СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке на тему «Былинное народное творчество» (3 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена учителям музыки и обучающимся 3 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 3 урока 2 четверти «Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества».

 Цели и задачи:

 - расширить знания детей о былинном эпосе;

- различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера: находить истоки особого интонационного склада русской музыки  в знаменных распевах, узнавать по характерным чертам жанр былины;

- разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов;

 - «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;

- воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, киноискусством.

Просмотр содержимого презентации
«3 кл_Былины»

Былинное народное творчество Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской области

Былинное народное творчество

Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока: Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества

Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза

Н.И. Бореева

г. Моршанска Тамбовской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

  • различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера: находить истоки особого интонационного склада русской музыки в знаменных распевах, узнавать по характерным чертам жанр былины;
  • разучивать и исполнять былинные напевы; стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности былинных напевов;
  • «познакомиться» с семейством Рябининых - носителями северной традиции, как хранителями старинных напевов;
  • воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой, литературой, кино.
Спой, повтори

Спой, повтори

  • К какому жанру народной песни принадлежат эти песни?
  • К какой музыкальной области можно их отнести - к песенности, танцевальности, маршевости?
Слушай, думай, размышляй «Тропарь к Рождеству Христову» «Достойно есть» «Свет тихий» В  знаменных распевах идет поступенное движение мелодической линии. П о своему интонационному складу знаменные распевы близки к народной протяжной песне.

Слушай, думай, размышляй

  • «Тропарь к Рождеству Христову»
  • «Достойно есть»
  • «Свет тихий»

В знаменных распевах идет поступенное движение мелодической линии.

П о своему интонационному складу знаменные распевы близки к народной протяжной песне.

  • Ч то послужило началом духовной музыки?
  • К акой жанр проявляется в духовной музыке?
Отгадай За Русь стоит он Гордо и твёрдо Ладно скроен, Крепко сшит, С оружием в руке И вере в себе. За землю русскую стоит. Знают взрослые и дети – Нет людей сильней на свете. Одного напомню я:  Это - Муромец Илья.

Отгадай

За Русь стоит он

Гордо и твёрдо

Ладно скроен,

Крепко сшит,

С оружием в руке

И вере в себе.

За землю русскую стоит.

Знают взрослые и дети –

Нет людей сильней на свете.

Одного напомню я: 

Это - Муромец Илья.

Богатыри земли Русской К то такие богатыри? К аких богатырей знаешь? В каких народных эпических песнях рассказывается о богатырях? Ч то такое былины? П очему говорят: «Было и прошло, да быльём поросло»? В. Васнецов. Богатыри (Три богатыря), 1898 г. Былина. СтАрина  «Приобщитесь мыслью к вашим братьям, жившим три тысячи лет тому назад [...], примите на себя все их страдания, все их мечты, и вы почувствуете, как расширяется ваш ум и сердце...». Г. Флобер

Богатыри земли Русской

  • К то такие богатыри?
  • К аких богатырей знаешь?
  • В каких народных эпических песнях рассказывается о богатырях?
  • Ч то такое былины?
  • П очему говорят: «Было и прошло, да быльём поросло»?

В. Васнецов. Богатыри (Три богатыря), 1898 г.

Былина. СтАрина

«Приобщитесь мыслью к вашим братьям, жившим три тысячи лет тому назад [...], примите на себя все их страдания, все их мечты, и вы почувствуете, как расширяется ваш ум и сердце...». Г. Флобер

Было и прошло, да быльём поросло… Б ылины – древний жанр русского песенного фольклора. Н ародные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей . Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. Б ылина, быль – от слова «было». В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

Было и прошло, да быльём поросло…

Б ылины – древний жанр русского песенного фольклора.

Н ародные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей . Они говорили нараспев, как неторопливое повествование.

Б ылина, быль – от слова «было».

В былинах рассказывалось о важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.

Былина « О Микуле Селяниновиче и князе Вольге »

Былина

« О Микуле Селяниновиче и князе Вольге »

Богатырь-пахарь. Богатырь-святой А.П. Рябушкин. Микула Селянинович. 1895 г. Н.М. Маторин. Микула Селянинович. Начало XX в.

Богатырь-пахарь. Богатырь-святой

А.П. Рябушкин. Микула Селянинович. 1895 г.

Н.М. Маторин. Микула Селянинович. Начало XX в.

