Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Проблема: «Можно ли, слушая музыку, «видеть» её?»
Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- чувствовать настроение музыки, находить выразительные средства, создающие образ;
- подбирать определения, характеризующие музыку;
- распознавать в музыкальном содержании образы окружающего мира и средства их создания;
- различать в нотных примерах содержание и характер музыки.
Как я «увидел» «Времена года» Чайковского
- Передай голосом и аккомпанементом шумовых инструментов приметы времени в музыке
- Как озвучить в аккомпанементе приметы времени и жизненные явления?
- Какими музыкальными инструментами можно расширить исполнительское пространство?
- Какими дополнительными звуками можно ещё его украсить?
Два взгляда на один образ
- Охарактеризуй звуковое пространство двух музыкальных фрагментов. Что ты услышал в характере музыки?
- Какой темп музыки?
- Звукоизвлечение короткое или протяжное? Как исполняются звуки – плавно или отрывисто?
- Композиторы изобразили один жизненный образ или разные? Если один, то какой – добро или зло?
Баба-Яга – сказочный образ
П.И. Чайковский (1840-1893)
М.П. Мусоргский (1839-1881)
Динамика музыкального образа
П.И. Чайковский. Баба-Яга
М.П. Мусоргский. Баба-Яга
Знак p (пиано) означает «тихо».
Знак два f (фортиссимо, удвоенное f) - ff – очень громко.
F (форте) в музыке означает «громко».
«Баба-Яга» М. Мусоргского
Что это грохнуло? Что засвистело? -
Баба Яга над землёй пролетела!
Ветром прогнулись сосен верхушки,
Спрятались в норы лесные зверюшки,
Сучья трещат. Громкий свист раздаётся, –
Баба Яга над полями несётся…
Н. Метеличенко
СТРАШНАЯ
ЗЛОВЕЩАЯ
МИЛАЯ
ПЕЧАЛЬНАЯ
КОЛЮЧАЯ
ГРОЗНАЯ
ШУТЛИВАЯ
ВЛАСТНАЯ
СВЕТЛАЯ
ДОБРАЯ
ЛЮТАЯ
Художественная копилка
СВИРЕПАЯ
СЕРДИТАЯ
НАПЕВНАЯ
ТРЕВОЖНАЯ
- Слушай, анализируй, размышляй
- Сколько музыкальных образов изображено в этой ЗВУКОВОЙ КАРТИНЕ ?
- Какие средства музыкальной выразительности помогли тебе это понять? При рассказе пользуйся музыкальным словарём:
Темп. Динамика. Тембр. Регистр. Диапазон. Способ звукоизвлечения.
М.П. Мусоргский. Богатый и бедный
И з двух разнохарактерных портретов людей композитор сделал одну пьесу-диалог, заставив этих людей разговаривать. По сюжету бедный просит помощи у богатого, но тот не соглашается.
М усоргский поставил рядом богатство и бедность, самодовольное чванство и униженные, слезные просьбы. Речевая выразительность музыки здесь удивительно правдива.
П ьеса производит щемящее, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.
- Слушай, анализируй, размышляй
- Сколько образов в этой МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНЕ ?
- Каково её музыкальное содержание?
- Выбери пространство на нарисованной клавиатуре, где звучание этого образа будет звучать правдиво и выразительно.
М.П. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов
Музыкальная грамота
В пространстве клавиатуры
- Слушай, анализируй, размышляй
- Каково содержание этой МУЗЫКАЛЬНОЙ КАРТИНКИ ?
- Какие звуки слышны в аккомпанементе?
- Чей образ нарисован в музыке?
Кукушка (муз. А.С. Аренского, сл . Плещеева)
Т ам вдали за рекой Раздаётся порой: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Э то птичка кричит У зеленых ракит: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
П отеряла детей, Грустно бедненькой ей: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Д еток ищет, зовёт И тоскливо поёт: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
- Что ты извлёк для себя из урока?
- Что больше всего понравилось?
- Что оказалось самым трудным?
- Расскажи на музыкальных примерах, можно ли «увидеть» музыку?
- Какими средствами музыкальной выразительности (музыкальными красками) ты охарактеризуешь образы и содержание музыки, расскажешь о том, что «увидел», слушая музыку?
Домашнее задание:
- Вырази красками в рисунке понравившийся из прослушанных на уроке музыкальный образ.
Вывод
Содержание музыки – это всё то, что мы чувствуем, о чём думаем, что воображаем, когда слушаем и видим музыку.
Возникшие образы нам подскажут, о чём - добре или зле, красоте или безобразии – идёт в музыке разговор.
Используемые ресурсы
- Майкапар Александр. Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. - М.: 2004
- http://afisha.altune.ru/fony-dlya-prezentacii-powerpoint-detskie
- http://art.1september.ru/
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
- http://music-fantasy.ru/uroki-muzyki
- http://soundtimes.ru/