавшие Листья». Подсчитайте количество правильно составленных предложений.

Задание «Определение активности мышления» .

  • 3-е задание. «В течение минуты составьте и запишите предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Например: «Постепенно Исчезли Опавшие Листья». Подсчитайте количество правильно составленных предложений.
Задание «Определение активности мышления» . 4-е задание. Учитель рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки: крест, пересекающиеся линии, спираль, волнистую линию, ромб и т.д.. Инструкция : «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент в как можно большее число законченных рисунков». Подсчитайте их количество.

Задание «Определение активности мышления» .

  • 4-е задание. Учитель рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки: крест, пересекающиеся линии, спираль, волнистую линию, ромб и т.д.. Инструкция : «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент в как можно большее число законченных рисунков». Подсчитайте их количество.
Проверяем результат Сравните ваши результаты с показателями общей выборки: для 1-го задания — 5 имен, для 2-го — 5 рисунков, для 3-го — 4 предложения, для 4-го — 5 рисунков. Можно подсчитать средние результаты для вашего класса. Проводя подобную экспресс-диагностику в различное время суток — утром, днем, вечером, а также при разном эмоциональном состоянии, можно вычислить периоды своей наибольшей работоспособности.

Проверяем результат

  • Сравните ваши результаты с показателями общей выборки: для 1-го задания — 5 имен, для 2-го — 5 рисунков, для 3-го — 4 предложения, для 4-го — 5 рисунков. Можно подсчитать средние результаты для вашего класса.
  • Проводя подобную экспресс-диагностику в различное время суток — утром, днем, вечером, а также при разном эмоциональном состоянии, можно вычислить периоды своей наибольшей работоспособности.
Определяем формы мышления Основные формы мышления — анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Различные комбинации этих процессов мы используем при решении задач и проблемных ситуаций, как чисто теоретических, так и реальных жизненных.

Определяем формы мышления

  • Основные формы мышления — анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Различные комбинации этих процессов мы используем при решении задач и проблемных ситуаций, как чисто теоретических, так и реальных жизненных.
Анализ.  Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений. Синтез.  Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой. Сравнение.  Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними. Обобщение.  Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести). Конкретизация.  Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами). Аналогия.  Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).
  • Анализ.  Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
  • Синтез.  Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
  • Сравнение.  Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
  • Обобщение.  Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
  • Конкретизация.  Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
  • Аналогия.  Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).
Анализ (пример)   Для младших школьников Назови свойства.  Предложите ребенку ряд понятий (яблоко, стол, собака и т.д.) и попросите назвать существенные признаки каждого из них. Например, яблоко круглое, зеленого цвета, растет на дереве. Чем больше свойств назовет школьник, тем лучше. Для усложнения задания можно попросить ребенка выделить определенное количество признаков (не менее пяти, семи, десяти). Раздели по признаку.  Ученику предлагается набор различных фигур (маленькие/большие, красные/синие/зеленые/желтые квадраты/круги/треугольники), которые необходимо разделить по определенному признаку: сначала по форме, потом по цвету и, наконец, по размеру.

Анализ (пример)

  • Для младших школьников
  • Назови свойства.  Предложите ребенку ряд понятий (яблоко, стол, собака и т.д.) и попросите назвать существенные признаки каждого из них. Например, яблоко круглое, зеленого цвета, растет на дереве. Чем больше свойств назовет школьник, тем лучше. Для усложнения задания можно попросить ребенка выделить определенное количество признаков (не менее пяти, семи, десяти).
  • Раздели по признаку.  Ученику предлагается набор различных фигур (маленькие/большие, красные/синие/зеленые/желтые квадраты/круги/треугольники), которые необходимо разделить по определенному признаку: сначала по форме, потом по цвету и, наконец, по размеру.
Синтез   Для младших школьников Нарисуй недостающую фигуру.  Ребенку предлагается несколько фигур, объединенных по какому-то признаку (цвет, форма, размер). В ряду не хватает одного объекта – школьник должен его назвать и дорисовать.