Слушай, анализируй…

Слушай, анализируй…

  • К аковы особенности жанра былины?
  • К аковы её исполнительские особенности?
  • К акие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания?
Помогают сохранить память о прошлом особенные люди – хранители напевов. Одни из таких «хранителей» - династия Рябининых. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры. Сказители рябинины

Помогают сохранить память о прошлом особенные люди – хранители напевов.

Одни из таких «хранителей» - династия Рябининых. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры.

Сказители рябинины

А.С. Аренский. Фантазия на темы Рябинина Х ранить можно по-разному! В музыке Аренского былина получила второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст, без слов раскрывающий его содержательную сущность. П роисходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил Флобер.

А.С. Аренский. Фантазия на темы Рябинина

Х ранить можно по-разному!

В музыке Аренского былина получила второе рождение: былинный напев погружается в музыкальный контекст, без слов раскрывающий его содержательную сущность.

П роисходит то самое «расширение ума и сердца», о котором говорил Флобер.

Парадокс былинного музыкального эпоса Подумай, ответь Р усский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста. П отому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто, как поёт Баян: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

Парадокс былинного музыкального эпоса

  • Подумай, ответь

Р усский народный былинный эпос связан чаще всего с произнесением текста.

П отому напевы и звучат несколько отстранённо, повествовательно, просто, как поёт Баян:

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»

  • О бязательно ли будет «могучей» музыка, повествующая о богатырях?
  • П рослушай мелодию . Подумай: Что могло на эту музыку петься?
  • К ак можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций?
Запев былины - вступление «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила») «Океан-море синее» (Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»)

Запев былины - вступление

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»)

«Океан-море синее» (Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко»)

Слушаем, разучиваем, поём Былина «Ой, по морю было, по морюшку» У ж как по морю-то было, по морю, По синему морю Хвалынскому, Уж как плавал там Сокол-корабль; Он и плавал там ровно тридцать лет.   Х орошо этот кораблик изукрашен был, Изукрашен был плисом-бархатом. Нос у корабля по-сокольему, Корма у корабля по-змеиному.   Н осом владел Алеша Попович млад, Кормой владел Многолюд богатырь, А всем кораблём - Илья Муромец. А всем кораблём - Илья Муромец.

Слушаем, разучиваем, поём

Былина «Ой, по морю было, по морюшку»

У ж как по морю-то было, по морю,

По синему морю Хвалынскому,

Уж как плавал там Сокол-корабль;

Он и плавал там ровно тридцать лет.

Х орошо этот кораблик изукрашен был,

Изукрашен был плисом-бархатом.

Нос у корабля по-сокольему,

Корма у корабля по-змеиному.

Н осом владел Алеша Попович млад,

Кормой владел Многолюд богатырь,

А всем кораблём - Илья Муромец.

А всем кораблём - Илья Муромец.

Слушаем, разучиваем, поём

Слушаем, разучиваем, поём

Я Ничего не понял Получил радость Расставь стрелочки Расстроился Научился Удивился Узнал что-то новое

Я

Ничего не понял

Получил радость

Расставь стрелочки

Расстроился

Научился

Удивился

Узнал что-то новое

Вывод Былины - жанр народного эпоса. Их тематика связана, в первую очередь , с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости. А  добро и мудрость о себе не кричат.  18

Вывод

Былины - жанр народного эпоса.

Их тематика связана, в первую очередь , с восстановлением справедливости, т.к. в них живут и подвиги, и философская, нравственная мудрость. Степенно, неторопливо, иногда с долей иронии они ведут рассказ о подвигах, о самопожертвовании во имя торжества добра и справедливости.

А добро и мудрость о себе не кричат.

18

Используемые ресурсы Литература: Виноградов П.Т. Сказитель И. Т. Рябинин и моя с ним поездка. – Томск: 1906;  Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895;  Чистов К.В. Рябинины / Чистов К.В. Русские сказители Карелии: Очерки и воспоминания. – Петрозаводск: 1980. С. 33-109. Интернет-ресурсы: http://8.orange3.ru/  http://kidsclever.ru/  https://kupidonia.ru/quizes  http://litena.ru/  http://lukoshko.net/  http://sitekid.ru/istoriya/bogatyri/  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru https://znanija.com/ 18

Используемые ресурсы

Литература:

  • Виноградов П.Т. Сказитель И. Т. Рябинин и моя с ним поездка. – Томск: 1906; 
  • Ляцкий Е. Сказитель И.Т. Рябинин и его былины. - М.: 1895; 
  • Чистов К.В. Рябинины / Чистов К.В. Русские сказители Карелии: Очерки и воспоминания. – Петрозаводск: 1980. С. 33-109.

