СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «Как “увидеть” музыку?» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»».

 Цель: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»

Задачи:

- развивать умение анализировать искусство, находить ответы на философско-творческие вопросы;

- способствовать активному, прочувственному и осознанному музыкальному восприятию учащихся, развитию их творческих способностей, формированию ассоциативного мышления;

- способствовать формированию познавательного интереса, накоплению музыкальных впечатлений, приобретению опыта музицирования и хорового исполнительства;

- расширять интонационно-образный словарь учащихся;

- учить применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, музицировании, слушании, импровизациях);

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Просмотр содержимого презентации
«4а_Ноги у дождя»

НОГИ  ДОЖДЯ Слова Кавадзи Рюко (Перевод с японского Веры Марковой)

НОГИ ДОЖДЯ

Слова Кавадзи Рюко

(Перевод с японского Веры Марковой)

1 Быстрые, быстрые Ноги у дождя. Через горы прыгают, Через реки прыгают, По полю бегут.

1

Быстрые, быстрые

Ноги у дождя.

Через горы прыгают,

Через реки прыгают,

По полю бегут.

2 Длинные, длинные Ноги у дождя. Цапли им завидуют: «Что за ноги длинные! С неба до земли».

2

Длинные, длинные

Ноги у дождя.

Цапли им завидуют:

«Что за ноги длинные!

С неба до земли».

3 Легкие, легкие Ноги у дождя. Легкие, звонкие. Топ-топ-топ по зонтику, По крыше топ-топ-топ!

3

Легкие, легкие

Ноги у дождя.

Легкие, звонкие.

Топ-топ-топ по зонтику,

По крыше топ-топ-топ!

4 Робкие, робкие Ноги у дождя. Только солнце выглянет, Только небо вызвездит, Сразу убегут.

4

Робкие, робкие

Ноги у дождя.

Только солнце выглянет,

Только небо вызвездит,

Сразу убегут.

Просмотр содержимого презентации
«Увидеть музыку»

Как «увидеть» музыку? Презентация  к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Проблема: «Как «увидеть» музыку?» Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области

Как «увидеть» музыку?

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс). Тема урока: Проблема: «Как «увидеть» музыку?»

Подготовила: И.В. Мокшанова , учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза

Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской области

ЦЕЛЬ: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?» ЗАДАЧИ:

ЦЕЛЬ: Исследование проблемы: «Как “увидеть” музыку?»

ЗАДАЧИ:

  • уметь анализировать искусство, находить ответы на философско-творческие вопросы;
  • прочувственно и осознанно слушать музыку;
  • накапливать музыкальные впечатления, приобретать опыт музицирования и хорового исполнительства;
  • расширять интонационно-образный словарь;
  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, музицировании, слушании, импровизациях);
  • осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Музыкальная выставка

Музыкальная выставка

Каждый композитор — художник М узыку, как «картину», композиторы изображают при помощи знаков-нот. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги складываются в такие знаки-ноты. Н оты означают особые музыкальные звуки. Из них складываются мелодии о ЗЕМЛЕ, ЕЁ ДАРАХ, ЛЮДЯХ, ИХ МЫСЛЯХ, ДЕЛАХ, ДОБРЕ . Всё это – ЖИЗНЬ .

Каждый композитор — художник

М узыку, как «картину», композиторы изображают при помощи знаков-нот. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги складываются в такие знаки-ноты.

Н оты означают особые музыкальные звуки. Из них складываются мелодии о ЗЕМЛЕ, ЕЁ ДАРАХ, ЛЮДЯХ, ИХ МЫСЛЯХ, ДЕЛАХ, ДОБРЕ . Всё это – ЖИЗНЬ .

Подумай, ответь

Подумай, ответь

  • Рассмотри нотный рисунок и постарайся услышать, что это за мелодия: колыбельная или маршевая музыка?
Образ музыки

Образ музыки

  • О чем рассказала музыка?
  • Ч то ты представил? Какую картину «увидел» в своём воображении?
  • Д ай названия прослушанным музыкальным произведениям.
О . Лассо «Эхо» В музыке звучат повторы: мелодия звучит в громкой динамике , а ее окончание (концовка фразы) повторяется на пиано , создавая красочный и яркий образ. Короткие фразы имеют разные интонации  – повелительные, вопросительные и даже просительные; в конце произведения – выразительное звуковое замирание. К ак удалось композитору изобразить эхо в музыке? П ригодилась ли ему динамика?  К акие средства музыкальной выразительности помогли тебе увидеть «картину эха»? В спомни, что такое «динамика» (динамические оттенки) ?

