СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по обществознанию для подготовки к ЕГЭ по темам из кодификатора 1.11 Наука и 1.12 Образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию для подготовки к ЕГЭ по темам из кодификатора 1.11 Наука и 1.12 Образование»

Наука и образование 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 1.12 Образование, его значение для личности и общества

Наука и образование

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

НАУКА особая система знаний и способы добывания таких знаний важнейший социальный институт Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний часть духовной культуры общества Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций. Познавательно-прогностическая Культурно-мировоззренческая Социально-производственная

НАУКА

особая система знаний и способы добывания таких знаний

важнейший социальный институт

Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний

часть духовной культуры общества

Как социальный институт наука выполняет в обществе ряд важных функций.

Познавательно-прогностическая

Культурно-мировоззренческая

Социально-производственная

Понятие наука. Знать! Наука – форма (область) духовной культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления. Функции науки: познавательная (гносеологическая) функция : постижение явлений и объектов материального мира. Пример: создание таблицы химических элементов Менделеевым  2. прогностическая : составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира. Пример: экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных в связи со строительством производственного комплекса;

Понятие наука. Знать!

  • Наука – форма (область) духовной культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

Функции науки:

  • познавательная (гносеологическая) функция : постижение явлений и объектов материального мира.
  • Пример: создание таблицы химических элементов Менделеевым

2. прогностическая : составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира.

  • Пример: экологи предупредили об опасности исчезновения ряда животных в связи со строительством производственного комплекса;

Функции науки:

3. социальная : воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений; социальное развитие и управление, социальное прогнозирование);

  • Пример: демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят кррективы в социальные программы правительства.
  • экономисты, анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынка, полученные данные ложатся в основу разработки правительством бюджета страны на следующий год.
  • ученые-экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

4. производственная : непосредственная производительная сила

  • Пример: ученые разработали новую модель буровой установки и организовали ее производство.

Учёные изобрели новый препарат, позволяющий заменить традиционные удобрения и увеличить урожай;

5. мировоззренческая: выстраивание целостной системы знаний о мире

  • Пример - открытая Ч. Дарвином теория эволюции и происхождения человека способствовала установлению новых взглядов на происхождение человека и его связь как живого существа с другими биологическими видами.

 

Задание 5 Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФУНКЦИИ НАУКИ

A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала

Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство

1 ) производственная

B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы

2) прогностическая

Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей

Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара

Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

Функции науки

Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем

1) мировоззренческая

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

2) прогностическая

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

цель науки — исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе; объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта); проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание); рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов); системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т. п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений); доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы); наличие специального «языка науки », развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий; использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности " width="640"

Вспомним!

  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • цель науки — исследование объективных законов, закономерностей, действующих в природе и обществе;
  • объективность (независимость знания от качеств познающего субъекта);
  • проверяемость и воспроизводимость знаний (уникальный результат, который не может быть проверен другими исследователями, не включается в научное знание);
  • рациональность (эмпирические данные приобретают научный характер только при их включении в систему теоретических положений, выводов);
  • системность (элементы научного знания взаимосвязаны; понятия, теоретические положения, гипотезы, аргументы, выводы и т. п. составляют научную теорию, а эмпирические данные служат основой или обоснованием теоретических положений);
  • доказательность (любое теоретическое положение, гипотеза должны быть обоснованы);
  • наличие специального «языка науки », развитость понятийного аппарата, высокая степень обобщения и абстрактности научных категорий;
  • использование специальных способов и инструментов познавательной деятельности
Вспомним! По удаленности от практики науки бывают: А) фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) н-р, математика, биология, химия, физика Б) прикладные (ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Н-р, генетика, социология, селекция, конфликтология

Вспомним!

  • По удаленности от практики науки бывают:

А) фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) н-р, математика, биология, химия, физика

Б) прикладные (ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Н-р, генетика, социология, селекция, конфликтология

Вспомним!

Вспомним!

Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность. Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория Вспомним!

Формы знания: научный факт, эмпирическая закономерность.

Формы знания: проблема, закономерность, закон, гипотеза, концепция, теория

Вспомним!

Вспомним!

Вспомним!

Современная наука Этапы развития науки 1. Предыстория науки – до XVI в. 2. Классическая наука – XVII–XIX вв. 3. Неклассическая наука – с конца XIX в. до середины XX в. 4. Постнеклассическая наука – со второй половины XX вв. Особенности современной науки: 1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается каждые 5-10 лет) 2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) 3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) 4) Наука превратилась в особую профессию.

Современная наука

Этапы развития науки

1. Предыстория науки – до XVI в.

2. Классическая наука – XVII–XIX вв.

3. Неклассическая наука – с конца XIX в. до середины XX в.

4. Постнеклассическая наука – со второй половины XX вв.

Особенности современной науки:

1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается каждые 5-10 лет)

2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)

3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)

4) Наука превратилась в особую профессию.

Этика науки

Этические нормы науки.