Интернет-ресурсы:

  • http://8.orange3.ru/
  • http://kidsclever.ru/
  • https://kupidonia.ru/quizes
  • http://litena.ru/
  • http://lukoshko.net/
  • http://sitekid.ru/istoriya/bogatyri/
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru
  • https://znanija.com/

18

Просмотр содержимого презентации
«4а_Микула»

Микула Селянинович БЫЛИНА

Микула Селянинович

БЫЛИНА

Р анним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца. Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.

Р анним утром, ранним солнышком собрался Вольга брать дани-подати с городов торговых Гурчевца да Ореховца.

Села дружина на добрых коней, на каурых жеребчиков и в путь отправилась. Выехали молодцы в чистое поле, в широкое раздолье и услышали в поле пахаря. Пашет пахарь в поле, посвистывает, лемехи по камешкам почиркивают. Будто пахарь где-то рядышком соху ведет. Едут молодцы к пахарю, едут день до вечера, а не могут до него доскакать. Слышно, как пахарь посвистывает, слышно, как сошка поскрипывает, как лемешки почиркивают, а самого пахаря и глазом не видать.

Е дут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Е дут молодцы другой день до вечера, так же все пахарь посвистывает, сошенька поскрипывает, лемешки почиркивают, а пахаря нет как нет.

Т ретий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:

Т ретий день идет к вечеру, тут только молодцы до пахаря доехали. Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладет как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шелком по плечам рассыпаются.

А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Подивился на него Вольга, поклонился пахарю:

  • Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
  • - Здоров будь, Вольга Всеславьевич. Куда путь держишь?
  • - Еду в города Гурчевец да Ореховец, собирать с торговых людей дани-подати.
- Э х, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди   торговые,   стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит. Удивился Вольга, поклонился пахарю: - Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.

- Э х, Вольга Всеславьевич, в тех городах живут все разбойники, дерут шкуру с бедного пахаря, собирают за проезд по дорогам пошлины. Я поехал туда соли купить, закупил соли три мешка, каждый мешок сто пудов, положил на кобылку серую и домой к себе направился. Окружили меня люди   торговые,   стали брать с меня подорожные денежки. Чем я больше даю, тем им больше хочется. Рассердился я, разгневался, заплатил им шелковою плеткою. Ну, который стоял, тот сидит, который сидел, тот лежит.

Удивился Вольга, поклонился пахарю:

- Ай же ты, славный пахарь, могучий богатырь, поезжай ты со мной за товарища.

Ч то ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать. Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился. Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу: Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст. Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
  • Ч то ж, поеду, Вольга Всеславьевич, надо им наказ дать - других мужиков не обижать.

Снял пахарь с сохи гужи шелковые, распряг кобылку серую, сел на нее верхом и в путь отправился.

Проскакали молодцы полпути. Говорит пахарь Вольге Всеславьевичу:

  • Ох, неладное дело мы сделали, в борозде соху оставили. Ты пошли молодцов-дружинников, чтобы сошку из борозды выдернули, землю бы с нее вытряхнули, положили бы соху под ракитовый куст.
  • Послал Вольга трех дружинников. Вертят сошку они и так и сяк, а не могут сошку от земли поднять.
П ослал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать. Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули. Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла. Дело сделали и поехали богатыри дальше путем-дорогою.

П ослал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места содрать.

Тут поехал Вольга со всей дружиной. Тридцать человек без единого облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули.

Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одной рукой, из земли ее выдернул, из лемешков землю вытряхнул, подхватил, да и махнул за ракитовый куст. Полетела соха до облака, упала соха за ракитовый куст, в сырую землю по рукоятки ушла.

Дело сделали и поехали богатыри дальше путем-дорогою.

В от подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти. Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать. Пахарь плетью бьет, приговаривает: - Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!

В от подъехали они под Гурчевец да Ореховец. А там люди торговые хитрые: как увидели пахаря, подсекли бревна дубовые на мосту через речку Ореховец. Чуть взошла дружина на мост, подломились бревна дубовые, стали молодцы в реке тонуть, стала гибнуть дружина храбрая, стали кони, люди на дно идти.

