СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «Интонация и человеческие эмоции» (2 класс)

Категория: Музыка
Тема: УРОК 11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Исследование проблемы: «Классификация интонаций по эмоционально-образному содержанию».

 Цели и задачи:

  • определять выразительное значение музыкальной интонации;
  • исследовать зависимость смысла от интонации;  
  • различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров;
  • исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.

Просмотр содержимого презентации
«2 кл. Урок II.3_Интонация и человеческие эмоции»

Интонация и человеческие эмоции Презентация к уроку музыки  (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Классификация интонаций по эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений. Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области

Интонация и человеческие эмоции

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Классификация интонаций по эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений.

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  • определять выразительное значение музыкальной интонации;
  • исследовать зависимость смысла от интонации;
  • различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров;
  • исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки.
Чей портрет нарисовала музыка?

Чей портрет нарисовала музыка?

  • Как ты узнал эти произведения?
  • Что помогло тебе узнать музыку?
  • Как с помощью музыки композитор создаёт чей-либо портрет? Какие выразительно-изобразительные средства использует?
Чей портрет нарисовала музыка? П ортрет человека позволяет увидеть в нём многое, и прежде всего – его характер. О многих людях мы можем судить сегодня только по портретам, потому что искусство фотографии ещё очень молодо, ему только 170 лет. М ногое без изобразительного искусства было бы скрыто от наших глаз, и значит - закрыто для нашего знания.

Чей портрет нарисовала музыка?

П ортрет человека позволяет увидеть в нём многое, и прежде всего – его характер.

О многих людях мы можем судить сегодня только по портретам, потому что искусство фотографии ещё очень молодо, ему только 170 лет.

М ногое без изобразительного искусства было бы скрыто от наших глаз, и значит - закрыто для нашего знания.

Неоднозначность человеческих эмоций СТРАХ П одумай, почему так говорят? «У страха глаза велики». «Страх силы прибавляет». «Не иначе как со страху».

Неоднозначность человеческих эмоций

СТРАХ

  • П одумай, почему так говорят?

«У страха глаза велики».

«Страх силы прибавляет».

«Не иначе как со страху».

Либретто М.И. Глинка. Сцена из оперы «руслан и людмила»

Либретто

М.И. Глинка. Сцена из оперы «руслан и людмила»

Неоднозначность человеческих эмоций

Неоднозначность человеческих эмоций

Неоднозначность человеческих эмоций

Неоднозначность человеческих эмоций

  • Подумай, ответь:
  • М ог ли Фарлаф, освободившись от страха, спеть своё хвалебное рондо медленно, чванливо, с ощущением самодовольства и величия?
  • К акой была интонация, рисующая образ Фарлафа?
  • К акие выразительные средства использовал М. Глинка, чтобы правдиво передать образ лжеца, труса и подлеца?
  • П охожи ли интонации «Болтуньи» С. Прокофьева и Фарлафа между собой?
  • О динаковые ли явления их породили? Одинаковые ли чувства они выражают?
Слушай, анализируй, размышляй К акие чувства передаёт музыка? Какие эмоции возникли у тебя? К огда нам плохо, мы безропотно смиряемся с этим или пытаемся выйти из такого состояния? П одумай, что может человек потерять такое, чтобы так глубоко и возвышенно страдать? К ак бы ты назвал эти музыкальные образы? К акие выразительно-изобразительные средства передают чувство обречённости?
  • Слушай, анализируй, размышляй
  • К акие чувства передаёт музыка? Какие эмоции возникли у тебя?
  • К огда нам плохо, мы безропотно смиряемся с этим или пытаемся выйти из такого состояния?
  • П одумай, что может человек потерять такое, чтобы так глубоко и возвышенно страдать?
  • К ак бы ты назвал эти музыкальные образы?
  • К акие выразительно-изобразительные средства передают чувство обречённости?
С.М. Майкапар (1867-1938) Р. Шуман (1810-1856) С. Майкапар . Сиротка Р. Шуман. Бедный сиротка Р. Шуман. Первая утрата

С.М. Майкапар (1867-1938)

Р. Шуман (1810-1856)

С. Майкапар . Сиротка

Р. Шуман. Бедный сиротка

Р. Шуман. Первая утрата

Композиторы, разделённые почти столетием, почти одинаково выражают одно и то же чувство: выявляют одни и те же противоречия в эмоциях и выражают их в музыке сходным образом. Неоднозначность человеческих эмоций

Композиторы, разделённые почти столетием, почти одинаково выражают одно и то же чувство: выявляют одни и те же противоречия в эмоциях и выражают их в музыке сходным образом.