Синтез

  • Для младших школьников
  • Нарисуй недостающую фигуру.  Ребенку предлагается несколько фигур, объединенных по какому-то признаку (цвет, форма, размер). В ряду не хватает одного объекта – школьник должен его назвать и дорисовать.
Какую форму мышления нужно применить в задании ученику 1. прочитать стихотворение или рассказ и объяснить, как он понимает его смысл, предположить, что хотел сказать автор той или иной частью произведения.

Какую форму мышления нужно применить в задании ученику

  • 1. прочитать стихотворение или рассказ и объяснить, как он понимает его смысл, предположить, что хотел сказать автор той или иной частью произведения.
2 задание Классификация.  Материалом для упражнения может быть текст из учебника биологии, химии, обществознания и т.д. или произвольный набор понятий. В первом случае задача усложняется, так как для начала ученику необходимо вычленить понятия из текста. Далее он объединяет их в различные группы по определенному признаку, который можно обозначить заранее или попросить ребенка выделить самостоятельно.

2 задание

  • Классификация.  Материалом для упражнения может быть текст из учебника биологии, химии, обществознания и т.д. или произвольный набор понятий. В первом случае задача усложняется, так как для начала ученику необходимо вычленить понятия из текста. Далее он объединяет их в различные группы по определенному признаку, который можно обозначить заранее или попросить ребенка выделить самостоятельно.
3 задание Сравнение героев.  После прочтения литературного произведения или просмотра фильма (нескольких) школьнику предлагается сравнить между собой любых двух (или более) персонажей. Сравнивать можно внешность, характер, поступки героев. Важно, чтобы ученик не просто отмечал, чем схожи/различаются персонажи, но и приводил примеры, объяснял свою точку зрения.

3 задание

  • Сравнение героев.  После прочтения литературного произведения или просмотра фильма (нескольких) школьнику предлагается сравнить между собой любых двух (или более) персонажей. Сравнивать можно внешность, характер, поступки героев. Важно, чтобы ученик не просто отмечал, чем схожи/различаются персонажи, но и приводил примеры, объяснял свою точку зрения.
4 задание 4.   Ребенку предлагается ситуация, которую ему необходимо рассмотреть со всех сторон, предложить какое-то решение задачи, возможное развитие событий. Например, обучение в вузе.  Может быть платным и бесплатным. Платное обучение стоит 80 000 рублей, для бесплатного нужно набрать не менее 200 баллов ЕГЭ. Для поступления на один факультет нужны русский язык, математика и биология, на другой — математика, русский язык и физика. По физике у ученика пятерка, а по биологии — четверка. И т.д.

4 задание

  • 4.   Ребенку предлагается ситуация, которую ему необходимо рассмотреть со всех сторон, предложить какое-то решение задачи, возможное развитие событий. Например, обучение в вузе.  Может быть платным и бесплатным. Платное обучение стоит 80 000 рублей, для бесплатного нужно набрать не менее 200 баллов ЕГЭ. Для поступления на один факультет нужны русский язык, математика и биология, на другой — математика, русский язык и физика. По физике у ученика пятерка, а по биологии — четверка. И т.д.
5 задание Свяжи предметы по смыслу.  Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения:  лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.

5 задание

  • Свяжи предметы по смыслу.  Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения:  лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.
6. Задание Дай определение.  Школьнику предлагается ряд понятий, которые необходимо объяснить своими словами, сказать, как он понимает суть того или иного явления. Например, радость, любовь, отрочество и др.

6. Задание

  • Дай определение.  Школьнику предлагается ряд понятий, которые необходимо объяснить своими словами, сказать, как он понимает суть того или иного явления. Например, радость, любовь, отрочество и др.
7 задание Сначала ребенку дается пример, на основе которого и будет выполняться упражнение. Важно удостовериться, что школьнику пример понятен. Задание: лес – дерево (в лесу дерево); луг — ? (а что на лугу?) коза – животное; хлеб — ? и т.д.Задание может быть как в свободной форме (ученик сам придумывает ответ), так и с вариантами ответов.