Рассердились Вольга с Микулой, разгневались, хлестнули своих добрых коней, в один скок реку перепрыгнули. Соскочили на тот бережок, да и начали злодеев чествовать.

Пахарь плетью бьет, приговаривает:

- Эх вы, жадные люди торговые! Мужики города хлебом кормят, медом поят, а вы соли им жалеете!

В ольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней. Стали люди гурчевецкие каяться: Вы простите   нас за   злодейство,   за  хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует. Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой. Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:

В ольга палицей жалует за дружинников, за богатырских коней.

Стали люди гурчевецкие каяться:

  • Вы простите   нас за   злодейство,   за  хитрости. Берите с нас дани-подати, и пускай едут пахари за солью, никто с них гроша не потребует.

Взял Вольга с них дани-подати за двенадцать лет, и поехали богатыри домой.

Спрашивает пахаря Вольга Всеславьевич:

  • Ты скажи мне, русский   богатырь,   как   зовут тебя, величают по отчеству?
- П оезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как  меня  люди чествуют. Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном... Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Темная ночь идет - пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать : - Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!

- П оезжай ко мне, Вольга Всеславьевич, на мой крестьянский двор, так узнаешь, как  меня  люди чествуют.

Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном...

Еще заря горит, а у пахаря поле колосом шумит.

Темная ночь идет - пахарь хлеб жнет. Утром вы молотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолол, пироги завел. К вечеру созвал народ на почестен пир. Стали люди пироги есть, брагу пить да пахаря похваливать :

- Ай спасибо тебе, Микула Селянинович!

Просмотр содержимого презентации
«4б_Сказители Рябинины»

Сказители Рябинины

Сказители Рябинины

Хранители напевов

Хранители напевов

  • Помогают нам сохранить память о прошлом в былинах-сказаниях особенные люди – хранители напевов. Одни из таких «хранителей» - династия семьи Рябининых.
  • В русской фольклористике, пожалуй, нет другого имени, которое было бы окружено таким почетом и уважением, как Рябинины. Несколько поколений этой славной династии стали гордостью отечественной культуры.
Династия Рябининых

Династия Рябининых

  • Трофим Григорьевич Рябинин (1791-1885);
  • Иван Трофимович Рябинин (1844-1908);
  • Иван Герасимович Рябинин-Андреев (1873-1926);
  • Петр Иванович Рябинин-Андреев (1905 -1953).
Трофим Григорьевич Рябинин Т.Г. Рябинин - олонецкий крестьянин, выдающийся сказитель русских былин - родоначальник династии былинных сказителей Рябининых. В Кижах около Преображенской церкви висит скромная деревянная мемориальная доска, которая гласит, что на Кижском погосте похоронен русский былинщик Т.Г. Рябинин (1791-1885). Время безжалостно, оно сравняло могильный холмик с землей. И сейчас уже нельзя положить цветы на последнее место успокоения того, кто сам являлся редкостным цветком среди хранителей устно-поэтического слова нашего народа.

Трофим Григорьевич Рябинин

Т.Г. Рябинин - олонецкий крестьянин, выдающийся сказитель русских былин - родоначальник династии былинных сказителей Рябининых.

В Кижах около Преображенской церкви висит скромная деревянная мемориальная доска, которая гласит, что на Кижском погосте похоронен русский былинщик Т.Г. Рябинин (1791-1885).

Время безжалостно, оно сравняло могильный холмик с землей. И сейчас уже нельзя положить цветы на последнее место успокоения того, кто сам являлся редкостным цветком среди хранителей устно-поэтического слова нашего народа.

Кладбище Кижского погоста. Могила знаменитого народного сказителя Т.Г. Рябинина

Кладбище Кижского погоста. Могила знаменитого народного сказителя Т.Г. Рябинина

Из описаний петрозаводского чиновника П. Н. Рыбникова «Старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седою бородой и жёлтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность», - так описывал П.Н. Рыбников своё впечатление от сказителя Т.Г. Рябинина.

Из описаний петрозаводского чиновника П. Н. Рыбникова

«Старик среднего роста, крепкого сложения, с небольшой седою бородой и жёлтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке, поклоне, поступи, во всей его наружности с первого взгляда были заметны спокойная сила и сдержанность», - так описывал П.Н. Рыбников своё впечатление от сказителя Т.Г. Рябинина.