Неоднозначность человеческих эмоций

Разучиваем, поём, играем Д.Б. Кабалевский. Монтёр

Разучиваем, поём, играем

Д.Б. Кабалевский. Монтёр

Разучиваем, поём, играем Д.Б. Кабалевский . Монтёр Прослушай, ответь К акими выразительно-изобразительными средствами передаются эмоции в песне «Монтёр»? На сосну медведь полез, Осветить задумал лес. Но случилась тут беда – Перепутал провода... Грустно смотрит мишка вниз, Света нет, и сам повис.

Разучиваем, поём, играем

Д.Б. Кабалевский . Монтёр

  • Прослушай, ответь
  • К акими выразительно-изобразительными средствами передаются эмоции в песне «Монтёр»?

На сосну медведь полез,

Осветить задумал лес.

Но случилась тут беда –

Перепутал провода...

Грустно смотрит мишка вниз,

Света нет,

и сам повис.

О брати внимание на уточнение характера музыки (и настроения медведя!) и его изменение.
  • О брати внимание на уточнение характера музыки (и настроения медведя!) и его изменение.
Разучиваем, поём, играем Д.Б. Кабалевский . Монтёр На сосну медведь полез, Осветить задумал лес. Но случилась тут беда – Перепутал провода... Грустно смотрит мишка вниз, Света нет, и сам повис.

Разучиваем, поём, играем

Д.Б. Кабалевский . Монтёр

На сосну медведь полез,

Осветить задумал лес.

Но случилась тут беда –

Перепутал провода...

Грустно смотрит мишка вниз,

Света нет,

и сам повис.

«Падает снег»

«Падает снег»

Вывод И композиторское, и исполнительское, и слушательское содержание музыки имеют общее — логику развития эмоций. Музыка, несмотря на свою «рассеянность» в пространстве и времени (многих композиторов разделяют столетия), сходные чувства выражает сходными интонациями и в сходной логике. С помощью музыкальных интонаций мы узнаём о чувствах других людей и переживаем эти чувства вместе с ними.

Вывод

И композиторское, и исполнительское, и слушательское содержание музыки имеют общее — логику развития эмоций.

Музыка, несмотря на свою «рассеянность» в пространстве и времени (многих композиторов разделяют столетия), сходные чувства выражает сходными интонациями и в сходной логике.

С помощью музыкальных интонаций мы узнаём о чувствах других людей и переживаем эти чувства вместе с ними.

Просмотр содержимого презентации
«7»

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» Либретто (фрагмент)

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Либретто (фрагмент)

Действие второе Пустынное место. Появляется Фарлаф. Фарлаф  (в испуге) Я весь дрожу... и если бы не ров, Куда я спрятался поспешно, Не уцелеть бы мне! Что делать мне? Опасный путь мне надоел. И стоит ли того княжны умильный взор, Чтоб за него проститься с жизнью? Но кто там? Приближается Наина. Страшная старушка зачем идёт сюда?

Действие второе

Пустынное место. Появляется Фарлаф.

Фарлаф (в испуге)

Я весь дрожу... и если бы не ров,

Куда я спрятался поспешно,

Не уцелеть бы мне!

Что делать мне?

Опасный путь мне надоел.

И стоит ли того княжны умильный взор,

Чтоб за него проститься с жизнью?

Но кто там?

Приближается Наина.

Страшная старушка зачем идёт сюда?

Наина Поверь, напрасно ты хлопочешь, И страх, и муки переносишь: Людмилу мудрено сыскать — Она далёко забежала. Ступай домой и жди меня; Руслана победить, Людмилой овладеть Тебе я помогу. Фарлаф Но кто же ты? (про себя) От страха сердце замирает! Старушки злобная улыбка Мне, верно, горе, горе предвещает! (Наине) Откройся мне, скажи, кто ты?

Наина

Поверь, напрасно ты хлопочешь,

И страх, и муки переносишь:

Людмилу мудрено сыскать —

Она далёко забежала.

Ступай домой и жди меня;

Руслана победить,

Людмилой овладеть

Тебе я помогу.

Фарлаф

Но кто же ты?

(про себя)

От страха сердце замирает!