1) Социальная ответственность ученого (н-р, такая проблема, как клонирование)

2) Бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3) Общечеловеческие требования и запреты (н-р, плагиат)

Правило: ученый должен быть честен и объективен, добросовестно проверять результаты своего открытия. Пример: ученый Д. опубликовал результаты эксперимента, которые противоречат выдвинутой им теории, потому что он руководствовался правилом: « Платон мне друг, но истина дороже » .

Правило: ученый должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для ученого недопустим плагиат. Пример: в статье ученого М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.

Правило: ученый должен думать о социальных последствиях своих открытий , следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: « Не навреди » . Пример: академик Сахаров, которого называют « отцом водородной бомбы » , активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира .

« Совесть - вершитель всех наших действий»

«Я стою на плечах гигантов — своих предшественников .»

« Платон мне друг, но истина дороже»

«Не навреди!»

Адам Смит

(1723—1790)

Гиппократ

370 г. до н.э.

Исаак Ньютон

(1642—1727)

Аристотель

384-322 г. до н.э.

Образование в современном обществе Образование – во-1, целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию; во-2, целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства; в-3, социальный институт, отвечающий за передачу накопленного человечеством опыта новым поколениям. Понятие образование. Знать! Образование - процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями.

Образование в современном обществе

Образование

во-1, целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию;

во-2, целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства;

в-3, социальный институт, отвечающий за передачу накопленного человечеством опыта новым поколениям.

Понятие образование. Знать!

Образование - процесс приобщения человека к культуре, знаниям о мире и ценностям общества, накопленным предшествующими поколениями.

Передача знаний подрастающему поколению . . Н-р, 1) ученики в школе получают необходимый для продолжения обучения в профессиональном учебном заведении минимум знаний; Обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы); 2)  Воспитания. Н-р, учреждения образования закладывают основы личности. (связана с социализацией) 3)  Профессиональная подготовка. Н-р, профессиональное образование готовит кадры для экономики; Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете; Леонид выучился на физика-ядерщика и устроился на соответствующую работу; его деятельность позволила расширить представление об использовании ядерного реактора Функции образования канал социальной мобильности
  • Передача знаний подрастающему поколению . .

Н-р, 1) ученики в школе получают необходимый для продолжения обучения в профессиональном учебном заведении минимум знаний; Обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) Воспитания. Н-р, учреждения образования закладывают основы личности. (связана с социализацией)

3) Профессиональная подготовка. Н-р, профессиональное образование готовит кадры для экономики; Ирина хотела стать врачом, но увлеклась физикой и продолжила обучение в техническом университете; Леонид выучился на физика-ядерщика и устроился на соответствующую работу; его деятельность позволила расширить представление об использовании ядерного реактора

Функции образования

канал социальной мобильности

Функции образования 4. социализация личности - освоение социальных норм . Н-р, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками; Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо 5. культурно-гуманистическая - приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям; Н-р, В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Функции образования

4. социализация личности - освоение социальных норм . Н-р, Анна научилась не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками; Благодаря детскому саду, Марина знает, что отбирать чужие игрушки – нехорошо

5. культурно-гуманистическая - приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям; Н-р, В рамках школьной программы Настя прочитала произведение «Темные аллеи» Бунина.

Отличительные черты современного образования Основные тенденции в развитии образования: 1)  гуманизация - учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса; особое внимание уделяется личности, ее интересам); в центре образования стоит учащийся, его индивидуальные способности, интересы, потребности, что ведет к индивидуализации образования. Н-р, этому способствует профильное обучение в школах. — гуманизация: в школах государства N учащиеся, начиная с раннего возраста, активно участвуют в разработке групповых и индивидуальных проектов; 2)  Интернационализация – образование становится международным институтом и выходит за рамки национальных государств. Н-р, Вступление России в Болонскую систему. Формирование единого глобального образовательного пространства); 3)  гуманитаризация -усиление внимания к дисциплинам, раскрывающим природу человека и общества, т.е обществоведческих; н-р в учебном плане увеличилось количество часов на изучение литературы, иностранного языка. 12

Отличительные черты современного образования

Основные тенденции в развитии образования:

1) гуманизация - учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса; особое внимание уделяется личности, ее интересам); в центре образования стоит учащийся, его индивидуальные способности, интересы, потребности, что ведет к индивидуализации образования. Н-р, этому способствует профильное обучение в школах.

гуманизация: в школах государства N учащиеся, начиная с раннего возраста, активно участвуют в разработке групповых и индивидуальных проектов;

2) Интернационализация – образование становится международным институтом и выходит за рамки национальных государств. Н-р, Вступление России в Болонскую систему. Формирование единого глобального образовательного пространства);

3) гуманитаризация -усиление внимания к дисциплинам, раскрывающим природу человека и общества, т.е обществоведческих; н-р в учебном плане увеличилось количество часов на изучение литературы, иностранного языка.

12

компьютеризация (информатизация образования). Все большую роль в образовании начинают играть информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Н-р, В школе обучение проходит с помощью ПК и компьютерных программ. Учителя используют такие образовательные ресурсы, как ЦОР и ФЦИОР. 5)  Переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, переподготовка в связи с меняющимися условиями, образование через всю жизнь)  Н-р, компания Z регулярно приглашает известных специалистов для проведения занятий по повышению квалификации своих сотрудников; 6)  развитие компетентности, которая является основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования. 7)  Демократизация Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
  • компьютеризация (информатизация образования). Все большую роль в образовании начинают играть информационные технологии, которые становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Н-р, В школе обучение проходит с помощью ПК и компьютерных программ. Учителя используют такие образовательные ресурсы, как ЦОР и ФЦИОР.

5) Переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, переподготовка в связи с меняющимися условиями, образование через всю жизнь)

Н-р, компания Z регулярно приглашает известных специалистов для проведения занятий по повышению квалификации своих сотрудников;

6) развитие компетентности, которая является основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования.

7) Демократизация

Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КОММУНИКАЦИЯМИ, ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ВКЛЮЧЕНИЯ ИНДИВИДА В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К КУЛЬТУРЕ.  ШКОЛА НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ ЗА ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ,
  • ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КОММУНИКАЦИЯМИ,
  • ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ВКЛЮЧЕНИЯ ИНДИВИДА В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К КУЛЬТУРЕ.
  • ШКОЛА НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ ЗА ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- ОБРАЗОВАНИЕ

Задание 5 Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕР ТЕНДЕНЦИЯ А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника 1) гуманизация 2) интернационализация В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся 3) информатизация Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

Задание 5 Установите соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

ТЕНДЕНЦИЯ

А) принятие решения о внедрении в образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам

Б) внедрение практики использования электронного журнала и электронного дневника

1) гуманизация

2) интернационализация

В) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

Г) корректировка списка рекомендованной литературы для прочтения в период летних каникул с учётом интересов различных групп учащихся

3) информатизация

Д) организация онлайн-тестирования с использованием сети Интернет при проведении диагностических работ для подготовки к экзаменам

Образование как система В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. постпрофессиональное образование Профессиональное образование среднее профессиональное  высшее образование (бакалавриат,  специалитет, магистратура и т.п.) Школьное образование начальное общее образование;  основное общее образование;  среднее общее образование. Дошкольное образование

Образование как система

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

постпрофессиональное образование

Профессиональное образование

среднее профессиональное

высшее образование (бакалавриат,

специалитет, магистратура и т.п.)

Школьное образование

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Дошкольное образование

Закон об образовании РФ В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования : 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Закон об образовании РФ

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования :

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Задания 5 Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся 1) дошкольное образование 2) среднее общее образование В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования 3) начальное общее образование Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

Задания 5 Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления

Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

1) дошкольное образование

2) среднее общее образование

В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования

Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования

3) начальное общее образование

Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука как социальный институт».   Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Многогранность понятия «наука»: а) как социальный институт; б) как особая форма деятельности; в) как система знаний. 2. Отличительные признаки научного знания: а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); д) особый язык. 3. Современная классификация наук: а) гуманитарные; б) естественные; в) социальные и т. д. 4. Функции науки: а) познавательно-объяснительная; б) мировоззренческая; в) производственно-преобразующая; г) прогностическая. 5. Система научных организаций: а) академии; б) научно-исследовательские центры, институты; в) университеты и др.    Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука как социальный институт».  

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Многогранность понятия «наука»:

а) как социальный институт;

б) как особая форма деятельности;

в) как система знаний.

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык.

3. Современная классификация наук:

а) гуманитарные;

б) естественные;

в) социальные и т. д.

4. Функции науки:

а) познавательно-объяснительная;

б) мировоззренческая;

в) производственно-преобразующая;

г) прогностическая.

5. Система научных организаций:

а) академии;

б) научно-исследовательские центры, институты;

в) университеты и др.

  

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и ответственность ученых».

 

г) научный эксперимент;

д)научное моделирование и др.

1. Понятие научное познание.

2. Отличительные признаки научного знания:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык.

3. Современная классификация наук:

а) гуманитарные;

б) естественные;

7. Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

в) социальные и т. д.

б) сложный технический и технологический потенциал;

4. Функции научного познания:

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда

а) познавательно-объяснительная;

людей;

б) мировоззренческая;

г) возможность изучения микро- и макромиров.

в) производственно-преобразующая;

8. Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

г) прогностическая.

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

5. Уровни научного познания:

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

а) эмпирический;

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

б) теоретический.

 

6. Методы научного познания:

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

а) научное наблюдение;

 

б) описание;

в) классификация;

Наличие любых двух из 2, 4, 7, 8 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

«Образование как социальный институт».

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах .

1. Понятие образование.

2. Функции образования:

а) передача знаний и культурного опыта общества;

б) социализация новых поколений;

в) обеспечение потребностей развития общества и государства и др.

5. Нормы регламентирующие отношения в рамках института образования:

3. Система образования:

a) общее образование;

а) формальные;

б) профессиональное образование;

б) неформальные.

в) дополнительное образование.

6. Статусно-ролевая система, действующая в рамках института образования:

а) учителя (преподаватели);

4. Тенденции развития современного образования:

а) гуманизация;

б) учащиеся (студенты) и т. д.

7. Конституционные гарантии права граждан на получение образования.

б) информатизация;

8. Ценность образования на протяжении всей жизни.

в) интернационализация;

г) гуманитаризация и др.

 

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

 

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!