Из описаний петрозаводского чиновника П. Н. Рыбникова Слушал и перенимал былины Рябинин от других местных знатоков былин и любителей народного эпоса. Сам он занимался хлебопашеством. П.Н. Рыбников отметил его спокойствие, неторопливость, достоинство, «…уважение к самому себе и другим». В 1860 году П.Н. Рыбников записал от Т.Г. Рябинина свыше двух десятков произведений, ставших классикой русского фольклора: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ссора с князем Владимиром», «Илья и Калин-царь», «Вольга и Микула»  и др.

Из описаний петрозаводского чиновника П. Н. Рыбникова

Слушал и перенимал былины Рябинин от других местных знатоков былин и любителей народного эпоса. Сам он занимался хлебопашеством. П.Н. Рыбников отметил его спокойствие, неторопливость, достоинство, «…уважение к самому себе и другим».

В 1860 году П.Н. Рыбников записал от Т.Г. Рябинина свыше двух десятков произведений, ставших классикой русского фольклора: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Ссора с князем Владимиром», «Илья и Калин-царь», «Вольга и Микула» и др.

Летом 1871 г. Трофима Григорьевича пригласили в Петербург для выступления в Русском географическом обществе - одном из этнографических центров страны. Петербург начала 19-го века

Летом 1871 г. Трофима Григорьевича пригласили в Петербург для выступления в Русском географическом обществе - одном из этнографических центров страны.

Петербург начала 19-го века

3 декабря состоялось публичное выступление былинщика. Т.Г. Рябинина слушали президент Академии наук мореплаватель Ф.П. Литке, критик В.В. Стасов, фольклорист и литературовед О.Ф. Миллер, президент РГО великий князь Константин Николаевич. «Нет сомнения , - писала петербургская газета «Русский мир», - что слушание былин из уст самого сказителя - случай редкий и весьма интересный, который, вероятно, и привлек в заседание громадную публику, большая часть которой за неимением мест стояла».

3 декабря состоялось публичное выступление былинщика. Т.Г. Рябинина слушали президент Академии наук мореплаватель Ф.П. Литке, критик В.В. Стасов, фольклорист и литературовед О.Ф. Миллер, президент РГО великий князь Константин Николаевич.

«Нет сомнения , - писала петербургская газета «Русский мир», - что слушание былин из уст самого сказителя - случай редкий и весьма интересный, который, вероятно, и привлек в заседание громадную публику, большая часть которой за неимением мест стояла».

Тогда же, вероятно, М.П. Мусоргский записал мелодии двух былин Т.Г. Рябинина: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович». М.П. Мусоргский (1839-1881)

Тогда же, вероятно, М.П. Мусоргский записал мелодии двух былин Т.Г. Рябинина: «Вольга и Микула» и «Добрыня и Василий Казимирович».

М.П. Мусоргский (1839-1881)

Памятная медаль Трофиму Рябинину

Памятная медаль Трофиму Рябинину

Иван Трофимович Рябинин Отцовский талант и любовь к былинам перенял сын Трофима Григорьевича - Иван Трофимович (1844-1908).  Тексты И.Т. Рябинина вошли в сборник «Песни русского народа» (Спб., 1894).

Иван Трофимович Рябинин

Отцовский талант и любовь к былинам перенял сын Трофима Григорьевича - Иван Трофимович (1844-1908).

Тексты И.Т. Рябинина вошли в сборник «Песни русского народа» (Спб., 1894).

В 1893 году состоялись выступления сказителя в Петербурге перед различными аудиториями: в РГО, на заседании Русского литературного общества, на квартире у академика Я.К. Грота, у председателя песенной комиссии РГО Т.И. Филиппова, в учебных заведениях. Об Иване Трофимовиче, как когда-то об его отце, заговорили петербургские газеты. В 1894 году столь же успешно прошли «гастроли» сказителя в Москве. Выходцы из Карелии: собиратель фольклора П.Т. Виноградов и И.Т. Рябинин

В 1893 году состоялись выступления сказителя в Петербурге перед различными аудиториями: в РГО, на заседании Русского литературного общества, на квартире у академика Я.К. Грота, у председателя песенной комиссии РГО Т.И. Филиппова, в учебных заведениях.

Об Иване Трофимовиче, как когда-то об его отце, заговорили петербургские газеты.

В 1894 году столь же успешно прошли «гастроли» сказителя в Москве.