Старушки злобная улыбка

Мне, верно, горе, горе предвещает!

(Наине)

Откройся мне, скажи, кто ты?

Наина Зачем тебе-то знать? Не спрашивай, но слушай. Ступай домой и жди меня; Руслана победить, Людмилой овладеть Тебе я помогу. Фарлаф (про себя) Вот новые тревоги мне! Старушки взор меня смущает Не менее опасного пути... (Наине) О, сжалься надо мной! И, если ты можешь в горе мне помочь, Откройся, наконец, Скажи, кто ты.

Наина

Зачем тебе-то знать?

Не спрашивай, но слушай.

Ступай домой и жди меня;

Руслана победить,

Людмилой овладеть

Тебе я помогу.

Фарлаф

(про себя)

Вот новые тревоги мне!

Старушки взор меня смущает

Не менее опасного пути...

(Наине)

О, сжалься надо мной!

И, если ты можешь в горе мне помочь,

Откройся, наконец,

Скажи, кто ты.

Наина Итак, узнай: волшебница Наина я. Фарлаф О ужас! Наина (насмешливо) Но не страшись меня: К тебе я благосклонна; Ступай домой и жди меня. Людмилу унесём тайком, И Светозар за подвиг твой Отдаст тебе её в супруги. Руслана я сманю волшебством, В седьмое царство заведу; Погибнет он без вести. (Исчезает.)

Наина

Итак, узнай: волшебница Наина я.

Фарлаф

О ужас!

Наина

(насмешливо)

Но не страшись меня:

К тебе я благосклонна;

Ступай домой и жди меня.

Людмилу унесём тайком,

И Светозар за подвиг твой

Отдаст тебе её в супруги.

Руслана я сманю волшебством,

В седьмое царство заведу;

Погибнет он без вести.

(Исчезает.)

Фарлаф О радость! Я знал, я чувствовал заране, Что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг! Близок уж час торжества моего: Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас! Витязь, напрасно ты ищешь княжну, До неё не допустит волшебницы власть тебя! Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь, И милого сердцу напрасно ты ждёшь: Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет! Смиришься пред властью Наины, княжна!

Фарлаф

О радость! Я знал, я чувствовал заране,

Что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг!

Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!

Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь,

И милого сердцу напрасно ты ждёшь:

Ни вопли, ни слёзы — ничто не поможет!

Смиришься пред властью Наины, княжна!

Близок уж час торжества моего: Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас! Витязь, напрасно ты ищешь княжну, До неё не допустит волшебницы власть тебя! Руслан, забудь ты о Людмиле! Людмила, жениха забудь! При мысли обладать княжной Сердце радость ощущает И заранее вкушает Сладость мести и любви. Близок уж час торжества моего: Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас! Витязь, напрасно ты ищешь княжну, До неё не допустит волшебницы власть тебя!

Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!

Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

Руслан, забудь ты о Людмиле!

Людмила, жениха забудь!

При мысли обладать княжной

Сердце радость ощущает

И заранее вкушает

Сладость мести и любви.

Близок уж час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас!

Витязь, напрасно ты ищешь княжну,

До неё не допустит волшебницы власть тебя!

В заботах, тревоге, досаде и грусти Скитайся по свету, мой храбрый соперник! Бейся с врагами, влезай на твердыни! В тревоге, досаде и грусти Скитайся по свету, мой храбрый соперник! Бейся с врагами, влезай на твердыни! Не трудясь и не заботясь, Я намерений достигну, В замке дедов ожидая Повеления Наины, Повеления Наины.

В заботах, тревоге, досаде и грусти

Скитайся по свету, мой храбрый соперник!

Бейся с врагами, влезай на твердыни!

В тревоге, досаде и грусти

Скитайся по свету, мой храбрый соперник!

Бейся с врагами, влезай на твердыни!

Не трудясь и не заботясь,

Я намерений достигну,

В замке дедов ожидая

Повеления Наины,

Повеления Наины.

Близок час торжества моего! Близок час торжества моего: Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас, Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас! Близок час торжества моего! Близок час торжества моего: Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас, Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас, Уйдёт далеко, далеко от нас! (Уходит.)

Близок час торжества моего!

Близок час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,

Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас!

Близок час торжества моего!

Близок час торжества моего:

Ненавистный соперник уйдёт далеко от нас,

Ненавистный соперник уйдёт далеко, далеко от нас,

Уйдёт далеко, далеко от нас!

(Уходит.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!