7 задание

  • Сначала ребенку дается пример, на основе которого и будет выполняться упражнение. Важно удостовериться, что школьнику пример понятен. Задание: лес – дерево (в лесу дерево); луг — ? (а что на лугу?) коза – животное; хлеб — ? и т.д.Задание может быть как в свободной форме (ученик сам придумывает ответ), так и с вариантами ответов.
1.анализ 2. Обобщение 3. сравнение 4 анализ 5 синтез  6.конкретизация 7. Аналогия
  • 1.анализ
  • 2. Обобщение
  • 3. сравнение
  • 4 анализ
  • 5 синтез
  • 6.конкретизация
  • 7. Аналогия

Развиваем наглядно-образное мышление

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите  несколько мысленных экспериментов : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?
Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие   Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления: Понятие – когда предметы группируются по признакам; Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются; Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

  • Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:
  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.
Развиваем словесно-логическое мышление Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я». Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот. Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу. Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом. Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Развиваем словесно-логическое мышление

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.
Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие   Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры. Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии. Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата. Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

Творческое мышление

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или  изречение , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старш
Проверка знаний 1. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления: а) реалистический; б) идеалистический; в) прагматический; г) аналитический. 2. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется: а) сравнением; б) анализом; в) синтезом; г) абстрагированием. 3. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как: а) анализ; б) синтез; в) обобщение; г) классификация.

Проверка знаний

  • 1. На систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы ориентирован стиль мышления:
  • а) реалистический;
  • б) идеалистический;
  • в) прагматический;
  • г) аналитический.
  • 2. Выделение одной какой-либо стороны, свойства с отвлечением от остальных называется:
  • а) сравнением;
  • б) анализом;
  • в) синтезом;
  • г) абстрагированием.
  • 3. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:
  • а) анализ;
  • б) синтез;
  • в) обобщение;
  • г) классификация.
Проверка знаний 4. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как: а) обобщение; б) сравнение; в) классификация; г) абстрагирование. 5. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это: а) анализ; б) сравнение; в) классификация; г) абстракция. 6. Сущность … как познавательного процесса состоит в установлении связей и отношений между предметами и явлениями.  а) внимания;  б) восприятия;  в) мышления;  г) воображения.

Проверка знаний

  • 4. Группировка предметов по сходству основных признаков, присущих всем предметам данного вида, характеризуется как:
  • а) обобщение;
  • б) сравнение;
  • в) классификация;
  • г) абстрагирование.
  • 5. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:
  • а) анализ;
  • б) сравнение;
  • в) классификация;
  • г) абстракция.
  • 6. Сущность … как познавательного процесса состоит в установлении связей и отношений между предметами и явлениями. а) внимания; б) восприятия; в) мышления; г) воображения.
Проверка знаний 7. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется: а) понятием; б) суждением; в) умозаключением; г) рассуждением. 8. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность: а) к обобщению; б) к моделированию; в) к умозаключению; г) к сравнению. 9. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это: а) понятие; б) суждение; в) умозаключение; г) силлогизм. 10. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) понятием; г) суждением.

Проверка знаний

7. Форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями и утверждающая или отрицающая что-либо, называется:

а) понятием;

б) суждением;

в) умозаключением;

г) рассуждением.

8. Понимать связь между различными элементами данной ситуации с тем, чтобы найти решение конкретной проблемы, – это способность:

а) к обобщению;

б) к моделированию;

в) к умозаключению;

г) к сравнению.

9. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, – это:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

г) силлогизм.

10. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

проверка Г Г В В А В Б В Б б

проверка

  • Г
  • Г
  • В
  • В
  • А
  • В
  • Б
  • В
  • Б
  • б


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!