Выходцы из Карелии: собиратель фольклора П.Т. Виноградов и И.Т. Рябинин

Из воспоминаний российского и чехословацкого литературоведа  Е. Ляцкого Фольклорист и писатель Е. Ляцкий так описывает И.Т. Рябинина: «Небольшого роста, одетый в поддевку старинного покроя, с тихой вдумчивой речью и неторопливыми движениями, он производит впечатление спокойного и рассудительного человека. (…) Если прибавить к этому, что дома наш певец счастливый семьянин, а в поле и на рыбном промысле - неутомимый работник, то станет понятной та умилительная простота и душевная уравновешенность, которые сказываются сразу, при первом знакомстве с ним, и невольно вызывают симпатию и внимание к его невзрачной, худощавой фигуре».

Из воспоминаний российского и чехословацкого литературоведа Е. Ляцкого

Фольклорист и писатель Е. Ляцкий так описывает И.Т. Рябинина: «Небольшого роста, одетый в поддевку старинного покроя, с тихой вдумчивой речью и неторопливыми движениями, он производит впечатление спокойного и рассудительного человека. (…) Если прибавить к этому, что дома наш певец счастливый семьянин, а в поле и на рыбном промысле - неутомимый работник, то станет понятной та умилительная простота и душевная уравновешенность, которые сказываются сразу, при первом знакомстве с ним, и невольно вызывают симпатию и внимание к его невзрачной, худощавой фигуре».

Из воспоминаний российского и чехословацкого литературоведа  Е. Ляцкого

Из воспоминаний российского и чехословацкого литературоведа Е. Ляцкого

Иван Трофимович вяжет сети в родном доме Дом Рябининых в Гарницах (Кижи, Карелия. 1914 г.)

Иван Трофимович вяжет сети в родном доме

Дом Рябининых в Гарницах (Кижи, Карелия. 1914 г.)

В Москве фрагменты былин И.Т. Рябинина были записаны на фонограф. Это была первая фонозапись русского фольклора. На основе нотных расшифровок былинных напевов композитор А.С. Аренский создал свой знаменитый фортепианный концерт «Фантазия на темы былин Рябинина».

В Москве фрагменты былин И.Т. Рябинина были записаны на фонограф. Это была первая фонозапись русского фольклора.

На основе нотных расшифровок былинных напевов композитор А.С. Аренский создал свой знаменитый фортепианный концерт «Фантазия на темы былин Рябинина».

В 1902 году состоялась трехмесячная поездка сказителя по российским и зарубежным городам. Концерты И.Т. Рябинина начались в столице: Русское географическое общество, Соляной городок, Мраморный дворец, где былинщик пел перед президентом Академии наук великим князем Константином Константиновичем, квартира генерал-адъютанта графа И.И. Воронцова-Дашкова. И, наконец, сказитель спел в знаменитом Малахитовом зале Зимнего дворца для Николая II и его семьи. Самодержец российский пожаловал сказителю золотую медаль и часы с изображением государственного герба. Малахитовый зал Зимнего дворца

В 1902 году состоялась трехмесячная поездка сказителя по российским и зарубежным городам. Концерты И.Т. Рябинина начались в столице: Русское географическое общество, Соляной городок, Мраморный дворец, где былинщик пел перед президентом Академии наук великим князем Константином Константиновичем, квартира генерал-адъютанта графа И.И. Воронцова-Дашкова. И, наконец, сказитель спел в знаменитом Малахитовом зале Зимнего дворца для Николая II и его семьи.

Самодержец российский пожаловал сказителю золотую медаль и часы с изображением государственного герба.

Малахитовый зал Зимнего дворца

Из Петербурга былинщик И.Т. Рябинин выехал в Киев - эпический центр русского народа. На одном из киевских вечеров присутствовал гастролировавший там Ф.И. Шаляпин, «с большим вниманием, - как сообщала местная газета «Киевлянин», - слушавший русского рапсода». Ф.И. Шаляпин

Из Петербурга былинщик И.Т. Рябинин выехал в Киев - эпический центр русского народа.

На одном из киевских вечеров присутствовал гастролировавший там Ф.И. Шаляпин, «с большим вниманием, - как сообщала местная газета «Киевлянин», - слушавший русского рапсода».