О . Лассо «Эхо»

В музыке звучат повторы: мелодия звучит в громкой динамике , а ее окончание (концовка фразы) повторяется на пиано , создавая красочный и яркий образ.

Короткие фразы имеют разные интонации – повелительные, вопросительные и даже просительные; в конце произведения – выразительное звуковое замирание.

  • К ак удалось композитору изобразить эхо в музыке?
  • П ригодилась ли ему динамика?
  • К акие средства музыкальной выразительности помогли тебе увидеть «картину эха»?
  • В спомни, что такое «динамика» (динамические оттенки) ?

Динамика (Динамические оттенки)

Динамика (Динамические оттенки)

  • Piano (р) — тихо
  • forte (f) — громко
  • pianissimo (рр) — очень тихо
  • fortissimo (ff) — очень громко
  • mezzo piano (mp) — умеренно тихо
  • mezzo forte (mf) — умеренно громко
  • sforzando (sf) – внезапно громко
Э. Григ «Утро»

Э. Григ «Утро»

  • Как звучала музыка Грига в начале и в конце произведения?
  • Как нарастала звучность?
  • Какие музыкальные инструменты звучали в начале, а какие – в конце произведения?
  • Какие музыкальные краски (средства музыкальной выразительности) использовал композитор, чтобы нарисовать в музыке постепенное пробуждение, оживление природы?
Игра «Музыкальное эхо»

Игра «Музыкальное эхо»

  • С ыграй солнце, жар (цвет красный, жёлтый, оранжевый).
Слушай, анализируй, сравнивай П офантазируй, что может делать ветер на равнине? К ак думаешь, можно ли изобразить воздух? Р ассмотри изображение воздуха на картинах художников-импрессионистов. П ослушай пьесу Клода Дебюсси «Ветер на равнине»
  • Слушай, анализируй, сравнивай
  • П офантазируй, что может делать ветер на равнине?
  • К ак думаешь, можно ли изобразить воздух?
  • Р ассмотри изображение воздуха на картинах художников-импрессионистов.
  • П ослушай пьесу Клода Дебюсси «Ветер на равнине» и полюбуйся игрой воздуха, его богатой «внутренней жизнью», восхитись красотой самой выразительности музыки.

1) К. Моне. Мост Ватерлоо

2) К. Моне. Впечатление. Восход солнца

Музыкальный анализ пьесы «Ветер на равнине» К. Дебюсси Р азвитие в произведении сводится к нескольким вариантам кружения, к порывам ветра и внезапным затиханиям. Так повторяется через равные промежутки времени в разных гармониях. Создаётся ощущение, будто ветер кружится на одном месте, а развитием становится... отсутствие развития в его привычном значении!  К омпозитор хорошо чувствует время: он заканчивает произведение тогда, когда ветер исчерпал свои силы и исчезает.

Музыкальный анализ пьесы «Ветер на равнине» К. Дебюсси

Р азвитие в произведении сводится к нескольким вариантам кружения, к порывам ветра и внезапным затиханиям. Так повторяется через равные промежутки времени в разных гармониях. Создаётся ощущение, будто ветер кружится на одном месте, а развитием становится... отсутствие развития в его привычном значении!

К омпозитор хорошо чувствует время: он заканчивает произведение тогда, когда ветер исчерпал свои силы и исчезает.

Думаем, размышляем П одумай, может такое быть, что ветер Дебюсси что-то нам недосказал? И почему он нам рассказывал примерно об одном и том же? В озможно такое, что на языке ветра это и есть разное, или ему больше не о чем рассказать?.. М ожно ли сказать, что жизнь ветра проходит бестолково?.. П очему же в этом произведении развитие музыки ветра идёт по спирали? П очему на Руси о человеке, который тратит время впустую, живёт разгульно и беззаботно, ничего не делая и не принося никакой пользы, говорили, что он ведёт ветреную (пустую) жизнь?
  • Думаем, размышляем
  • П одумай, может такое быть, что ветер Дебюсси что-то нам недосказал? И почему он нам рассказывал примерно об одном и том же?
  • В озможно такое, что на языке ветра это и есть разное, или ему больше не о чем рассказать?..
  • М ожно ли сказать, что жизнь ветра проходит бестолково?..
  • П очему же в этом произведении развитие музыки ветра идёт по спирали?
  • П очему на Руси о человеке, который тратит время впустую, живёт разгульно и беззаботно, ничего не делая и не принося никакой пользы, говорили, что он ведёт ветреную (пустую) жизнь?
Музыка Клода Дебюсси К лод Дебюсси – французский композитор-импрессионист. В его музыке также, у художников-импрессионистов, невидимое стало в искусстве реальным. С пособ развития музыки с «отсутствием развития» встречается редко. Такой способ развития музыки можно увидеть в произведениях К. Дебюсси: «Колокольный звон сквозь листву», «Затонувший собор», «Терраса, освещаемая лунным светом», «Фейерверк».  Д ля его музыкальных картин характерна поэтическая зарисовка впечатления, воспроизведение «внутренней жизни» явления , поэтому философско-содержательного смысла его музыкальные «зарисовки» не имеют. Клод Дебюсси (1862-1918)

