СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по миниатюре В.П.Астафьева "Записка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать на уроках литературы по творчеству В.П.Астафьева.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по миниатюре В.П.Астафьева "Записка"»

Литература  9 класс    фрагмент занятия  Анализ миниатюры В. П. Астафьева «Записка»   Росолова Л. М., МБОУ Брагинская СОШ №11

Литература 9 класс фрагмент занятия Анализ миниатюры В. П. Астафьева «Записка»

Росолова Л. М., МБОУ Брагинская СОШ №11

«Нам бы душу не забыть, нам бы немного добрее быть» В. М. Шукшин

«Нам бы душу не забыть, нам бы немного добрее быть»

В. М. Шукшин

Действия учителя Действия / предполагаемые ответы обучающихся - Прочитайте эпиграф, написанный на доске.   «Нам бы душу не забыть, нам бы немного добрее быть». Обучающиеся читают эпиграф.   В. М. Шукшин      - Выделите ключевые слова.      - О чем пойдет речь на уроке? Обучающиеся называют ключевые слова.

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

- Прочитайте эпиграф, написанный на доске.

«Нам бы душу не забыть, нам бы немного добрее быть».

Обучающиеся читают эпиграф.

 

В. М. Шукшин

 

 

- Выделите ключевые слова.

 

 

- О чем пойдет речь на уроке?

Обучающиеся называют ключевые слова.

Действия учителя  Действия / предполагаемые ответы обучающихся Учитель читает начало текста: « На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».   - Как вы думаете, кому адресована эта записка и кто адресант? Аргументируйте свой ответ. Обучающиеся предлагают варианты ответов (о домашнем животном, которое некуда деть).

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

Учитель читает начало текста: « На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».

- Как вы думаете, кому адресована эта записка и кто адресант? Аргументируйте свой ответ.

Обучающиеся предлагают варианты ответов (о домашнем животном, которое некуда деть).

« На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».

« На прокорм легка, хотя и объесть может, но не зловредна».

Действия учителя  Действия / предполагаемые ответы обучающихся - Учитель читает продолжение текста:  «Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы». Обучающиеся отвечают на вопросы (проблема взаимоотношений в семье: отцы и дети, муж и жена).     - Почему сын так поступил? Можно ли его понять, оправдать?

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

- Учитель читает продолжение текста:

«Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» ее на вокзале. В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы».

Обучающиеся отвечают на вопросы (проблема взаимоотношений в семье: отцы и дети, муж и жена).

 

- Почему сын так поступил? Можно ли его понять, оправдать?

Действия учителя Действия / предполагаемые ответы обучающихся - Выделите цветом ключевые слова из второго фрагмента, характеризующие мать и сына.  Обучающиеся выделяют КС ( мать : неграмотная, изношенная в работе, из деревни, плюшевой жакетки;    сын : привез в город, подбив продать, «забыл», вложил записку).       (мать – прилагательные, сын – глаголы, действия).  - Какие части речи характеризуют героев? (Сын – человек действия, мать подчиняется).   - Какую смысловую нагрузку несут глаголы и прилагательные?

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

- Выделите цветом ключевые слова из второго фрагмента, характеризующие мать и сына.

Обучающиеся выделяют КС ( мать : неграмотная, изношенная в работе, из деревни, плюшевой жакетки;

 

сын : привез в город, подбив продать, «забыл», вложил записку).

 

 

 

(мать – прилагательные, сын – глаголы, действия).

- Какие части речи характеризуют героев?

(Сын – человек действия, мать подчиняется).

 

- Какую смысловую нагрузку несут глаголы и прилагательные?

Действия учителя  - Учитель читает последнюю часть текста: Действия / предполагаемые ответы обучающихся  «Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».   - Какие слова помогут определить авторскую позицию? Значение каких слов вызвало затруднение? Объясните, пользуясь толковым словарем. Обучающиеся определяют авторскую позицию, подчеркивая КС ( жаль, публичная порка «я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно ); определяют значение слов (публичная порка, вица).

Действия учителя

- Учитель читает последнюю часть текста:

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

«Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно».

- Какие слова помогут определить авторскую позицию? Значение каких слов вызвало затруднение?

Объясните, пользуясь толковым словарем.

Обучающиеся определяют авторскую позицию, подчеркивая КС ( жаль, публичная порка «я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно );

определяют значение слов (публичная порка, вица).

Действия учителя  Действия / предполагаемые ответы обучающихся  - Какова основная мысль данного текста?    Обучающиеся определяют основную мысль (Жестокость и равнодушие сына, бросившего мать на вокзале).  - Как вы думаете, кто мог написать этот текст, опираясь на лексику? Определите жанр.

Действия учителя

Действия / предполагаемые ответы обучающихся

- Какова основная мысль данного текста?

 

Обучающиеся определяют основную мысль (Жестокость и равнодушие сына, бросившего мать на вокзале).

- Как вы думаете, кто мог написать этот текст, опираясь на лексику? Определите жанр.

А. И. Солженицын В. П. Астафьев В. Г. Распутин

А. И. Солженицын

В. П. Астафьев

В. Г. Распутин

Домашнее задание Письменно ответьте на вопрос по выбору (5-8 предложений) «Что дальше будет с героиней?» «Как эпиграф соотносится с текстом В. П. Астафьева?»

Домашнее задание

Письменно ответьте на вопрос по выбору (5-8 предложений)

  • «Что дальше будет с героиней?»
  • «Как эпиграф соотносится с текстом В. П. Астафьева?»
Результаты Находят в тексте ключевые слова для характеристики героев; Выявляют авторскую позицию через КС; Создают собственный текст, в соответствии с «Критериями ОГЭ».

Результаты

  • Находят в тексте ключевые слова для характеристики героев;
  • Выявляют авторскую позицию через КС;
  • Создают собственный текст, в соответствии с «Критериями ОГЭ».
Литература В. П. Астафьев «Затеси» (миниатюра «Записка»)

Литература

  • В. П. Астафьев «Затеси» (миниатюра «Записка»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!