Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»
Изучаем басни И. А. Крылова
«Зеркало
и Обезьяна»
Речевая разминка
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вспомните, по какому разделу работаем на уроках литературного чтения?
Великие русские писатели
Вспомните и назовите писателя, произведения которого изучаем
Иван
Андреевич
Крылов
1769 -1844
Назовите главный жанр произведений писателя
БАСНЯ
Вспомните, что мы знаем о БАСНЕ?
Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей.
Кто являются героями басни?
- Герои - животные, иногда люди.
Какова цель басни?
- Помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними.
Чем заканчивается басня?
Крылов изображает своих героев в смешных ситуациях. Помогает исправить недостатки, посмеявшись над ними.
Обратите внимание!
Басня заканчивается или начинается моралью - выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
С какой басней И. А. Крылова работали дома?
«Мартышка и Очки»
- Как вы считаете, с какой целью И. А. Крылов написал эту басню?
Рассмешить
Высмеять пороки людей
Научить правильному поведению
О ком пойдёт речь
на уроке?
Корчит рожи зверь-кривляка, Передразнивает всех. В цирке или зоопарке Обеспечен ей успех!
обезьяна
«Зеркало и Обезьяна»
- Почему слова в названии басни записаны с заглавной буквы?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Словарная работа
вид, облик, внешность;
ОБРАЗ -
крестный отец или мать по отношению к родителям крестника и к крестной;
КУМ, КУМА -
гримасы; неестественные телодвижения;
УЖИМКИ -
смешное, комическое в изображении героев и ситуаций, в которые они попадают;
САТИРА -
скрытно, незаметно от других, тихо, никто не знал.
УКРАДКОЙ -
о недостаточном, небольшом количестве кого-либо или чего-либо.
По пальцам перечесть -
посмотреть на себя.
На себя оборотиться -
не слушала.
Совет попусту пропал -
склонен к воровству.
На руку не чист -
Слушаем, читаем, думаем над содержанием басни!
«Зеркало и Обезьяна»
Оправдались ли ваши предположения, о чём будет басня?
- Понравилось ли Обезьяне её отражение в Зеркале? Узнала ли она себя в нём?
- Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или других?
Какие строки из басни стали крылатым выражением? Кому они принадлежат?
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Работаем с вопросом учебника!
с. 137 в. 3
Других не суди, на себя погляди (народная пословица).
Читаем басню по ролям!
Обезьяна
Медведь
Автор
Подведём итоги работы на уроке
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости!
С какой частичкой мудрости поделился с нами сегодня баснописец И. А. Крылов?
Что бы вы посоветовали Обезьяне?
Домашнее задание
с. 136
выразительное чтение
Благодарю за работу
на уроке!