Интонация и смысл
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Интонационная природа в музыке .
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛЬ: Продолжение углублённого изучения интонационной природы музыки
ЗАДАЧИ:
- познакомиться с оперой М.П. Мусоргского «Борис Годунов», накапливать интонационно-слуховой опыт;
- классифицировать интонации по жанровому («знак» жанра) и эмоционально-образному содержанию («знак» эмоции);
- определять выразительное значение музыкальной интонации, исследовать зависимость от неё смысла передаваемого образа;
- исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений, воплощать интонационно-выразительный замысел авторов при исполнении вокально-хоровых произведений.
Cпой интонационно выразительно
«Падает снег»
«Монтёр»
Интонационная выставка
Интонация жанра
Зыбка поскрипывает,
Андрей-воробей, не гоняй голубей,
Котенька мурлыкает,
Гоняй галочек из-под палочек;
Тихо песенки поёт,
Не клюй песок, не тупи носок!
Дрёму к Васеньке зовёт.
Пригодится носок клевать колосок.
Дрёма к Васеньке идёт,
Под головку сон кладёт.
Антошка, Антошка, соломенная ножка, сам с ноготок — голова с локоток!
Серёжка оглянулся, пузыриком надулся — а пузырик-то в лесок скачет-скачет по грибок!
Прокоп, Прокоп — голова с укроп, нос крючком, хохол торчком!
Фольклорные песенки-дразнилки
Федя-Медя-требуха, съел корову, и быка, и пятнадцать поросят, — только хвостики висят!
М. Мусоргский. Сцена Юродивого с мальчишками (из оперы «Борис Годунов»)
- П рослушай музыку. Как думаешь, кого дразнят — ребёнка или взрослого?
- К аким видится и слышится этот человек?
- Ч то он может делать, о чём может петь?
- П лохой он или хороший человек? Какое чувство вызывает?
- М ожет ли такой человек стать объектом насмешек?
М. Мусоргский. Сцена Юродивого с мальчишками (из оперы «Борис Годунов»)
П.И. Чайковский. Хор мальчиков (из оперы «Пиковая дама»)
Ж. Бизе. Хор мальчиков (из оперы «Кармен»)
Разучиваем, поём, играем
ХОР МАЛЬЧИКОВ (из оперы Ж. Бизе «Кармен»
Вместе с новым караулом бодро мы идём сюда,
Трубите трубы смелее: та‐ра‐та, та‐та, ра‐та‐та!
Выправкой своей гордимся, чем же не солдаты мы?
Смотрите, как отличимся ‐ раз, два, ровней иди!
Грудь вперёд, бодрей идите, прямо, гордо голова.
Вверх выше ноги тяните, молодцы мы хоть куда!
Вместе с новым караулом бодро мы идём сюда,
Трубите трубы смелее: та‐ра‐та, та‐та, ра‐та‐та.
Разучиваем, поём, играем
Разучиваем, поём, играем
М. Мусоргский. Сцена Кормилицы, Фёдора и Ксении (из оперы «Борис Годунов»)
Подумай, ответь
- Ч то ты услышал в музыкальной интонации героев оперы?
- К ак звучит шутка в сцене Кормилицы, Фёдора и Ксении? Имеет ли здесь шутка тот же смысл как в Сцене Юродивого с мальчишками?
- Г одится ли шутливая песня для поднятия настроения во время горя?
Подумай, с какой интонацией исполнишь песню?
1. К нам на новоселье
2. Н ам всего милее
Зимние деньки –
Жалует зима.
А за ней веселье,
Снежные аллеи,
Смех и кутерьма.
Лыжи и коньки!
Припев.
Припев: А ну, снежок,
А ну, дружок,
3. Б елый снег мохнатый
Лети, не уставай!
Пляшет за окном.
И двор, и дом,
Мы о нём, ребята,
И всё кругом
Песенку споём.
Припев.
Теплее укрывай!
Выучи песню
Вывод
М узыкальная интонация помогает нам постигать смысл жизни, видеть и сравнивать её различные проявления: добро и зло, радость и горе, справедливость и несправедливость.
М узыкальная интонация рисует музыкальный портрет человека, выражает его характер.
П ри помощи интонаций мы можем «увидеть» и услышать, как раньше жили люди, чем они занимались, какие у них были интересы.
Используемые ресурсы
- http://dnkultura.ortox.ru/tretijj_klass
- http://www.playcast.ru/uploads/2018/02/14/24631824.gif
- https ://www.stranamam.ru/community/6546978/
- https://youtu.be/4hpBwIoppvU
- https ://youtu.be/PnUCMpTTIsI