Музыка Клода Дебюсси

К лод Дебюсси – французский композитор-импрессионист. В его музыке также, у художников-импрессионистов, невидимое стало в искусстве реальным.

С пособ развития музыки с «отсутствием развития» встречается редко. Такой способ развития музыки можно увидеть в произведениях К. Дебюсси: «Колокольный звон сквозь листву», «Затонувший собор», «Терраса, освещаемая лунным светом», «Фейерверк».

Д ля его музыкальных картин характерна поэтическая зарисовка впечатления, воспроизведение «внутренней жизни» явления , поэтому философско-содержательного смысла его музыкальные «зарисовки» не имеют.

Клод Дебюсси (1862-1918)

Кто в полях шумит пшеницей и летит крылатой птицей? «Ветер на равнине» в нотозаписи Этот знак в нотозаписи означает постепенное усиление или ослабление звучания (постепенная динамика)

Кто в полях шумит пшеницей и летит крылатой птицей?

«Ветер на равнине» в нотозаписи

Этот знак в нотозаписи означает постепенное усиление или ослабление звучания (постепенная динамика)

Музыкальная лаборатория

Музыкальная лаборатория

  • П орывом ветра занесло ноту на вторую линейку (НОТА СОЛЬ) .
  • Н ажми нужную клавишу и узнай, как он звучит.
  • А если нажать дважды, то получится слово.
  • В оспроизведи умозрительно звучание на клавиатуре «увиденной» в нотной графике музыки .
  • Б ыстрый ветер или не очень, сильный или лёгкий – придумай и сыграй (на любом музыкальном инструменте). Или спой.
  • О т ветра в траве укрылись невидимые нами зверюшки. Смотрят оттуда, разговаривают, поют. Попробуй услышать как, и спой.
«Ноги дождя» (муз. З.А . Левиной) «Падает снег » (сл. В. Приходько) «Кукушка » (муз. А.С . Аренского) Разучивание и пение

«Ноги дождя» (муз. З.А . Левиной)

«Падает снег » (сл. В. Приходько)

«Кукушка » (муз. А.С . Аренского)

Разучивание и пение

Подумай, ответь Какими средствами композиторы «рисуют» образы дождя, кукушки? Как выразительно воспроизвести эти образы голосом, чтобы дождь не превратился в лужу, а кукушка не стала квакать? О чём узнали на сегодняшнем уроке? Как же можно увидеть музыку?  Влияет ли динамика на настроение произведения? Домашнее задание (вариативное):  Изобразить в рисунке  тихую или громкую музыку. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению («Эхо», «Утро», «Ветер на равнине»).
  • Подумай, ответь
  • Какими средствами композиторы «рисуют» образы дождя, кукушки?
  • Как выразительно воспроизвести эти образы голосом, чтобы дождь не превратился в лужу, а кукушка не стала квакать?
  • О чём узнали на сегодняшнем уроке?
  • Как же можно увидеть музыку?
  • Влияет ли динамика на настроение произведения?
  • Домашнее задание (вариативное):
  • Изобразить в рисунке тихую или громкую музыку.
  • Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся музыкальному произведению («Эхо», «Утро», «Ветер на равнине»).
Вывод П рирода дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам лучше их понять. Ч тобы их понять - нужно почувствовать их душой и сердцем.

Вывод

П рирода дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам лучше их понять.

Ч тобы их понять - нужно почувствовать их душой и сердцем.

Используемые ресурсы

Используемые ресурсы

  • http ://a-bibik.blogspot.ru
  • https :// music-education.ru/proizvedeniya-dlya-hora/
  • http ://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/raskazy-dlja-detei/georgii-skrebickii-raskazy


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!