Урок литературного чтения 3 класс Максим Горький
«Случай с Евсейкой»
Лихограй Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов,
МБОУ ООШ № 134
г. Уссурийск
Уссурийского городского округа
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жуёт.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
( прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией,с удивлением,
сожалением, вопросительно,
утвердительно, сердито, весело, скороговоркой)
Максим Горький
- Максим Горький – это писательский псевдоним, вымышленное имя. Настоящее имя писателя – Алексей Максимович Пешков.
Как вы думаете, что заставило писателя взять именно такой псевдоним?
Конечно, сейчас очень трудно сказать, что побудило писателя выбрать данный псевдоним, но существует мнение, что фамилию г орький писатель взял из-за своей горькой судьбы :
горького, безрадостного сиротского детства в доме деда, где за малейшую провинность он подвергался жестоким наказаниям;
два класса начального училища, жизнь «в людях» – «мальчиком» при магазине «модной обуви», прислугой у чертежника, посудником на пароходах, учеником в иконописной мастерской – и трудной юности: случайная поденная работа, дворник, садовник, чернорабочий, грузчик на пристани…
Имя – Максим – он взял в память об отце, который рано ушел из жизни.
Словарная работа
Солидно ходят по камням усатые лангусты
Семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина их доходит до 60 см
Боком- боком двигается краб
Везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии (морские анемоны)
Отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов
Цветут, качаются морские лилии
Мелькают, точно мухи, быстрые креветки
Вот тащится морская черепаха
По белым камням везёт свою раковину рак-отшельник
На ногу взбирается голотурия , похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит:
- Желаю с вами познакомиться поближе…
Дрожит перед носом морской пузырь , дуется, пыхтит…
Везде мелькают сифонофоры , точно стеклянные шарики…
… колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м,
у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи
2 урок
Речевая разминка Как он может жить на свете без усов и чешуи? Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои! Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом. Не родня ли это чудо безобразным осьминогам? Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?
Анализ текста
- Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
- Найдите и прочитайте отрывок о том , что увидел Евсейка на морском дне?
- Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.
- Реальные или сказочные эти животные?
- Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой?
- Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
- Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?»
- Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»?
- Почему же он не заплакал, испугавшись?
- Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
- Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
- Прочитайте разговор Евсейки с рыбой по ролям. Подумайте, с какой интонацией нужно читать?
- Что вы думаете об Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
Рефлексия
Мне понравилось… Я хочу…