Ф.И. Шаляпин

Ф.И. Шаляпина на концерт И.Т. Рябинина привели профессиональные интересы. Одной из любимых его опер была народная музыкальная драма М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В последней сцене оперы (под Кромами) композитор использовал мелодию былины «Вольга и Микула». Великому певцу было интересно услышать, как звучит рябининский напев в подлинном фольклорном исполнении. Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова (1918 г.) и Варлаама

Ф.И. Шаляпина на концерт И.Т. Рябинина привели профессиональные интересы. Одной из любимых его опер была народная музыкальная драма М.П. Мусоргского «Борис Годунов». В последней сцене оперы (под Кромами) композитор использовал мелодию былины «Вольга и Микула».

Великому певцу было интересно услышать, как звучит рябининский напев в подлинном фольклорном исполнении.

Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова (1918 г.) и Варлаама

Затем состоялись успешные выступления сказителя в Одессе, в Константинополе. Потом были Болгария, Сербия, Вена, Прага, Варшава. За границей Иван Трофимович был поражен тем, что здесь его «разумеют» и «стАринки его хвалят». Искусством русского былинщика восхищались болгарский писатель Иван Вазов и поэт Дмитрий Каравелов, крупнейший славист академик Ватрослав Ягич, будущий президент Сербской Академии наук А. Белич. Могила сказителя И.Т. Рябинина

Затем состоялись успешные выступления сказителя в Одессе, в Константинополе.

Потом были Болгария, Сербия, Вена, Прага, Варшава. За границей Иван Трофимович был поражен тем, что здесь его «разумеют» и «стАринки его хвалят».

Искусством русского былинщика восхищались болгарский писатель Иван Вазов и поэт Дмитрий Каравелов, крупнейший славист академик Ватрослав Ягич, будущий президент Сербской Академии наук А. Белич.

Могила сказителя И.Т. Рябинина

Иван Герасимович Рябинин-Андреев Преемником сказителя стал его пасынок Иван Герасимович Андреев (1873-1926). В историю фольклористики он вошел как Рябинин-Андреев. В течение нескольких лет он жил под Петербургом, в Колпине, и был рабочим знаменитого Ижорского завода. Рабочий - сказитель былин. Это уникальный случай в отечественной фольклористике.

Иван Герасимович Рябинин-Андреев

Преемником сказителя стал его пасынок Иван Герасимович Андреев (1873-1926). В историю фольклористики он вошел как Рябинин-Андреев. В течение нескольких лет он жил под Петербургом, в Колпине, и был рабочим знаменитого Ижорского завода.

Рабочий - сказитель былин. Это уникальный случай в отечественной фольклористике.

Иван Герасимович и Марфа Петровна Рябинины-Андреевы

Иван Герасимович и Марфа Петровна Рябинины-Андреевы

Пётр Иванович Рябинин-Андреев Последний из былинщиков в семье Рябининых-Андреевых - средний сын Ивана Герасимовича Петр (1905 -1953).  Его былины публиковались в фундаментальном классическом сборнике А.М. Астаховой «Былины Севера» (Л., 1951). В 1940 году вышла отдельная книга «Былины П.И. Рябинина-Андреева».

Пётр Иванович Рябинин-Андреев

Последний из былинщиков в семье Рябининых-Андреевых - средний сын Ивана Герасимовича Петр (1905 -1953).

Его былины публиковались в фундаментальном классическом сборнике А.М. Астаховой «Былины Севера» (Л., 1951).

В 1940 году вышла отдельная книга «Былины П.И. Рябинина-Андреева».

Пётр Иванович Рябинин-Андреев Сказитель много раз выступал в Петрозаводске, Ленинграде и других городах страны. Был награждён орденом «Знак Почета», принят в члены Союза писателей СССР.

Пётр Иванович Рябинин-Андреев

Сказитель много раз выступал в Петрозаводске, Ленинграде и других городах страны.

Был награждён орденом «Знак Почета», принят в члены Союза писателей СССР.

Пётр Иванович Рябинин-Андреев Фронтовые будни Петра Ивановича Рябинина-Андреева

Пётр Иванович Рябинин-Андреев

Фронтовые будни Петра Ивановича Рябинина-Андреева

Семья сказителя П.И. Рябинина-Андреева

Семья сказителя П.И. Рябинина-Андреева

Дом сказителей Рябининых-Андреевых (1945-1948 гг.) В историю русской фольклористики Рябинины вошли как былинщики.

Дом сказителей Рябининых-Андреевых (1945-1948 гг.)

В историю русской фольклористики Рябинины вошли как былинщики.

Источник шаблона:

Источник шаблона:

  • http ://pedsovet.su


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!